Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства
сельского хозяйства, торговли,
пищевой и перерабатывающей
промышленности
Оренбургской области
от 30.06.2023 N 617
Порядок
разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области
I. Общие положения
1. Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области (далее - порядок) определяет основные требования к разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области (далее - Схема) органами местного самоуправления, министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области (далее - орган исполнительной власти), уполномоченным на осуществление реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области в области регулирования торговой деятельности, перераспределенных в соответствии с Законом Оренбургской области от 26.10.2022 N 518/210-VII-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области".
2. Порядок разработан в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях:
установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований области;
достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
повышения доступности товаров для населения;
создания дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности;
расширения рынка сбыта товаров для населения;
обеспечения равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории Оренбургской области.
3. Размещение нестационарного торгового объекта в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником перечисленных имущественных объектов.
4. Включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Требования, предусмотренные настоящим порядком, распространяются на отношения, связанные с торговой деятельностью, и не применяются к отношениям, связанным с размещением нестационарных торговых объектов:
на территориях розничных рынков;
при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий;
при проведении ярмарок, выставок-ярмарок.
6. Утверждение Схемы и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения Схемы.
II. Основные понятия
7. Для целей настоящего порядка используются следующие основные понятия:
торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
субъекты торговли - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - плательщики налога на профессиональный доход, осуществляющие розничную торговлю и зарегистрированные в установленном порядке;
торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
нестационарный торговый объект (далее - НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
специализация НТО - ассортиментная специфика, при которой 80 и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляют товары одной группы, за исключением деятельности по реализации печатной продукции. Специализация НТО по реализации печатной продукции определяется, если 50 и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляет печатная продукция;
развозная торговля - форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством;
компенсационное место размещения НТО - альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта (равноценное по месту расположения, оживленности территории и привлекательности места для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, плате за размещение и иным показателям), используемое в случае досрочного расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 14 настоящего Порядка;
стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
III. Основные требования к разработке и утверждению Схем
8. Схема разрабатывается, корректируется и утверждается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Оренбургской области в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов в сфере противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического благополучия населения, охраны объектов культурного наследия и охраны природы, градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки, местных нормативов и других нормативных правовых актов.
9. При разработке Схемы необходимо учитывать:
особенности развития торговой инфраструктуры муниципального образования;
достижение максимально равномерной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом действующих стационарных торговых объектов;
уровень плотности жилых застроек (микрорайонов) муниципального образования;
наличие торговых объектов приоритетных (социально значимых) специализаций.
10. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не может служить основанием для отказа во включении в Схему новых НТО.
Использование Схемы для регулирования количества и видов специализаций НТО не допускается.
11. В Схеме доля НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, должна составлять не менее 60 процентов от общего количества нестационарных торговых объектов.
12. Схема в городских округах и вносимые в нее изменения и (или) дополнения разрабатываются и утверждаются правовым актом органа местного самоуправления городского округа, органа исполнительной власти на основании сведений поселений (районов), входящих в состав городского округа.
Схема в муниципальных районах и вносимые в нее изменения и (или) дополнения разрабатываются и утверждаются правовым актом органа местного самоуправления муниципального района на основании сведений поселений, входящих в состав муниципального района.
13. Проекты Схемы и вносимые в нее изменения и (или) дополнения подлежат обсуждению с представителями предпринимательских сообществ соответствующего муниципального образования Оренбургской области.
14. Договоры на размещение НТО заключаются по итогам проведения торгов.
Без проведения торгов договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в случаях:
продления на новый срок договора размещения НТО, в том числе объектов для осуществления развозной торговли, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном Схемой, субъектам торговли, надлежащим образом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору на размещение НТО;
предоставления компенсационного места;
размещения НТО местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (при условии наличия муниципального правового акта, принятого в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм), которые содержат мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства);
размещения НТО по реализации печатной продукции;
размещения НТО муниципальных казенных учреждений на территории соответствующего муниципального образования;
размещения НТО получателей государственной поддержки за счет средств областного бюджета, прошедших конкурсный отбор, направленных на развитие торговой, туристической инфраструктуры и расширение рынка сбыта товаров для населения;
размещения НТО собственником (арендатором) стационарного торгового объекта при размещении НТО на земельном участке, смежном с земельным участком под зданием, строением, сооружением, в котором располагается указанный стационарный торговый объект, в том числе объект общественного питания. В случае наличия двух и более заявок на одно место договор на размещение НТО заключается по результатам торгов между претендентами, имеющими право на заключение договора без проведения торгов на указанное место.
Порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение НТО без проведения торгов определяются органами местного самоуправления.
15. Предоставление компенсационного (свободного) места субъектам торговли осуществляется при досрочном прекращении действия договора на размещение НТО при принятии органом местного самоуправления решений о необходимости изъятия земельного участка, на котором размещаются НТО, для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае необходимости временного использования земельного участка в целях реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.
16. Заключение договора на размещение НТО осуществляется на срок, определяемый уполномоченным органом местного самоуправления, но не менее чем на пять лет.
Размещение сезонных НТО осуществляется на срок, определяемый уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с периодом действия сезона.
