Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Государственного комитета
Республики Башкортостан
по тарифам
от 6 марта 2023 года N 08-ОД
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам за 2022 год (далее - доклад)
Настоящий доклад подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ), пункта 3.4 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года N 466 (далее - Положение N 466).
Так, в соответствии с Положением N 466, Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года N 404, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан (далее - региональный государственный контроль (надзор)), а именно:
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе;
региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ):
1. При взаимодействии с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности (далее - контролируемые лица):
документарная проверка;
выездная проверка.
2. Без взаимодействия с контролируемыми лицами:
наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Основной целью КНМ является проверка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов).
ГКТ РБ осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении 901 контролируемого лица, в том числе:
- в электроэнергетике - 42;
- в сфере теплоснабжения - 110;
- в сфере водоснабжения (горячего, холодного) - 167;
- в сфере водоотведения - 99;
- в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - 36;
- в сфере обращения лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - 428;
- в области газоснабжения - 2;
- в сферах естественных монополий - 13;
- в части соблюдения предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе - 4.
ГКТ РБ в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год (далее - План) в рамках регионального государственного контроля (надзора) проведено 1 документарное КНМ в сфере теплоснабжения.
По итогам проведенного КНМ возбуждено 1 дело об административном правонарушении (вынесено постановление о наложении административного штрафа), также выдано предписание на устранение выявленных нарушений. По результатам проверки его исполнения выявленные нарушения устранены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора).
Приказом ГКТ РБ от 11 марта 2022 года N 08-ОД "О внесении изменений в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам на 2022 год" внесены изменения в план проведения плановых КНМ ГКТ РБ на 2022 год (далее - ежегодный план) посредством Федеральной государственной информационной системы "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", согласно которому плановые КНМ исключены из ежегодного плана.
В 2022 году внеплановые КНМ не проводились.
В 2022 году на основании заданий осуществлялось наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Так, ГКТ РБ за 2022 год проведено 7 КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде наблюдений за соблюдением обязательных требований в отношении 514 контролируемых лиц, по результатам которых объявлено 453 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение).
По результатам повторного мониторинга исполнения объявленных предостережений 370 или 81,6% контролируемых лиц от общего количества контролируемых лиц, получивших предостережения, раскрыли информацию в соответствии со стандартами.
В связи с запретом на возбуждение дел об административном нарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), без проведения КНМ с взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения, установленным постановлением N 336, в целях пресечения систематического нарушения обязательных требований материалы по 4 контролируемым лицам направлены для принятия решения и мер административного реагирования в Прокуратуру Республики Башкортостан, но результатам которых возбуждены 4 административных дела, и направлены в ГКТ РБ для рассмотрения по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (вынесены постановления о наложении административных штрафов).
Вместе с тем, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проведены профилактические мероприятия, такие как:
информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований - 11;
обобщение правоприменительной практики - 1;
объявление предостережения - 2;
консультирование - 485;
профилактический визит - 6.
Основной целью контрольных (надзорных) мероприятий, как и прежде является профилактика соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов).
За истекший период 2022 года выявлены следующие типовые нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов):
1. несоблюдение контролируемым лицом требований к ведению раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
2. нарушение контролируемым лицом установленного порядка ценообразования.
3. нарушение требований к соблюдению стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.
По результатам доклада можно выделить 2 проблемы при осуществлении регионального государственного контроля (надзора):
1) В связи с введением Федерального закона от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", а именно пункта 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ - Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса, значительно затрудняется принятие эффективных мер со стороны контрольного (надзорного) органа для привлечения контролируемого лица, допустившего нарушение, к административной ответственности, в случае выявления в ходе КНМ без взаимодействия, а также по результатам исполнения предостережений, фактов, указывающих на наличие признаков административного правонарушения. Также в связи с ограничением мер административного воздействия значительно падает дисциплина со стороны контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований в части стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.
Также со стороны контрольного (надзорного) органа в целях регуляторики препятствует получать достоверную и своевременную информацию о регулируемой деятельности контролируемого лица.
2) Низкий уровень юридического сопровождения при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемых лиц, выражаемой в отсутствии постоянного мониторинга изменений норм действующего законодательства Российской Федерации в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов). Данная проблема обуславливается перманентным наличием текучести кадров контролируемых лиц, причиной которой является низкий уровень оплаты труда, отсутствием обеспечения работодателем социальных гарантий и другими причинами.
Решение указанной проблемы носит комплексный характер, которое требует более эффективного использования ресурсов, необходимых для создания условий роста благосостояния граждан.
В заключение темы контрольной (надзорной) деятельности хотелось бы отметить, что, как и в 2022 году на 2023 год приоритетным для ГКТ РБ является направление на предупреждение нарушений обязательных требований, то есть отдан приоритет проведения профилактических мероприятий взамен проведения КНМ.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 6 марта 2023 г. N 8-ОД "Об утверждении доклада,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.