Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Медицинское обеспечение различных видов полетов гражданской авиации
3.1. Общие положения
3.1.1. Лица летного состава гражданской авиации в процессе профессиональной деятельности выполняют различные полеты, которые классифицируются в зависимости от назначения, условий пилотирования, высоты, района, климатогеографических условий и времени суток.
3.1.2. Наиболее важное значение для медицинского обеспечения представляют полеты высотные, ночные, в сложных метеоусловиях, длительные трансмеридианные, в условиях жаркого и холодного климата, международные, а также полеты по выполнению авиационных работ.
3.1.3. Каждый из указанных полетов имеет свои особенности, которые могут оказывать существенное влияние на работоспособность членов экипажей воздушных судов и состояние их здоровья.
3.1.4. Влияние различных факторов авиационного полета (ускорений, пониженного атмосферного давления, высокого нервно-эмоционального напряжения и других) на организм пилота подробно изложены в Руководствах по авиационной медицине (ИКАО, ЕАТ, ГСГА и др.).
3.1.5. Проведение мероприятий по медицинскому обеспечению различных видов полетов направлено на предупреждение возможных неблагоприятных влияний перечисленных выше факторов на состояние здоровья членов экипажа воздушного судна, их профессиональную работоспособность, а следовательно, на повышение безопасности полетов.
3.1.6. Большое внимание медицинские работники, осуществляющие медицинское обеспечение полетов, должны уделять проведению занятий с лицами летного состава по авиационной медицине (в частности, особенностям различных видов полетов, неблагоприятным влияниям факторов полета на организм и способам их предупреждения и устранения).
3.1.7. Общие мероприятия по медицинскому обеспечению различных видов полетов включают:
- медицинский контроль за нормированием рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов и диспетчеров УВД;
- контроль за обеспечением полноценного предполетного (предсменного) отдыха;
- рациональное и сбалансированное питание лиц летного состава с приемом витаминов;
- медицинское освидетельствование авиационного персонала во ВЛЭК (ЦВЛЭК) с целью получения Медицинского сертификата/Медицинского заключения, свидетельствующего о допуске к выполнению профессиональных обязанностей по состоянию здоровья;
- динамическое наблюдение авиационного персонала у врача авиационного предприятия (авиакомпании) с оформлением (после очередного медицинского осмотра) допуска к выполнению профессиональных обязанностей в Медицинском сертификате/Медицинском заключении;
- проведение предполетного (предсменного) осмотра с оформлением заключения о допуске к полету (работе по УВД) в соответствующих документах;
- отстранение членов экипажа воздушного судна от полетов (диспетчеров - от работы по УВД) в случае недостаточного или некачественного предполетного (предсменного) отдыха, выявления утомления (переутомления), острого или обострения хронического заболевания, интоксикации, в том числе алкогольной, а также лиц, не прошедших очередной медицинский осмотр у авиационного врача или медицинское освидетельствование во ВЛЭК;
- выявление ранних форм заболеваний, факторов риска, снижения функциональных резервов организма и профессиональной работоспособности у авиационных специалистов с целью своевременного проведения лечения, реабилитации и диспансерного наблюдения;
- медицинский контроль за одеждой членов экипажей и бортпроводников, совершающих рейсы в разные климато-географические зоны;
- физическую и психофизиологическую подготовку авиационного персонала к полетам;
- проведение занятий по авиационной медицине с членами экипажей и диспетчерами УВД.
3.1.8. Наряду с перечисленными общими мероприятиями, медицинское обеспечение полетов включает и выполнение других задач, обусловленных преимущественно особенностями различных видов полетов, которые рассмотрены отдельно.
3.2. Высотные полеты
3.2.1. Полеты воздушных судов выполняются:
- на малых высотах (выше 200 м и до 1000 м, включительно, над рельефом местности или водной поверхностью);
- на средних высотах (выше 1000 м и до 4000 м, включительно, от уровня моря);
- на больших высотах (выше 4000 м и до 12000 м, включительно, от уровня моря);
- в стратосфере (выше 12000 м от уровня моря).
3.2.2. Практическое значение для гражданской авиации в настоящее время представляют полеты на больших высотах (высотные полеты).
3.2.3. Основными факторами, оказывающими влияние на организм членов экипажей и пассажиров при полетах на больших высотах, являются пониженное атмосферное давление в кабине и салоне воздушного судна, приводящее к пониженному парциальному давлению кислорода во вдыхаемом воздухе и снижению насыщения крови кислородом.
3.2.4. Степень выраженности воздействия этих факторов на организм человека зависит от величины давления, поддерживаемого в кабинах воздушных судов различных классов и на различных высотах, исправности систем жизнеобеспечения, а также состояния здоровья лиц летного состава и пассажиров.
3.2.5. Влияние высотных факторов в обычном полете может проявляться высотным метеоризмом, баротравмой среднего уха или придаточных полостей носа, высотными зубными болями, а в случае потери герметичности воздушного судна - острой гипоксией и высотной декомпрессионной болезнью.
