Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан, описание текущего развития профилактической деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - ГКТ РБ) по состоянию на 1 октября 2022 года осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан (далее - региональный государственный контроль (надзор)) в отношении 955 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица), в том числе в сферах:
естественных монополий -16
электроэнергетике - 42
газоснабжения - 1
теплоснабжения - 126
водоснабжения (горячего, холодного) - 137
водоотведения - 110
обращения с твердыми коммунальными отходами - 36
обращения лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - 487.
Контрольное (надзорное) мероприятие в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в сферах естественных монополий и в электроэнергетике, в области газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Республики Башкортостан (далее - обязательные требования) осуществляется в отношении 458 контролируемых лиц по осуществляемым ими видам деятельности.
Вместе с тем, в 2020 году введен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. С 10 марта 2022 года региональный государственный контроль (надзор) осуществляется ГКТ РБ с учетом особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336.
1. В 2021 году и 9 месяцев 2022 года контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц запланированы и проведены с применением риск-ориентированного подхода. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 ноября 2013 года N 515 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан" (в отношении осуществления регионального государственного контроля (надзора) в 2021 году), а также Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года N 466 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан" определены критерии отнесения деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска, в том числе:
1) в сфере теплоснабжения:
- объем выработанной, переданной тепловой энергии;
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
2) в сфере водоснабжения и водоотведения:
- объем реализуемого водоснабжения, водоотведения в тыс. куб. м.;
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
3) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:
- объем услуг в тыс. куб. м;
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
4) в сфере электроэнергетики:
- объем условных единиц;
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
5) в сфере перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении:
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
6) в сфере оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением федерального железнодорожного транспорта, и в сфере перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении:
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
7) в сфере обращения лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:
- предоставление расчетных материалов, в том числе в формате электронного шаблона, в целях проведения экономического анализа установленных предельных оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в период, предшествующий году, в котором принимается решение об утверждении плана проверок;
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года;
8) в сфере проведения технического осмотра транспортных средств:
- период осуществления регулируемой деятельности;
- привлечение к административной ответственности в связи с осуществлением регулируемой деятельности за предыдущие 3 года.
Информация по результатам контрольных (надзорных) мероприятий | ||
2021 год |
9 месяцев 2022 |
|
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий | ||
ГКТ РБ проведены 18 плановых контрольных (надзорных) мероприятий, из них 8 выездные и 10 документарные проверки и 41 внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие (в том числе без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями). Выполнение плана контрольных (надзорных) мероприятий составило 100%. Информация о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах внесена в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
ГКТ РБ проведено 1 плановое контрольное (надзорное) мероприятие в виде документарной проверки. Без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 42 контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" приказом ГКТ РБ от 11 марта 2022 года N 08-ОД "О внесении изменений в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам на 2022 год" внесены изменения в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий ГКТ РБ на 2022 год (далее - ежегодный план) посредством Федеральной государственной информационной системы "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", согласно которому плановые контрольные (надзорные) мероприятия исключены из ежегодного плана. Информация о проведенном контрольном (надзорном) мероприятии и его результатах внесена в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
|
Предмет регионального государственного контроля (надзора) | ||
Исполнение обязательных требований в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан в 2021 году оценивалось на предмет: соблюдения установленного порядка ценообразования в форме проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий деятельности контролируемых лиц; соблюдения стандартов раскрытия информации в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований; использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые тарифы (цены); принятия программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными требованиями. |
Исполнение обязательных требований в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан в 2022 году оценивалось на предмет: в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности; соблюдения установленного порядка ценообразования в форме проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий деятельности контролируемых лиц; раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности; правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов); соблюдения стандартов раскрытия информации в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований; использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые тарифы (цены). |
|
Основные нарушения, выявленные в ходе контрольных (надзорных) мероприятий | ||
