Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 июня 2023 г. N 424
"О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
Внести в государственную программу Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике", утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике", следующие изменения:
1) после паспорта подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива в Удмуртской Республике" дополнить разделом "Анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности" следующего содержания:
"Анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Основанием для разработки государственной программы являются:
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 года N 703-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Энергосбережение и энергоэффективность остаются по-прежнему актуальной и востребованной, представляющей собой многогранную, имеющую большое общественное и государственное значение проблему, от успеха в решении которой зависят экономическое состояние региона и рост благосостояния населения:
затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть бюджетных расходов, а также расходов граждан в структуре платы за коммунальные услуги;
коммунальная инфраструктура нуждается в обновлении основных производственных фондов, что позволит повысить не только эффективность производства и передачи энергоресурсов, но и качество, надежность энергоснабжения потребителей региона;
уровень энергетической эффективности предприятий реального сектора экономики - залог конкурентоспособности производимой продукции.
Реализация мероприятий государственной программы, направленных на обеспечение эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, позволит сократить затраты республиканского бюджета, создать условия для повышения уровня жизни населения, повысить эффективность и надежность функционирования систем коммунальной инфраструктуры на территории Удмуртской Республики.
Характеристика системы теплоснабжения
Система энергоснабжения Удмуртской Республики включает в себя:
7 источников комбинированной выработки тепловой и электрической энергии:
Ижевская ТЭЦ-1 филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс";
Ижевская ТЭЦ-2 филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс";
мини-ТЭЦ по ул. Дружбы, 2в, города Ижевска филиал "Удмуртский" ПАО "Т-Плюс";
Сарапульская ТЭЦ ООО "Губахинская Энергетическая Компания";
Воткинская ТЭЦ АО "Воткинский завод";
Глазовская ТЭЦ АО "Чепецкий механический завод";
ТЭС ООО "Автокотельная";
963 отопительные котельные;
атомные электростанции на территории Удмуртской Республики отсутствуют.
Производство электрической энергии на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, в том числе гидравлические, геотермальные, солнечные, ветроэлектрические установки, в республике не развито и в отчетных статистических данных не учитывается.
Тепловой баланс Удмуртской Республики (по данным за 2021 год) характеризуется следующими значениями показателей (таблица 1).
Таблица 1
Тепловой баланс Удмуртской Республики по данным за 2021 год
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
1 |
2 |
3 |
Выработка тепловой энергии |
Гкал |
10 273 230 |
Расход тепловой энергии на собственные нужды |
Гкал |
75 229 |
Отпуск тепловой энергии в сеть, всего, в том числе: |
Гкал |
10 198 001 |
ТЭЦ |
Гкал |
6 152 951 |
котельными |
Гкал |
4 045 050 |
Потери тепловой энергии в тепловой сети |
Гкал |
1 307 701 |
Полезный отпуск тепловой энергии, всего, в том числе: |
Гкал |
8 890 300 |
собственное потребление регулируемых организаций |
Гкал |
1 014 854 |
бюджет |
Гкал |
1 284 127 |
население |
Гкал |
3 777 163 |
прочие |
Гкал |
2 814 156 |
На производство тепловой энергии в 2021 году израсходовано 1 780 075 тонн условного топлива (расход топлива на ТЭЦ составил 1 059 593 тонны условного топлива, на котельных - 720 482 тонны условного топлива ).
Основные показатели энергетической эффективности системы теплоснабжения Удмуртской Республики по данным за 2021 год:
доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии - 6,4 процента;
удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных тепловую энергию - 178,11 кг.у.т./Гкал;
доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии - 12,8 процента;
доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения - 65,8 процента;
удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями - 218,53 г.у.т./кВт.ч;
удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций - 172,21 кг.у.т./Гкал.
Основные проблемы в системе теплоснабжения региона сводятся к следующему:
физический и моральный износ основных фондов (оборудование и тепловые сети);
неоптимальные теплогидравлические режимы систем теплоснабжения;
низкий уровень оснащенности приборным учетом производимой и потребляемой тепловой энергии.
Совокупность указанных проблем является причиной не только низкой энергетической эффективности функционирования систем теплоснабжения, но и снижает качество и надежность теплоснабжения потребителей. Таким образом, в связи с тем, что проблемы в коммунальном комплексе напрямую оказывают влияние на качество жизни населения, вопросы повышения энергоэффективности на объектах теплоснабжения являются актуальными и относятся к разряду социально значимых.
