Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
избирательной комиссии
Нижегородской области
от 27 июня 2023 года N 43/593-7
Порядок
приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Нижегородской области и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на должность Губернатора Нижегородской области
1. Прием листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Нижегородской области и проверку достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на должность Губернатора Нижегородской области осуществляет Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых для регистрации кандидата на должность Губернатора Нижегородской области (далее - Рабочая группа).
2. В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года N 70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области" (далее - Закон области) кандидат представляет в избирательную комиссию Нижегородской области (далее - Комиссия) листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований (далее - депутатов представительных органов), а также подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, форма которого утверждена постановлением Комиссии 09 июня 2023 года N 40/525-7 "О перечне и формах документов, представляемых для регистрации кандидата на должность Губернатора Нижегородской области, при назначении члена избирательной комиссии Нижегородской области с правом совещательного голоса, доверенных лиц, наблюдателей при проведении выборов Губернатора Нижегородской области" (далее - постановление Комиссии от 09 июня 2023 года N 40/525-7).
3. В отношении листов поддержки кандидата проверяется соответствие представленных листов поддержки кандидата списку лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата. В процессе приема каждый лист поддержки кандидата заверяется печатью избирательной комиссии Нижегородской области.
4. В случае выявления несоответствия данных в списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, с соответствующими данными в листах поддержки кандидата члены Рабочей группы предлагают кандидату устранить несоответствие, при этом возможно составление кандидатом (при приеме документов) уточненного списка лиц, которые поставили свои подписи в его листах.
5. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах одной папки кандидат или его доверенное лицо имеют право внести следующие изменения: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12). После этого вносятся изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленном на лицевой стороне обложки папки, и заверяются подписью кандидата или доверенного лица кандидата.
6. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона области число подписей депутатов, представляемых в избирательную комиссию Нижегородской области, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. Превышающими данное требование излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, содержащиеся в последних по нумерации листах поддержки кандидата.
7. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверка достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов проводится по возможности одновременно.
8. В случае, если кандидат представил подписи депутатов муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
9. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется членом Рабочей группы путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также об исполнении им соответствующих полномочий может быть проверена с использованием данных, содержащихся в ГАС "Выборы" и Реестре депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области, который ведется в соответствии с постановлением Комиссии от 15 марта 2023 года N 35/419-7.
В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
10. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена.
11. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа, либо собрана с принуждением или за вознаграждение, либо поставлена до выдвижения кандидата), Рабочая группа от имени Комиссии вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Комиссию до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично членом Рабочей группы в помещении Комиссии, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты и (или) их доверенные лица. Вместе с тем непосредственно опрос может проводить только уполномоченный на это член Рабочей группы.
По результатам проведения опроса составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса.
В случае, если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в Комиссию с подтверждением достоверности подписи, то опрос проводится в указанном выше порядке, а заявление прилагается к протоколу опроса.
12. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
Если подпись, проставленная ранее, признается недостоверной, засчитывается подпись, проставленная ранее оставшихся достоверных подписей данного лица.
13. Если при проверке подписей выявляется, что депутат представительного органа поставил несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись, а остальные подписи данного лица не засчитываются.
14. Признание подписи недостоверной возможно только по основаниям, прямо предусмотренным федеральным законодательством и Законом области.
15. С учетом требований пункта 18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), оснований, установленных статьей 36 Закона области, подпись депутата представительного органа может быть признана недостоверной в связи со следующим.
15.1. Подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа, либо собрана с принуждением или за вознаграждение.
15.2. Если подпись депутата представительного органа нотариально не засвидетельствована.
Данное основание вытекает из положений пункта 18 статьи 37 Федерального закона и части 4 статьи 34 Закона области о необходимости нотариального засвидетельствования подлинности подписи на листе поддержки кандидата.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса на листе поддержки кандидата;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
15.3. Подпись поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса о засвидетельствовании подлинности подписи.
15.4. Если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате представительного органа, подписавших лист поддержки кандидата, не соответствует действительности и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата представительного органа.
15.5. Если сведения о кандидате, депутате представительного органа либо дата и (или) время проставления подписи содержат исправления и этот недостаток не восполнен путем опроса депутата.
16. Результаты проверки достоверности подписей депутатов представительных органов заносятся членом Рабочей группы в ведомость проверки подписей (приложение 1 к Порядку), в которой указываются номера папки, листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, основания (причины) признания подписи недостоверной.
Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается составившими ее членами Рабочей группы.
Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается членом (членами) Рабочей группы.
В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
17. По окончании проверки достоверности подписей депутатов представительных органов по каждому кандидату составляется итоговый протокол (приложение 2 к Порядку), который подписывается руководителем Рабочей группы и представляется в Комиссию для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными, с указанием оснований признания их таковыми и количество не зачтенных подписей с указанием оснований признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки листов поддержки по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
Протокол прилагается к решению Комиссии. Копия протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат вправе получить в Комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем Рабочей группы ведомость проверки, в которой перечисляются основания (причины) признания подписей недостоверными, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
18. В решении Комиссии о регистрации (отказе в регистрации) кандидата указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные.
19. Листы поддержки кандидатов хранятся в помещении Комиссии в сейфах, металлических шкафах и иным способом, исключающим возможность их утраты и (или) подмены.
20. Документы подлежат хранению в порядке и в течение сроков, установленных постановлением Комиссии от 10 октября 2018 года N 82/1147-6 "О Порядке хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Губернатора Нижегородской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.