Основными нарушениями, выявленными в ходе контрольных (надзорных) мероприятий деятельности контролируемых лиц являются: отсутствие раздельного учета (10 нарушений) и нарушение действующего порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) (4 нарушений), отсутствие программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (3 нарушения), несоблюдение стандартов раскрытия информации (25 нарушений), непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (16 нарушений). |
Основными нарушениями, выявленными в ходе контрольных (надзорных) мероприятий деятельности контролируемых лиц являются: отсутствие раздельного учета (1 нарушение), нарушение действующего порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) (1 нарушение), непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (2 нарушения), нарушение законодательства об обращении лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (6 нарушений), нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (17 нарушений), несоблюдение стандартов раскрытия информации в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами (402 нарушения) |
|
Результаты контрольных (надзорных) мероприятий | ||
В ходе проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий установлено, что 4 контролируемых лица осуществляли регулируемые виды деятельности без нарушений обязательных требований. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 58 нарушений обязательных требований. Без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 41 контрольных (надзорных) мероприятий. По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выдано 14 предписаний об устранении нарушений обязательных требований, возбуждено 48 дел об административных правонарушениях, из них по 37 делам вынесены постановления о наложении административного штрафа, по 8 делам - объявлено предупреждение, 2 дела прекращены, по 1 делу постановление о наложении административного штрафа отменено в судебном порядке. В 2021 году общая сумма наложенных административных штрафов составила 387 тыс. руб., в том числе: на должностных лиц 211 тыс. руб. на юридических лиц 150 тыс. руб. на индивидуальных предпринимателей 26 тыс. руб. Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 227 тыс. руб. |
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 429 нарушений обязательных требований. Без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 42 контрольных (надзорных) мероприятий. По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выдано 1 предписание об устранении нарушений обязательных требований, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, из них по 2 делам вынесены постановления о наложении административного штрафа, 1 дело прекращено. В 2022 году общая сумма наложенных административных штрафов составила 55 тыс. руб., в том числе: на должностных лиц 5 тыс. руб. на юридических лиц 50 тыс. руб. Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 55 тыс. руб. |
|
Результаты контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований | ||
По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований в 2021 году объявлено 275 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. По результатам проверки исполнения объявленных предостережений привлечено к административной ответственности 29 должностных лиц, 5 индивидуальных предпринимателей и 3 юридических лица |
По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований за 9 месяцев 2022 года объявлено 426 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. По результатам проверки исполнения объявленных предостережений привлечено к административной ответственности 1 должностное лицо. Материалы в отношении 17 контролируемых лиц направлены в Прокуратуру Республики Башкортостан для принятия решения и мер административного реагирования в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". |
|
Результаты профилактических мероприятий | ||
В 2021 году ГКТ РБ осуществлено информирование посредством размещения 4 информационных писем по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте ГКТ РБ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, а также в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система" (далее - ФГИС "ЕИАС"). В режиме видеоконференции 30 марта 2021 года проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), итоги которых размещены на официальном сайте ГКТ РБ. |
По итогам 9 месяцев 2022 года осуществлено информирование посредством размещения 1 информационного письма по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте ГКТ РБ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, а также в ФГИС "ЕИАС". Должностными лицами ГКТ РБ осуществлено 302 консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований. Объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (в том числе по обращению юридического лица, а также по информации, поступившей из структурных подразделений ГКТ РБ). Обеспечено ежегодное обобщение правоприменительной практики, и опубликован доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики (приказ ГКТ РБ от 11 марта 2022 года N 09-ОД). Проведено 5 профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан. |
ГКТ РБ в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18 августа 2016 года N 6, приказами ГКТ РБ от 6 декабря 2021 года N 31-ОД "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан" и от 4 июля 2022 года N 17-ОД "О внесении изменений в Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 6 декабря 2021 года N 31-ОД "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан" (утвержден и размещен на официальном сайте ГКТ РБ утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора). Указанный перечень включает в себя ссылки на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий по региональному государственному контролю (надзору).
На постоянной основе проводится работа по актуализации и размещению на законодательства в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), выполнение которых оценивается в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, которое размещено на официальном сайте ГКТ РБ.
Консультационная работа по вопросам регионального государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований с контролируемыми лицами, проводится на постоянной основе посредством направления письменных разъяснений на официальные запросы контролируемых лиц и средств массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.