Существующая ситуация диктует необходимость проведения комплексной работы, во главе которой стоит оптимизация совокупности всех систем теплоснабжения на территории Удмуртской Республики, направленная на повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования всех звеньев энергетической системы: от источника до потребителя, а не только локальная замена отдельного оборудования и ремонтно-восстановительные работы на тепловых сетях.
Характеристика учреждений бюджетной сферы
По данным за 2021 год на территории Удмуртской Республики функционируют более 237 учреждений, частично или полностью финансируемых за счет средств республиканского бюджета. Объем потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями составил 104 187 тонн условного топлива, суммарные затраты на оплату энергоресурсов - 1 811,1 млн рублей. Максимальная доля затрат приходится на оплату тепловой энергии от централизованных источников теплоснабжения - 44,3 процента (таблица 2).
Таблица 2
Объем потребления топливно-энергетических ресурсов республиканскими бюджетными учреждениями в натуральном и стоимостном выражении по данным за 2021 год
Вид энергоресурса |
Единица измерения |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики |
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики |
Министерство культуры Удмуртской Республики |
Министерство по физической культуре и спорту Удмуртской Республики |
Итого по Удмуртской Республике |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Электрическая энергия |
тыс. кВтч |
12 555 |
50 096 |
9 787 |
5 547 |
7 897 |
85 882 |
тыс. руб. |
75 876 |
342 701 |
59 326 |
35 395 |
50 398 |
563 697 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тепловая энергия |
Гкал |
96 840 |
244 028 |
41 846 |
14 775 |
7 932 |
405 422 |
тыс. руб. |
192 068 |
479 916 |
89 292 |
30 786 |
14 459 |
806 521 |
|
Природный газ |
тыс. м 3 |
1 464 |
784 |
878 |
647 |
1 349 |
5 122 |
тыс. руб. |
9 115 |
4 853 |
5 463 |
4 063 |
8 252 |
31 746 |
|
Бензин |
м 3 |
207 |
3 186 |
378 |
63 |
57 |
3 891 |
тыс. руб. |
9 595 |
141 851 |
17 225 |
2 918 |
2 553 |
174 142 |
|
Дизельное топливо |
м 3 |
292 |
479 |
34 |
71 |
78 |
954 |
тыс. руб. |
12 484 |
23 320 |
1 729 |
3 597 |
3 906 |
45 036 |
|
Вода холодная |
м 3 |
252 823 |
1 073 722 |
214 032 |
93 851 |
43 535 |
1 677 963 |
тыс. руб. |
7 585 |
31 737 |
5 331 |
2 752 |
1 051 |
48 456 |
|
Вода горячая |
м 3 |
78 972 |
476 590 |
76 323 |
5 062 |
1 396 |
638 343 |
тыс. руб. |
9 201 |
48 800 |
10 108 |
443 |
152 |
68 702 |
|
Стоки |
м 3 |
304 124 |
1 532 772 |
253 447 |
98 092 |
52 663 |
2 241 098 |
тыс. руб. |
8 269 |
40 559 |
5 866 |
2 027 |
826 |
57 547 |
|
Всего ТЭР |
т.у.т. |
21 493 |
59 250 |
12 810 |
5 020 |
5 614 |
104 187 |
тыс. руб. |
327 366 |
1 118 501 |
201 591 |
82 045 |
81 597 |
1 811 100 |
Основной целевой показатель, характеризующий энергетическую эффективность объектов бюджетной сферы, - удельный расход энергоресурсов имеет тенденцию к снижению (таблица 3), что является следствием реализации мероприятий, выполняемых в рамках данной государственной программы.
