г. Краснодар |
|
05 мая 2017 г. |
Дело N А32-47367/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского хозяйства ""Букир" Кириченко Григория Александровича" (ИНН 2352002620, ОГРН 1022304740897) - Кириченко В.Н. (доверенность от 07.04.2017), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьего лица -министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2016 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу N А32-47367/2015, установил следующее.
Глава крестьянского хозяйства ""Букир" Кириченко Григория Александровича" (далее - крестьянское хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 18.09.2015 N 52-3647ж/15-12.03 (т. 1, л. д. 59) о возврате заявления о предоставлении крестьянскому хозяйству в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 238,2780 га, кадастровый номер 23:30:1001000:7, и возложении на заинтересованное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем принятия документов (заявления с приложениями) к рассмотрению по существу (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство).
Решением от 20.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2017, признан незаконным, не соответствующим статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), возврат департамента (без рассмотрения по существу) заявления крестьянского хозяйства от 10.09.2015 о заключении без торгов нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 2 382 780 кв. м (кадастровый номер 23:30:1001000:7), расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок N 16. На департамент возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления судебного решения в законную силу рассмотреть по существу заявление крестьянского хозяйства от 10.09.2015 о заключении без торгов нового договора аренды земельного участка с приложенными к нему документами и принять на основании данного заявления мотивированное решение по вопросу заключения на новый срок без проведения торгов договора аренды испрашиваемого земельного участка. Суды исходили из того, что основание, приведенное департаментом в письме о возврате заявления, - непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование арендованного земельного участка, не соответствует представленным документам. Статьей 21 Закона N 532-КЗ закреплено, что при надлежащем исполнении договорных обязательств и отсутствии нарушений земельного законодательства документом, подтверждающим надлежащее использование земельного участка, является копия финансового документа за предшествующий календарный год о получении за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
В соответствии с пояснениями министерства от 03.08.2016 N 206.03991/16-06 в 2015 году хозяйство получило субсидию на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 173 тыс. рублей. В письме от 17.11.2015 N 20602-4543/15-03 министерство указало, что субсидии, выплаченные в 2015 году крестьянскому хозяйству согласно платежным поручениям от 21.04.2015 N 878 и 17.04.2015 N 564, являются возмещением части затрат, понесенных данным лицом в 2014 году. Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на 1 га уточненной посевной площади 2015 года будет осуществляться в 2016 году. Заявление крестьянского хозяйства от 01.04.2015 N 06 о предоставлении субсидии, а также соглашение от 06.04.2015 о предоставлении субсидии представлены в материалы дела (т. 1, л. д. 230 - 235; 237 - 238). Кроме того, в качестве доказательств надлежащего использования земельного участка заявитель представил отчеты агрохимической обработки земельного участка, информацию о производственной деятельности по форме N 1-КФХ и о наличии ресурсов у крестьянского хозяйства по форме N 2-КФХ. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что заявление крестьянского хозяйства не соответствовало нормам действующего законодательства. Информация о надлежащем использовании испрашиваемого в аренду земельного участка отсутствовала.
В отзыве на кассационную жалобу крестьянское хозяйство просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя крестьянского хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по условиям договора от 21.09.2005 N 0000001194 аренды земельного участка (т. 1, л. д. 41 - 49), заключенного департаментом (арендодатель) и крестьянским хозяйством (арендатор), последнему в пользование до 21.09.2015 для ведения сельскохозяйственного производства предоставлен земельный участок площадью 238,2780 га с кадастровым номером 23:30:1001000:0007, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок N 16. Арендная сделка зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
25 ноября 2004 года на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001000:0007 зарегистрировано право собственности Краснодарского края, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 04.03.2016 N 23/213/001/2016-228 (т. 1, л. д. 101).
20 августа 2015 года крестьянское хозяйство обратилось в департамент о продлении действующего договора аренды земельного участка (т. 1, л. д. 54, 55).
В письме от 02.09.2015 N 52-3412ж/15-12.03 департамент сообщил заявителю о невозможности рассмотрения данного вопроса, поскольку с 01.03.2015 продление договоров аренды земельных участков действующим законодательством не предусмотрено; в то же время заявителю указано на возможность обращения с заявлением о заключении нового договора аренды без проведения торгов до истечения срока действия договора аренды (т. 1, л. д. 56).
10 сентября 2015 года заявитель обратился с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001000:7 без проведения торгов на 49 лет (т. 1, л. д. 57, 58).
Письмом от 18.09.2015 N 52-3647ж/15-12.03 департамент возвратил заявление крестьянского хозяйства без рассмотрения по существу, мотивируя непредставлением документов, подтверждающих надлежащее использование испрашиваемого земельного участка (статья 21 Закона N 532-КЗ).
Полагая, что возвращение заявления без рассмотрения и не совершение департаментом действий, предусмотренных статьей 39.17 Земельного кодекса, являются незаконными и нарушающими права и интересы крестьянского хозяйства, заявитель обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (в действовавшей на момент обращения заявителя в департамент редакции) допускалось заключение договора аренды, находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, без проведения торгов с прежним арендатором, надлежащим образом использовавшим такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды подано им до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
В пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 данного Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной обязанности.
Статьей 21 Закона N 532-КЗ при надлежащем исполнении договорных обязательств и отсутствии нарушений земельного законодательства документом, подтверждающим надлежащее использование земельного участка, является копия финансового документа за предшествующий календарный год о получении за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а в случае его отсутствия для крестьянских (фермерских) хозяйств - информация за предшествующий календарный год о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме N 1-КФХ и (или) о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 2-КФХ, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции заключили о соблюдении крестьянским хозяйством установленного законом порядка продления арендных правоотношений, поскольку при обращении в департамент им представлены необходимые документы, в числе которых подтверждающие надлежащее использование испрашиваемого земельного участка. Данные документы не исследованы и не получили оценки департамента, заявление крестьянского хозяйства по существу не рассмотрено.
В порядке устранения допущенных нарушений со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса судебные инстанции возложили на орган, осуществляющий публичные полномочия, обязанность по рассмотрению заявления крестьянского хозяйства от 10.09.2015.
Доводы кассационной жалобы о непредставлении информации, подтверждающей надлежащее использование арендатором спорного земельного участка, опровергаются материалами дела и содержанием заявления от 10.09.2015 (т. 1, л. д. 57, 58). Доказательства поступления в департамент заявления без указанных в нем приложений, материалы дела не содержат, данный факт не опровергнут.
На основании изложенного решение от 20.10.2016 и постановление апелляционного суда от 01.02.2017 подлежат оставлению без изменения, жалоба департамента - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А32-47367/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.