Решение Калининградского областного суда от 19 мая 2023 г. N 3а-150/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Д.-С." об оспаривании нормативных актов Постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", Решения окружного Совета депутатов г. Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376 "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" в части, установил:
ООО "Д.-С." обратилось с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка N на основании договора аренды от 26 октября 2021 года N 154/2021-А. На указанном земельном участке ведется строительство на основании разрешения на строительство N 39315000-325/2010, который истек 1 августа 2014 года. В границах земельного участка в период действия разрешения на строительство были возведены следующие объекты: "Водно-моторная база отдыха, берегоукрепление, набережная общего пользования и причал маломерных судов" блок секция N 6-1, N 4-1, N 3-1. Далее в Генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" были внесены изменения, которые препятствовали дальнейшему строительству. 19 января 2021 года уведомлением N 028-68/у-10-73 Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" отказал административному истцу в предоставлении земельного участка N без проведения торгов и обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском об изъятии у Общества построенных объектов путем продажи с публичных торгов, а последнее оспорило отказ в предоставлении земельного участка. Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2246/2021 от 17 июня 2021 года признано незаконным уведомление от 19 января 2021 года N 028-68/у-10-73, администрация ГО "Город Калининград" понуждена к предоставлению ООО "Д.-С." земельного участка N сроком на три года, в изъятии построенных объектов отказано. Согласно п. 4.6 договора аренды, на основании постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года N 336, решения окружного Совета депутатов Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376 арендная плата устанавливается в двукратном размере, т.к. по истечении трех лет с даты предоставления земельного участка не введен в эксплуатацию построенный на этом участке объект. Согласно п. 12 Постановление Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В силу п. 2.2. Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утв. Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376, в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в двукратном размере арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством. Установление двукратного повышающего коэффициента при нарушении сроков строительства является незаконным, противоречит Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, коэффициенты арендной платы и их значения должны устанавливаться не произвольно, а с учетом уровня коммерческой привлекательности земельных участков, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры и призваны обеспечить поступление с бюджет платежей с соблюдением баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. Двукратный коэффициент арендной платы установлен произвольно, без экономического обоснования. Просит признать не действующим п. 12 Постановление Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", п. 2.2. Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утв. Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376.
Представитель административного истца ООО "Д.-С." М.И.Ю. заявленные административные исковые требования поддержала и пояснила, что установление повышающего коэффициента арендной платы за земельные участки, на которых находится объект, не введенный в эксплуатацию по истечении срока действия разрешения на строительство, является незаконным, поскольку он не предусмотрен федеральным законодательством (за исключением земельных участков, в на которых находятся незавершенные строительством жилищные объекты).
Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда З.Д.А. возражал против удовлетворения заявленных административных требований. Согласно письменному отзыву Совета депутатов, в преамбуле оспариваемого Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции изменений, внесенных решением городского Совета депутатов Калининграда от 14.09.2016 N 299), указывается на то, что данным Положением регулируются также условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с порядком определения размера арендной платы за указанные земельные участки, установленным органом государственной власти Калининградской области. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (статья дополнена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, установлен постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 (в редакции последующих изменений). При этом, подпунктом 1 пункта 2 данного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области рекомендовано обеспечить заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно порядку. Согласно пункту 12 указанного Порядка в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Пункт 2.2 Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утвержденного решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 28.11.2007 N 376 (в редакции последующих изменений), соответствует пункту 12 вышеуказанного Порядка. Решение окружного Совета депутатов города Калининграда от 28.11.2007 N 376, последующие решения городского Совета депутатов Калининграда от 19.06.2013 N 183, от 14.09.2016 N 299 принимались представительным органом муниципального образования городской округ "Город Калининград" в рамках полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 N 257. Пунктом 1 статьи 13 Устава городского округа "Город Калининград" определено, что официальным печатным изданием органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" является газета "Гражданин". Окружным Советом депутатов города Калининграда 28.11.2007 было принято решение N 376, которое было опубликовано в газете "Гражданин" (специальный выпуск) N 21 от 30.11.2007.
Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области Т.Ю.С. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала.
Представитель заинтересованного лица администрации ГО "Город Калининград" С.И.Ф. полагала необходимым в удовлетворении заявленных административных требований отказать, поддержав позицию административных ответчиков городского Совет депутатов г. Калининграда и Правительства Калининградской области.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пп. 6 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды заключается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.
В соответствии с п. 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, в случае, если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подпунктом "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.
Установлено, что ООО "Д.-С." является арендатором земельного участка N, площадью 22170 кв. м., по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от 26 октября 2021 года N 154/2021-А. Ранее этот же участок был предоставлен данному лицу на основании договора на передачу в аренду городских земель от 16 июня 2009 года N 009954.
Земельный участок N находится в государственной неразграниченной собственности.
На данном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства N, N, N, возведенные на основании разрешения на строительство N 39315000-325/2010, срок действия которого истек 1 августа 2014 года.
Согласно п. 4.6 договора аренды от 26 октября 2021 года N 154/2021-А арендная плата за земельный участок N устанавливается в двукратном размере, так как по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости (основание: Постановление Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", Положение "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утв. Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376).
Пунктом 12 Постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В силу п. 2.2 Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утв. Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376, в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в двукратном размере арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством.
Установление размера арендной платы для земельных участков, на которых находятся незавершенные строительством объекты, не относящиеся к жилищным, не урегулировано п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, а также аналогичной нормой, содержавшейся в п. 3 ст. 65 ЗК РФ, утратившей силу с 1 марта 2015 года.
Вместе с тем, по смыслу п.п. "д", "е" п. 2 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного акта), высший исполнительный орган власти субъекта РФ вправе распоряжаться собственностью субъекта РФ, в том числе устанавливать размер арендной платы в отношении участков, относящихся к собственности субъекта РФ.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (действовавшего на момент принятия Постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Введение оспариваемой нормы, не касающейся арендной платы для объектов незавершенного жилищного строительства, составляет предмет полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит актам большей юридической силы, что соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики N 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Таким образом, нормативный акт Постановление Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" издан уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Последующие изменения в федеральном законодательстве не противоречат оспариваемой норме Постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336.
Полномочия органа местного самоуправления на установление размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в том числе в редакции, действовавшей по состоянию на 28 ноября 2007 года).
В пп. 2 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ указано, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Оспариваемый п. 2.2 Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" тождественен норме, содержащейся в п. 12 Постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (хотя и принят ранее), то есть соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Двойной коэффициент арендной платы, оспариваемый в рамках настоящего административного дела, является санкцией за нарушение сроков строительства на арендуемом земельном участке; его целью является мотивация участников хозяйственной деятельности к исполнению принятых на себя обязательств по развитию территорий в установленные сроки. Вопреки мнению административного истца, данный принцип штрафа за просрочку разрешения на строительство федеральный законодатель допускает (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582).
Принцип же экономического обоснования платы, то есть с учетом коммерческой привлекательности земельного участка, его прибыльности и т.д., при таком повышении неприменим, поскольку, как указано выше, повышающий коэффициент носит природу санкции.
Таким образом, поскольку оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченными органами с соблюдением установленного порядка, не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "Д.-С." о признании недействующими и отмене п. 12 Постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года N 336 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", п. 2.2 Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, об условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утв. Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 28 ноября 2007 года N 376 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 мая 2023 г. N 3а-150/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании