Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 июня 2023 г. N Р-139
Методология
мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования
1. Общие положения
1.1. Введение
Методология мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, (далее - Мотивирующий мониторинг) представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации для развития управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых.
Основная цель Мотивирующего мониторинга - информационное обеспечение управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях.
Совершенствование модели управления системой образования является одной из приоритетных задач, стоящих перед исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития эффективных механизмов управления, региональных практик управления сферой образования, а также необходимостью повышения культуры управления руководящих работников исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Вопрос повышения управленческой культуры руководителей сферы образования является одним из ключевых, так как непосредственно влияет на стабильность функционирования системы образования и эффективность ее дальнейшего развития. Это обусловило необходимость применения новых подходов к работе с управленческими кадрами субъектов Российской Федерации, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с подведомственными учреждениями.
Одно из ключевых мероприятий национального проекта "Образование" направлено на создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью, результатом которого является формирование системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования. Данное мероприятие предполагает формирование системы показателей и методов сбора данных, проведение мониторинга, осуществление анализа данных, разработку рекомендаций и принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, "дорожных карт" и тому подобного), анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования.
Мероприятия по формированию системы управления качеством образования имеют особую актуальность, так как с увеличением количества требований, предъявляемых к системе образования, растут и требования к руководителям, в задачи которых входит эффективное управление данной системой, что требует развития принципов подготовки и оценки управленцев сферы образования регионального уровня.
Реализация оценочных процедур в рамках формирования регионального кадрового резерва руководителей системы образования, а также реализация процедуры согласования назначения и оценки эффективности деятельности руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должны опираться на результаты оценки региональных практик управления качеством образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" мониторинг системы образования осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.
С целью совершенствования управления в сфере образования, а также оценки вклада исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" Министерством просвещения Российской Федерации разработан Мотивирующий мониторинг, который является частью единой системы управления качеством образования, а также технологией совершенствования управления в сфере образования.
1.2. Цели и задачи разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга
Целями разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга являются:
- формирование системы управления качеством общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых;
- создание условий для профессионального развития руководителей сферы образования;
- достижение целей и целевых показателей в сфере образования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- эффективная реализация мероприятий национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. N 10);
- повышение роли исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в достижении целевых показателей национальных целей развития.
Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:
- модификация и совершенствование подходов к управлению качеством общего образования;
- модификация и совершенствование подходов к оценке системы управления качеством образования;
- разработка и внедрение прозрачных и однозначно трактуемых показателей оценки системы управления качеством образования, позволяющих осуществлять непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития сферы образования на всех ее уровнях (федеральный, региональный, муниципальный);
- создание единой концептуально-методологической основы принятия управленческих решений;
- развитие механизмов анализа, интерпретации и использования результатов мониторинговых процедур руководителями и ключевыми группами специалистов сферы образования.
1.3. Принципы и направления оценки данных Мотивирующего мониторинга
Принципы оценки данных Мотивирующего мониторинга:
1. Отсутствие дополнительных запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности, иных мониторингов Министерства просвещения Российской Федерации).
2. Оценивание динамики результатов.
3. Сравнение с лучшими результатами.
Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга:
1. Создание условий для достижения результатов - оценка качества работы исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по направлению, которое обеспечивает учебные и воспитательные результаты в будущем:
- эффективность использования финансовых ресурсов;
- эффективность управления кадровыми ресурсами;
- цифровизация услуг и функций в сфере образования;
- кадровая обеспеченность;
- ориентация общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования на потребности экономики региона;
- уровень организации образовательных процессов.
2. Достижение учебных и воспитательных результатов - оценка вклада исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования:
- результаты Всероссийской олимпиады школьников;
- результаты чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы", чемпионата высоких технологий Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству и национального чемпионата по профессиональному мастерству для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";
- результаты демонстрационного экзамена;
- охват детей дополнительным образованием;
- профилактика правонарушений;
- трудоустройство выпускников;
- востребованность региональной системы образования.
3. Организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования:
- эффективность использования средств федерального бюджета;
- эффективность выполнения мероприятий региональных проектов;
- качество организации повышения квалификации педагогических работников;
- развитие системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации;
- эффективность организации тестирования обучающихся на употребление наркотических веществ;
- качество информационной работы;
- организация проведения государственной итоговой аттестации.
2. Порядок создания, обновления и ведения Мотивирующего мониторинга
Показатели Мотивирующего мониторинга разработаны в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования с учетом федерального законодательства Российской Федерации.