3.2.6. Мероприятия по медицинскому обеспечению высотных полетов (дополнительно к п. 3.1.7.) включают:
- контроль за гигиеническим содержанием кислородных масок и кислородно-дыхательной аппаратуры для членов экипажа и пассажиров на борту воздушного судна;
- участие в обучении членов экипажа правилам своевременного и рационального использования кислородно-дыхательной аппаратуры в аварийной ситуации, а также в длительном полете (дыхание кислородом через каждые 2 часа полета в течение 10 мин и за 15 мин до снижения для посадки воздушного судна);
- участие в обучении бортпроводников умению пользоваться кислородными приборами для оказания помощи пассажирам в обычном полете и при аварийной ситуации;
- рекомендации по повышению высотной устойчивости членов экипажей воздушных судов (физическая подготовка, отдых в горных условиях и др.);
- своевременное лечение острых и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта у лиц летного состава и бортпроводников;
- исключение приема членами экипажа перед и во время полета продуктов, вызывающих усиленное брожение и газообразование;
- рекомендации по организации бортового питания пассажиров с учетом влияния факторов высотного полета;
- включение в состав бортовой медицинской аптечки лекарственных средств для оказания помощи пассажирам при симптомах высотного метеоризма, баротравмы среднего уха и других заболеваний.
3.3. Ночные полеты
3.3.1. Полет в период времени между заходом и восходом солнца, включая сумерки, относится к ночному.
3.3.2. Особенности ночного полета обусловлены:
- низкой освещенностью объектов;
- снижением разрешающей способности глаза и нарушением цветового зрения пилота;
- трудностью оценки пространственного положения объектов вне кабины воздушного судна и возможностью возникновения иллюзий;
- изменением суточного биологического ритма организма пилота.
3.3.3. При выполнении ночных полетов важное значение имеет ночное зрение, причинами снижения которого могут быть:
- несоблюдение светового режима в помещениях, где находятся члены экипажа перед полетом, и на аэродроме;
- пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе кабины воздушного судна;
- утомление, интоксикации, заболевания, недостаток в организме пилота витаминов А, С и группы В.
3.3.4. Для обеспечения оптимального светового режима во время ночного полета необходимо:
- отсутствие открытых источников яркого света в помещениях для работы и отдыха членов экипажей в ночное время;
- равномерное освещение приборов в кабине воздушного судна при разных уровнях подсвета, причем в сумерки и в светлую ночь оно должно быть выше, чем в темную;
- отсутствие в поле зрения пилота бликов и зеркальных отражений на стеклах кабины, а также открытых источников света или ярко освещенных частей аппаратуры;
- расположение на аэродроме ярких источников света таким образом, чтобы их прямые лучи не попадали в поле зрения пилота.
3.3.5. Мероприятия по медицинскому обеспечению ночных полетов (дополнительно к п. 3.1.7) включают:
- нормирование летного времени, предусматривающее определенное количество ночных полетов в общей летной нагрузке;
- строгое соблюдение членами экипажа режима труда и отдыха с целью профилактики нарушения биологического ритма (десинхроноза);
- оценку состояния ночного зрения у лиц летного состава при проведении медицинского освидетельствования во ВЛЭК;
- диспансерное наблюдение у врача-окулиста пилотов со сниженной темновой адаптацией;
- периодический контроль врачом авиационного предприятия (авиакомпании) соблюдения светового режима в помещениях, где находятся члены экипажа перед вылетом, а также освещения в кабине воздушного судна;
- проверка в процессе медицинского контроля наличия и использования рекомендованных члену экипажа очков для работы и светозащитных очков;
- проведение авиамедицинской пропаганды среди лиц летного состава о целесообразности при выполнении ночных полетов приема витаминов А, С и группы В, улучшающих ночное зрение, а также включения в пищевой рацион продуктов, их содержащих.
3.4. Полеты в сложных метеорологических условиях
3.4.1. К сложным в метеорологическом отношении полетам относятся полеты с ограниченной видимостью наземных ориентиров. Пилотирование воздушного судна в сложных метеорологических условиях (СМУ) осуществляется по правилам полетов по приборам.
3.4.2. Полет по приборам вне видимости естественного горизонта и земных ориентиров (в облаках, тумане, во время дождя и снегопада) характеризуют следующие основные особенности:
- опосредованность информации о пространственном положении воздушного судна и режиме полета;
- сложность пространственной ориентировки и высокое нервно-эмоциональное напряжение;
- возможность возникновения иллюзий в связи с нарушением пространственной ориентировки;
- опасность быстрого изменения метеорологической обстановки.
3.4.3. Мероприятия по медицинскому обеспечению полетов в СМУ (дополнительно к п. 3.1.7) включают:
- выявление лиц летного состава, у которых в полете возникают иллюзии, с целью установления причин их появления и способов устранения;
- качественное проведение врачебно-летной экспертизы, в процессе которой оцениваются функции зрительного и вестибулярного анализаторов, осуществляющих наряду с другими анализаторами пространственную ориентировку;
- отстранение от полетов членов экипажей с острыми или обострениями хронических заболеваний с целью профилактики нарушений пространственной ориентировки;
- проведение занятий с лицами летного состава по особенностям пространственной ориентировки в СМУ, причинам возникновения иллюзий в полете и способам их устранения (изменение позы, напряжение мышц, энергичное движение головой и др.);
- выработка у пилотов спокойного отношения к возникновению иллюзий, доверия к показаниям приборов, необходимости действовать в сложной ситуации только на основании показаний приборов, исключая собственные ощущения.