Таблица 3
Динамика удельного энергопотребления республиканских бюджетных учреждений
N |
Показатель |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Удельный расход тепловой энергии на снабжение исполнительных органов Удмуртской Республики и государственных учреждений Удмуртской Республики |
кг.у.т. м 2 |
48,0 |
43,6 |
46,3 |
46,8 |
46,1 |
45,8 |
41,3 |
45,0 |
1.1 |
в том числе по зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения 1 |
Гкал м 2 |
0,184 |
0,172 |
0,170 |
0,173 |
0,176 |
0,175 |
0,166 |
0,170 |
1.2 |
по зданиям и помещениям учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения |
Гкал м 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,182 |
2 |
Удельный расход электрической энергии на снабжение исполнительных органов Удмуртской Республики и государственных учреждений Удмуртской Республики |
Гкал м 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,202 |
2.1 |
в том числе по зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения |
кВтч м 2 |
38,2 |
37,7 |
38,5 |
38,9 |
36,7 |
36,3 |
36,3 |
36,1 |
3 |
Удельный расход тепловой энергии на снабжение исполнительных органов Удмуртской Республики и государственных учреждений Удмуртской Республики |
кВтч м 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32,11 |
3.1 |
по зданиям и помещениям учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения |
кВтч м 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
44,10 |
1 Согласно требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", обязательным к включению является показатель удельного энергопотребления по зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения, учреждениям здравоохранения и социального обслуживания населения |
В соответствии с требованиями части 3 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. По данным за 2021 год доля энергетических ресурсов, приобретаемых республиканскими бюджетными учреждениями по показаниям установленных приборов учета, составляет:
природный газ - 100 процентов;
тепловая энергия - 86,2 процента;
электрическая энергия - 99,3 процента;
холодная вода - 90,9 процента;
горячая вода - 69,7 процента.
В рамках реализации настоящей государственной программы планируется увеличить долю объемов потребляемых энергоресурсов и воды по показаниям приборов учета республиканскими бюджетными учреждениями, приобретаемых по показаниям узлов учета, до:
электрическая энергия - 99,5 процента;
тепловая энергия - 87,8 процента;
холодная вода - 94,0 процента;
горячая вода - 94,0 процента.
Характеристика жилищного фонда
По состоянию на 1 января 2021 года в Удмуртской Республике общее количество многоквартирных домов составляет 8 742 единицы с общей площадью 35 923,72 тыс. м 2.
Объем потребляемых энергоресурсов объектами многоквартирного жилого фонда по данным за 2021 год составил:
природный газ - 88 954 тыс. м 3;
тепловая энергия - 3 270 653 Гкал;
электрическая энергия - 764 339 тыс. кВтч;
холодная вода - 35 821 тыс. м 3;
горячая вода - 11 416 тыс. м 3.
Удельные расходы энергоресурсов по многоквартирным домам - основные показатели, характеризующие уровень их энергетической эффективности, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Удельные расходы энергоресурсов по объектам многоквартирного жилого фонда в 2021 году
N |
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Удельный расход тепловой энергии |
Гкал/м 2 |
0,160 |
2 |
Удельный расход электрической энергии |
кВтч/м 2 |
36,1 |
3 |
Удельный расход холодной воды |
м 3/чел. |
36,0 |
4 |
Удельный расход горячей воды |
м 3/чел. |
14,9 |
Уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов приведен в таблице 5.
Таблица 5
Уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов по данным на 2021 год
N |
Вид энергоресурса |
Количество многоквартирных домов , в которые поставляется ресурс |
Количество многоквартирных домов, оснащенных общедомовым прибором учета потребляемого ресурса |
Доля многоквартирных домов, оснащенных общедомовым прибором учета потребляемого ресурса, процентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Природный газ |
5 888 |
0 |
0,0 |
2 |
Тепловая энергия |
6 741 |
3 359 |
49,8 |
3 |
Электрическая энергия |
8 069 |
7 506 |
93,0 |
4 |
Холодная вода |
8 776 |
5 323 |
60,7 |
5 |
Горячая вода |
4 963 |
3 399 |
68,5 |
Уровень оснащенности жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) индивидуальными приборами учета потребляемых энергоресурсов приведен в таблице 6.
