г. Краснодар |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А32-31785/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю - Домнич К.О. (доверенность от 27.02.2017), Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Зубовой З.Г. (доверенность от 29.04.2016), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Охотничий клуб - остров" (ИНН 2312191435, ОГРН 1122312004396), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2016 (судья Крылова М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-31785/2016, установил следующее.
ООО "Охотничий клуб - остров" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 23.05.2016 N 7525А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица; о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 11.07.2016 N 22-12-682; о возложении обязанности на налоговую инспекцию зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению общего собрания участников, на основании представленного 16.05.2016 пакета документов и внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о прекращении деятельности общества.
Решением суда от 16.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2017, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило для государственной регистрации ликвидации юридического лица все необходимые и предусмотренные законом документы. Основание отказа в регистрации, указанное в решении налоговой инспекции, не соответствует действительности, что подтверждается решением управления от 11.07.2016 N 22-12-682. Вместе с тем, основание отказа в регистрации, указанное управление, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с представленными документами у общества имелось неисполненное налоговое обязательство по уплате штрафа в размере 200 рублей за предоставление формы КНД N 1110018 с нарушением срока. Регистрирующий орган не обладает полномочиями для оценки сведений, предоставленных другим налоговым органом в рамках проведенной проверки. Также, заявление о государственной регистрации в части пункта 2.2 раздела 2 листа А (сведения об ИНН) заполнено рукописным способом, что противоречит требованию пункта 1.10 приложения N 20 к приказу Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@).
В отзыве на кассационную жалобу управление поддержало ее доводы.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и управления настаивали на доводах жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей инспекции и управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 08.12.2015 общим собранием участников общества единогласно принято решение о ликвидации общества в связи с
отсутствием экономической целесообразности осуществления хозяйственной деятельности. Ликвидатором общества назначен его директор - Гринь Д.Г.
16 декабря 2015 года на основании указанного решения в ЕГРЮЛ внесена запись о нахождении общества в стадии ликвидации, а также данные о его ликвидаторе.
Решением общего собрания участников общества от 01.03.2016 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества, в связи с чем 11.03.2016 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Решением общего собрания участников общества от 12.05.2016 утвержден окончательный ликвидационный баланс общества. Ликвидатору поручено уведомить регистрирующий орган в установленном порядке об утверждении окончательного ликвидационного баланса.
16 мая 2016 года ликвидатор общества представил в налоговую инспекцию пакет документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица: заявление по форме Р16001, протокол общего собрания участников, справку ПФР, бухгалтерскую отчетность, доверенность на Бондаренко Я.А. и документ об оплате государственной пошлины.
Решением от 23.05.2016 N 7525А налоговая инспекция отказала обществу в государственной регистрации со ссылкой на пункт "х" части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с несоответствием сведений в ликвидационном балансе данным лицевого счета организации в части расчетов с бюджетом (имеются неисполненные обязательства перед кредиторами).
Ликвидатор общества, считая решение налогового органа незаконным, направил жалобу в управление.
Управление, рассмотрев данную жалобу заявителя, приняло решение от 11.07.2016 N 22-12-682 УФНС об оставлении жалобы без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения. При этом в тексте решения управление указало, что форма КНД N 1110018 направлена обществом в ИФНС России N 5 по г. Краснодару в установленный срок, данное нарушение устранено. Вместе с тем основанием для отказа в удовлетворении жалобы общества на решение налоговой инспекции от 23.05.2016 послужил факт предоставления обществом на регистрацию заявления по форме Р16001, заполненного с нарушением установленного порядка (пункт 2.2 раздела 2 листа А заполнен "от руки").
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
В силу подпунктов "а", "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
- непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
- несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод регистрирующего органа о наличии у общества неоплаченного штрафа в размере 200 рублей за предоставление формы КНД N 1110018 с нарушением срока.
Признавая указанные выводы налоговой инспекции необоснованными, суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно приложению к приказу Федеральной налоговой службы России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ по форме КНД 1110018 представляются сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.
Суды установили, что такие сведения общество направило 19.01.2016, а ИФНС России N 5 по г. Краснодару получила их 21.01.2016. Указанное свидетельствует о том, что обязанность по направлению данных сведений общество исполнило своевременно. Этот же вывод сделало управление в решении от 11.07.2016 N 22-12-682. Управление признало достоверность представленных обществом на государственную регистрацию документов, в том числе "нулевого" ликвидационного баланса, а также подтвердило своевременность предоставления обществом сведений о среднесписочной численности работников за 2015 год (отсутствие нарушений со стороны общества).
С учетом изложенного у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества по основанию, установленному подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Оставляя без изменения решение налоговой инспекции от 23.05.2016 N 7525А, управление сослалось на допущенные заявителем иные нарушения - наличие в заявлении по форме Р16001 исправлений, дописок (приписок), что явилось основанием отказа в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Согласно позиции управления заполнение "от руки" пункта 2.2 раздела 2 листа А заявления (сведения об ИНН), выполненного в остальной части машинописным способом, противоречит требованию пункта 1.10 приложения N 20 к приказу Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в связи с чем заявление, заполненное с нарушением установленных требований, считается неподанным.
Суды, признавая данное решение управления незаконным, обоснованно сделали вывод о соответствии заявления общества установленным требованиям.
В пункте 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие требования установлены приказом N ММВ-7-6/25@.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 20 к данному приказу форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При этом заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по предлагаемому образцу. Наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается (пункт 1.10 приложения N 20 к указанному приказу).
Из материалов дела видно, и суды установили, что пункт 2.2 раздела 2 листа А заявления (сведения об ИНН заявителя - ликвидатора) заполнены рукописным способом, указан номер ИНН. Какие-либо исправления, дописки (приписки) в указанной части отсутствуют. Номер ИНН написан разборчиво в соответствии с образцом, указанным в пункте 1.1 приложения N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@. При этом, первоначально заполнение ИНН рукописным способом налоговая инспекция не расценивала как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении требований приказа N ММВ-7-6/25@.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судом кассационной инстанции, и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 по делу N А32-31785/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.