17. В случае согласования внешнего облика НТО при его размещении пересмотр установленных требований к внешнему облику НТО возможен не чаще чем один раз в 10 лет.
18. Орган местного самоуправления имеет право расторгнуть договор на размещение НТО в одностороннем порядке в случае:
необходимости изъятия земельного участка, на котором размещаются НТО, для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
необходимости временного использования земельного участка в целях реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления;
неисполнения субъектом торговли требования органа местного самоуправления об устранении нарушенных обязательств в соответствии с договором на размещение НТО в срок, установленный таким требованием;
неоднократного в течение одного года привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Оренбургской области в сфере торговой деятельности;
размещения НТО с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных и иных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории муниципального образования Оренбургской области;
неосуществления деятельности в течение 3 месяцев подряд.
19. В Схеме должны содержаться следующие сведения:
место размещения (адресные ориентиры) НТО;
площадь места размещения НТО;
тип НТО;
специализация НТО;
статус места расположения НТО (планируемый к размещению или размещенный);
период размещения;
форма собственности на земельный участок, здание, строение, сооружение, где расположен или планируется к размещению НТО, а также наименование органа, уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
20. В Схему включаются:
павильоны;
киоски;
тележки, лотки, палатки, в том числе по реализации печатной продукции, книг, цветов, овощей, фруктов, мороженого, прохладительных напитков, кваса, в том числе в розлив;
елочные базары;
школьные базары;
передвижные тонары по реализации товаров, изотермические емкости для реализации кваса и молока, а также иные объекты для осуществления развозной торговли;
летние кафе;
бахчевые развалы;
оборудование для продажи воздушных шаров;
выносное холодильное оборудование;
торговые автоматы и другие НТО, а также места под их размещение.
IV. Требования к местам допустимого размещения НТО
21. НТО должны размещаться в местах, удобных как для покупателей, так и для субъектов торговли, и позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность наиболее эффективным и востребованным у потребителей способом, в том числе на территориях, исторически являющихся местами размещения торговых объектов, в местах высокого сосредоточения людей, в местах, соответствующих требованиям правил землепользования и застройки и местных нормативов градостроительного проектирования, а также в иных местах, позволяющих наиболее полным образом удовлетворить потребности граждан в комфортном и быстром совершении покупок.
V. Внесение предложений при разработке Схемы, предложений по изменению утвержденной Схемы, согласование включения в Схему нестационарных торговых объектов
22. Инициаторами изменений Схемы являются:
субъекты торговли, некоммерческие организации, в том числе объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, население и иные заинтересованные лица (далее - заинтересованные лица);
орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого утверждена или планируется к утверждению соответствующая Схема;
орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение имуществом Оренбургской области, в части внесения изменений, касающихся размещения НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в их распоряжении и расположенных на территории Оренбургской области;
орган исполнительной власти на территории муниципального образования город Оренбург Оренбургской области;
федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение имуществом, находящимся в федеральной собственности, в части внесения изменений, касающихся размещения НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в их распоряжении и расположенных на территории Оренбургской области.
23. Предложения, направленные для включения НТО в Схему, должны включать:
адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии);
вид и специализацию НТО;
площадь места, необходимого для размещения НТО.
24. Решение о включении НТО в Схему по результатам рассмотрения предложения, принимается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти с учетом целей, предусмотренных пунктом 2 настоящего порядка.
В случае если НТО предлагается размещать на земле или земельном участке, в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, решение об их включении в Схему принимается по согласованию с органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом.
В целях согласования включения НТО в Схему по предложению заинтересованного лица орган, уполномоченный на утверждение Схемы, направляет в орган, уполномоченный на распоряжение имуществом, заявление о включении НТО в Схему (далее - заявление).
В заявлении указываются следующие сведения:
адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров;
вид и специализация НТО;
площадь места, необходимого для размещения НТО.
В случае направления предложений для включения НТО в Схему органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на распоряжение имуществом Оренбургской области, для принятия решений о включении НТО в Схему по результатам рассмотрения таких предложений дополнительных согласований с данным органом не требуется.
25. Основаниями для отказа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти во включении НТО в Схему по предложению заинтересованного лица являются:
отсутствие в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 23 настоящего порядка;
несогласование включения НТО в Схему органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом;
несоответствие предлагаемого места размещения НТО нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 8 настоящего порядка.
В случае отказа во включении НТО в Схему указывается конкретное основание для отказа.
26. Срок рассмотрения заявлений о включении НТО в Схему не должен превышать 90 календарных дней с даты их регистрации.
VI. Предоставление информации об утверждении Схем
27. Утвержденные Схемы и вносимые в них изменения подлежат опубликованию органами местного самоуправления в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Схема, утвержденная на территории муниципального образования город Оренбург Оренбургской области, и вносимые в нее изменения, подлежат опубликованию на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области www.pravo.orb.ru и размещению на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
28. Копии нормативных правовых актов об утверждении Схем с приложением схем направляются органами местного самоуправления, органом исполнительной власти в министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области сопроводительным письмом в бумажном и электронном виде в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня их утверждения.
29. Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области размещает утвержденные Схемы и вносимые в них изменения на официальном сайте министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 30 июня... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.