Таблица 6
Уровень оснащенности жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) индивидуальными приборами учета потребляемых энергоресурсов по данным на 2021 год
N |
Вид энергоресурса |
Количество жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений), в которые поставляется ресурс |
Количество жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений), оснащенных индивидуальными приборами учета потребляемого ресурса |
Доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений), оснащенных индивидуальными приборами учета потребляемого ресурса, процентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Природный газ |
488 344 |
243 988 |
50,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Тепловая энергия |
443 597 |
10 285 |
2,3 |
3 |
Электрическая энергия |
655 890 |
596 632 |
91,0 |
4 |
Холодная вода |
604 380 |
429 927 |
71,1 |
5 |
Горячая вода |
411 938 |
321 313 |
78,0 |
Жилищному фонду свойственны в основном те же проблемы, что и большинству населенных пунктов России:
изношенность отдельных конструктивных элементов жилых зданий;
изношенность внутридомовых сетей и инженерного оборудования;
ресурсоемкость жилищного фонда;
низкая степень учета потребляемых энергоресурсов;
низкое качество эксплуатации жилых зданий и энергетических систем жилищного фонда;
устаревшие технические паспорта, отсутствие энергетических паспортов жилых зданий.
В рамках реализации государственной программы планируется увеличить оснащенность объектов жилого фонда приборным учетом потребляемых энергоресурсов и сократить удельное энергопотребление путем информирования населения о повышении культуры энергопотребления и способах энергосбережения, а также путем использования современных энергоэффективных материалов и технологий при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах в рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 года N 186.
Характеристика системы уличного освещения
Освещение транспортных магистралей, жилых районов и пешеходных зон республики по данным за 2021 год осуществляется с применением светодиодных и натриевых светильников. Доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения на территории Удмуртской Республики составляет 65,6 процента.
В рамках реализации настоящей государственной программы планируется увеличить долю энергоэффективных источников света в системах уличного освещения до 74,6 процента.
Рынок газомоторного топлива
В целях решения задачи по созданию условий для приоритетного использования автотранспортными средствами природного газа в качестве моторного топлива планируется применение комплексного подхода к проблемам энергосбережения в транспортном комплексе, учитывающего интересы всех сторон, включая поставщиков газа, собственников автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС) и потребителей этого вида топлива.
В аспекте расширения рынка газомоторного топлива комплексно взаимодействуют как процессы модернизации автотранспортных средств, так и развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и многотопливных автозаправочных станций. Многие предприятия готовы переоборудовать свой транспорт, но действующая в Удмуртской Республике сеть АГНКС не позволяет обеспечить свободу передвижения. Очевидно, что отсутствие инфраструктуры является первопричиной сложившейся ситуации. Создание разветвленной сети АГНКС, включая малые АЗС, позволит обеспечить рост объема рынка сбыта компримированного природного газа и необходимую рентабельность станций.
Для создания условий расширения использования транспортными средствами природного газа в качестве моторного топлива и обеспечения доступности АГНКС в рамках государственной программы планируется довести количество действующих АГНКС на территории Удмуртской Республики до 23 станций к 2025 году. Кроме того, на базах транспортных предприятий необходимо создать условия для организации участков по ремонту газобаллонного оборудования, пунктов аккумулирования и сброса газа, а также постов дегазации баллонов.";
2) приложение 2 изложить в редакции согласно приложению;
3) в приложении 7:
подпункт 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:
"1) наличие муниципальных правовых актов, в результате принятия которых возникли расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;";
пункт 13 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5) представление документов (копий документов) за пределами срока, установленного в пункте 6 настоящего Порядка.";
пункт 16 признать утратившим силу;
в пункте 28:
в подпункте 1 слова ", а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств" исключить;
подпункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) результаты использования субсидии, а также их значения;";
дополнить пунктом 50 следующего содержания:
"50. Экономия средств субсидии, образовавшаяся после выполнения муниципальным образованием мероприятий (отдельных мероприятий) муниципальных программ, на реализацию которых была предоставлена субсидия, может быть направлена на реализацию иных мероприятий (отдельных мероприятий) муниципальных программ, включенных в заявку муниципального образования на текущий год, при условии внесения соответствующих изменений в Соглашение. При этом сумма, направленная на реализацию иных мероприятий (отдельных мероприятий), не должна превышать суммы, указанной в заявке на текущий год.
Министерство с учетом решения Координационного совета по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики принимает решение о возможности использования образовавшейся суммы экономии на мероприятия (отдельных мероприятий), указанные в заявке муниципального образования на текущий год, и письменно информирует об этом муниципальное образование в течение 7 дней.".
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 июня 2023 г. N 424 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
Вступает в силу с 28 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 29 июня 2023 г. N 05290620231204
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 июля 2023 г. N 1800202307050005
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 ноября 2023 г. N 743 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.