Проведение Мотивирующего мониторинга направлено на совершенствование существующей системы управления сферой образования, повышение эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, осуществление оценки результатов их деятельности.
Показатели Мотивирующего мониторинга утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации и актуализируются не реже одного раза в два года.
Источниками данных Мотивирующего мониторинга являются:
- статистическая отчетность по формам федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования", N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации", N СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации", N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", N 1-ДОД "Сведения об организации, осуществляющей деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей";
- данные Министерства просвещения Российской Федерации;
- данные Рособрнадзора;
- данные Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- данные Росстата;
- данные Федерального казначейства;
- данные, предоставляемые Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по труду и занятости в рамках мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан, проводимого в соответствии с Регламентом формирования аналитической информации о трудоустройстве граждан в подсистеме "Анализ трудоустройства граждан" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", утвержденной приказом Федеральной службы по труду и занятости от 14 декабря 2022 г. N 278;
- форма N СПО-мониторинг "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования" и др.
3. Показатели Мотивирующего мониторинга
3.1. Перечень информации о системе образования, подлежащей мониторингу
Показатели Мотивирующего мониторинга, разработанные с учетом законодательства Российской Федерации (прежде всего в части формирования системы управления качеством образования в рамках национального проекта "Образование"), необходимости повышения качества образования, удовлетворения запросов граждан о качественном общедоступном образовании, включают три основных направления:
- показатели создания условий для достижения результатов;
- показатели достижения учебных и воспитательных результатов;
- показатели организации рабочих процессов.
Показатели Мотивирующего мониторинга представлены в приложении N 1 к настоящей Методологии.
Показатели отражают ключевые направления деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и позволяют оценить эффективность деятельности руководителей соответствующих исполнительных органов субъектов Российской Федерации (руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также их заместителей, руководителей структурных подразделений).
Данные показатели являются практико-ориентированными, результаты их анализа позволяют вести адресную работу с указанными категориями руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории развития каждого руководителя, обеспечить межуровневую преемственность управленческой деятельности.
Показатели создания условий для достижения результатов оценивают деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по 23 параметрам и направлены на:
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов, их направление на тех, кто работает с обучающимися, создание условий для обеспечения роста качества образования;
- повышение удовлетворенности педагогических работников, создание условий для обеспечения роста качества образования;
- оптимизацию управленческих процессов, численности руководящих работников;
- снижение административной нагрузки на педагогических работников;
- рост кадровой обеспеченности системы образования, создание комфортных условий для работы;
- повышение "цифровой зрелости" системы образования, развитие возможностей управления системой образования;
- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования;
- повышение качества профессионального образования в части соответствия уровня педагогических работников современным требованиям;
- повышение уровня объективности в оценке качества образования;
- повышение эффективности управления образованием на основе данных;
- повышение качества и объективности оценивания экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, содержательный анализ результатов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена.
Показатели достижения учебных и воспитательных результатов оценивают деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по 17 параметрам и направлены на:
- снижение доли неуспешных обучающихся во всех параллелях на всех уровнях общего образования;
- повышение доли обучающихся с высокими результатами обучения;
- повышение уровня функциональной грамотности обучающихся;
- повышение доли обучающихся, ориентированных на выбор конкретных специальностей, связанных с экономикой региона;
- повышение объективности оценки результатов освоения образовательных программ обучающимися;
- повышение качества общего образования, развитие способностей и талантов обучающихся;
- снижение дифференциации в качестве образования между общеобразовательными организациями, стимулирование повышения качества общего образования, развития способностей и талантов обучающихся в каждой образовательной организации;
- повышение качества профессионального образования, конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- создание возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- развитие способностей и талантов обучающихся, развитие возможностей для успешной самореализации;
- повышение качества воспитательной работы;
- повышение востребованности профессионального образования в экономике субъекта Российской Федерации.
Показатели организации рабочих процессов оценивают административную работу и исполнительскую дисциплину исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по 25 параметрам и направлены на:
- повышение качества административной работы исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
- обеспечение технологической, кадровой, организационной готовности к проведению единого государственного экзамена;
- повышение качества работы с ключевыми для системы образования информационными ресурсами;
- повышение "цифровой зрелости" системы образования в субъекте Российской Федерации.
Методика расчета показателей Мотивирующего мониторинга представлена в приложении N 2 к настоящей Методологии.
3.2. Рейтинги деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Результаты анализа показателей Мотивирующего мониторинга представляются в форме рейтингов.
