г. Краснодар |
|
06 апреля 2017 г. |
Дело N А32-12519/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ИНН 7705503750, ОГРН 1037705050570) - Верлина С.В. (доверенность от 19.01.2017), от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Терещенко М.А. (доверенность от 28.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новая перевозочная компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А32-12519/2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
АО "Новая перевозочная компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) о взыскании 46 746 рублей 50 копеек убытков, связанных с ремонтом поврежденных вагонов.
Решением от 29.09.2016 (судья Грачев С.А.) иск удовлетворен. Суд исходил из того, что факт повреждения вагонов ответчиком не оспаривается. Расходы истца, связанные с оформлением документов о повреждении вагонов, находятся в причинно-следственной связи с повреждением вагонов.
Постановлением апелляционного суда от 13.12.2016 решение от 29.09.2016 изменено, с общества в пользу компании взыскано 32 930 рублей 50 копеек убытков, в остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не доказал причинно-следственную связь между виновными действиями ответчика и дополнительными работами в виде оформления поврежденного грузового вагона. Оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), взимание платы за данные действия не предусмотрено действующим законодательством.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель ссылается на то, что ремонтные работы осуществлены истцом не хозяйственным способом, а силами привлеченного по договору подрядчика - ОАО "РЖД", который составил расчетно-дефектную ведомость на текущий отцепочный ремонт вагонов. Согласно данной ведомости ОАО "РЖД" учтены затраты на услуги по оформлению поврежденных вагонов. Компания оплатила установленную в договоре подряда стоимость ремонта в полном объеме. Ответчик не доказал, что расходы истца на восстановление вагонов являются неразумными, а уплаченная подрядчику стоимость ремонта - завышенной.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, изложивщих доводы жалобы и возражения на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, с мая по октябрь 2015 года на путях необщего пользования общества повреждены 11 вагонов, находящихся в собственности или в аренде у компании, о чем составлены акты о повреждении вагонов по форме ВУ-25 и акты общей формы ГУ-23.
В соответствии с составленными актами о повреждении вагонов формы ВУ-25, виновником повреждения является ответчик. Данными актами установлено, что вагоны требуют проведения текущих отцепочных ремонтов.
В указанный период в эксплуатационном вагонном депо Краснодар Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выполнены текущие ремонты поврежденных вагонов.
В соответствии с расчетно-дефектными ведомостями общая стоимость выполненных работ составила 46 746 рублей 50 копеек, что также подтверждается подписанными между компанией и ОАО "РЖД" актами сдачи-приемки выполненных работ.
11 марта 2016 года истец направил в адрес ответчика требование от 11.03.2016 N 2922-АХД о возмещении понесенных убытков, однако общество на претензию не ответило.
Отказ ответчика от оплаты понесенных истцом расходов по ремонту вагонов, поврежденных по вине общества, явился основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Ответчик исковые требования признал частично. Общество возражало против расходов истца в сумме 13 816 рублей, понесенных компанией в связи с оформлением ОАО "РЖД" документов на поврежденные вагоны, поскольку существующий порядок оформления документов при повреждении вагонов не предусматривает взимание платы.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные расходы истца находятся в причинно-следственной связи с повреждением вагонов.
Изменяя решение и отказывая в части взыскания убытков в сумме 13 816 рублей, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Возмещение убытков должно осуществляться по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие перечисленных условий для возмещения вреда.
При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"").
Суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства дела, указал, что ответчик обязан возместить истцу только убытки, причиненные повреждением спорных вагонов.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 1.1 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
В силу пункта 6.1 Правил N 45 акт о повреждении вагона (приложение N 5) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Обстоятельства повреждения вагонов удостоверяются актами, составляемыми по форме ВУ-25 на станциях для удостоверения, в том числе, случаев повреждения вагонов. В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 45 акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 составляет перевозчик.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил N 45).
Таким образом, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "РЖД".
При повреждении на путях общества вагонов составлялись акты ВУ-25, в которых по перечню указывались повреждения.
В свою очередь в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт спорных вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями, допущенными ответчиком, а именно оформление поврежденного грузового вагона.
Размер фактического ущерба, причиненного ответчиком истцу, рассчитан судом из фактически произведенных компанией реальных оплат на восстановление поврежденных ответчиком деталей в пределах повреждения вагонов, виновником которых признано общество согласно перечню повреждений вагона, указанному в акте о повреждении вагона формы ВУ-25.
Истец не представил доказательств необходимости осуществление повторных действий по выявлению повреждений и повторной документальной констатации данного факта, а также нахождения спорных дополнительных работ - оформление поврежденного грузового вагона - в причинно-следственной связи с действиями общества и возникшими убытками, не обосновал невозможность проведения ремонта без указанных затрат.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А32-12519/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.