Рейтингование деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, проводится в три этапа:
- рейтинги деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по каждому показателю Мотивирующего мониторинга;
- рейтинги деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по каждому направлению Мотивирующего мониторинга;
- сводный рейтинг деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Рейтинги деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по каждому показателю Мотивирующего мониторинга
Результат исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по каждому показателю Мотивирующего мониторинга сравнивается с лучшим результатом по соответствующему показателю среди всех исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Лучший среди всех исполнительных органов субъектов Российской Федерации результат оценивается в 100 баллов.
Результат каждого исполнительного органа субъекта Российской Федерации по показателю оценивается в баллах (от 0 до 100 баллов).
По каждому показателю формируется рейтинг деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (100 баллов - первое место, минимальное число баллов - последнее место).
Рейтинги деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по каждому направлению Мотивирующего мониторинга
Результат исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по каждому направлению Мотивирующего мониторинга формируется на основе баллов, полученных исполнительным органом субъекта Российской Федерации по всем показателям, входящим в соответствующее направление Мотивирующего мониторинга.
Результат каждого исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по каждому направлению Мотивирующего мониторинга оценивается в баллах по формуле:
,
где:
- средний балл исполнительного органа j-гo субъекта Российской Федерации по n-му направлению Мотивирующего мониторинга, баллов,
- количество баллов исполнительного органа j-гo субъекта Российской Федерации по i-му показателю Мотивирующего мониторинга, входящему в n-ое направление Мотивирующего мониторинга, баллов,
m n - количество показателей, входящих в n-ое направление Мотивирующего мониторинга, единиц.
По каждому направлению Мотивирующего мониторинга формируется рейтинг деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (максимальное число баллов - первое место, минимальное число баллов - последнее место).
Сводный рейтинг деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Результат каждого исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в сводном рейтинге формируется на основании баллов, полученных исполнительным органом субъекта Российской Федерации по каждому из трех направлений Мотивирующего мониторинга.
Сводный рейтинг деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, отражает сравнение результатов исполнительного органа каждого субъекта Российской Федерации относительно результатов исполнительных органов других субъектов Российской Федерации.
При расчете итогового балла исполнительного органа субъекта Российской Федерации учитывается значимость (вес) каждого из направлений Мотивирующего мониторинга.
Каждому из направлений Мотивирующего мониторинга присвоены веса в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования:
- по направлению создания условий для достижения результатов - 0,35;
- по направлению достижения учебных и воспитательных результатов - 0,45;
- по направлению организации рабочих процессов - 0,20.
Результат исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в сводном рейтинге оценивается в баллах по формуле:
С j=0,35У j+0,45
Р j+0,20
А j
К j,
где:
С j - итоговый балл исполнительного органа j-гo субъекта Российской Федерации в сводном рейтинге, баллов,
У j - средний балл исполнительного органа j-гo субъекта Российской Федерации по направлению создания условий для достижения результатов, баллов,
Р j - средний балл исполнительного органа j-го субъекта Российской Федерации по направлению достижения учебных и воспитательных результатов, баллов,
А j - средний балл исполнительного органа j-гo субъекта Российской Федерации по направлению организации рабочих процессов, баллов,
К j - коэффициент уровня стратегического управления системой образования j-гo субъекта Российской Федерации, определяемый Министерством просвещения Российской Федерации, единиц.
По значениям итоговых баллов формируется сводный рейтинг деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (максимальное число баллов - первое место, минимальное число баллов - последнее место).
3.3. Использование результатов Мотивирующего мониторинга
Для формализации и структурирования результатов Мотивирующего мониторинга проводится условное маркирование результатов деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, на зоны в зависимости от значения итогового балла:
- Зеленая зона (исполнительные органы субъектов Российской Федерации, получившие по результатам мониторинга число баллов, определенное Министерством просвещения Российской Федерации);
- Желтая зона (исполнительные органы субъектов Российской Федерации, получившие по результатам мониторинга число баллов, определенное Министерством просвещения Российской Федерации);
- Красная зона (исполнительные органы субъектов Российской Федерации, получившие по результатам мониторинга число баллов, определенное Министерством просвещения Российской Федерации).
По результатам Мотивирующего мониторинга применяются следующие меры поддержки:
- адресное методическое сопровождение;
- тиражирование наиболее успешных практик;
- совершенствование деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации по ключевым направлениям;
- пересмотр подходов к оценке эффективности деятельности управленческих кадров и ключевых групп специалистов;
- построение индивидуальной траектории по развитию отдельных направлений деятельности и др.
4. Обновление, расширение и совершенствование показателей Мотивирующего мониторинга
В соответствии с основной целью Мотивирующего мониторинга (информационное обеспечение управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях), а также с учетом возникающих актуальных потребностей системы образования показатели подлежат регулярному обновлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.