3.5. Полеты в условиях жаркого климата
3.5.1. Жаркий климат характеризуется высокой температурой летом и пониженной - зимой. Неблагоприятные климатические условия характерны для пустынь, полупустынь и субтропических районов.
3.5.2. Полеты в районы с жарким климатом могут совершаться эпизодически или регулярно с пребыванием в этом районе в течение определенного промежутка времени (по договору, командирование). Процесс акклиматизации и реакклиматизации организма пилотов при выполнении этих полетов протекает неодинаково. Это обстоятельство необходимо учитывать при их медицинском обеспечении.
3.5.3. Воздействие высокой температуры приводит к нарушению процесса терморегуляции организма, что может вызывать у лиц летного состава:
- потерю воды, нарушение водно-электролитного баланса и перегревание;
- снижение профессиональной работоспособности в начальный период акклиматизации и реакклиматизации;
- понижение физической работоспособности, нарушение сна, ухудшение аппетита, быструю утомляемость.
3.5.4. Мероприятия по медицинскому обеспечению полетов в условиях жаркого климата (дополнительно к п. 3.1.7.) включают:
- проведение внеочередного медицинского освидетельствования лиц летного состава, направляемых на работу в условиях жаркого климата на срок более трех (шести) месяцев (выполнение эпизодических полетов в районы с жарким климатом не требует внеочередного освидетельствования во ВЛЭК);
- определение годности пилотов по состоянию здоровья выполнять профессиональную деятельность в условиях жаркого климата с учетом медицинских противопоказаний, установленных нормативным документом по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала;
- снижение неблагоприятного воздействия жаркого климата на организм пилотов (защита от интенсивной солнечной инсоляции при пребывании на аэродроме, создание оптимального температурного режима в рабочих помещениях и местах отдыха членов экипажей, оборудование их кондиционерами, обеспечение охлажденной питьевой водой, выполнение полетов при высокой температуре воздуха преимущественно в утренние и вечерние часы);
- обучение членов экипажа воздушного судна правилам поведения в условиях жаркого климата (соблюдение питьевого режима; прием витаминов, адаптогенов и микроэлементов; ношение одежды, предохраняющей от избыточного тепла; использование водных процедур и отдыха в помещениях с кондиционерами для нормализации теплового состояния, повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных климатических факторов).
3.6. Полеты в условиях холодного климата
3.6.1. Районы с холодным климатом характеризуются низкой температурой воздуха, продолжительной зимой, коротким прохладным летом, изменением светового режима в течение года (полярная ночь и полярный день). Наиболее сложные климатические условия наблюдаются в районах Заполярья и Арктики.
3.6.2. При медицинском обеспечении полетов в условиях холодного климата необходимо учитывать эпизодический или регулярный их характер, так как от этого зависит процесс акклиматизации и реакклиматизации лиц летного состава.
3.6.3. Воздействие низкой температуры приводит к возникновению заболеваний, связанных с переохлаждением (отморожения, заболевания периферической нервной системы, болезни органов дыхания, кожи и подкожной клетчатки), и развитию гиповитаминозов.
3.6.4. Во время полярного дня у пилотов может наблюдаться снежная офтальмия, а в полярную ночь (день) отмечается нарушение сна, раздражительность и снижение работоспособности. Целый ряд внешних условий создают трудности в пространственной ориентировке во время полета, способствуют возникновению иллюзий и усложняют пилотирование воздушного судна.
3.6.5. Мероприятия по медицинскому обеспечению полетов в условиях холодного климата (дополнительно к п. 3.1.7) включают:
- проведение внеочередного медицинского освидетельствования лиц летного состава, направляемых на работу в условиях холодного климата на срок более трех месяцев (выполнение эпизодических полетов в районы с холодным климатом не требует внеочередного освидетельствования во ВЛЭК);
- определение годности пилотов по состоянию здоровья выполнять профессиональную деятельность в условиях холодного климата с учетом медицинских противопоказаний, установленных нормативным документом по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала;
- снижение неблагоприятного воздействия холодного климата на организм пилотов: обеспечение членов экипажа соответствующей зимней одеждой, создание оптимального температурного режима в рабочих помещениях и местах отдыха летного состава, организация питания с учетом энерготрат и необходимости предупреждения гиповитаминозов, прием витаминов и адаптогенов, обеспечение условий для нормального отдыха членов экипажа в период полярного дня.
- обучение членов экипажа воздушного судна правилам поведения в условиях холодного климата: оказание само- и взаимопомощи при отморожениях и охлаждениях организма, предупреждение снежной офтальмии в солнечные дни при наличии снежного покрова, целесообразность витаминизации, особенно в зимнее время, повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных климатических факторов и предупреждение простудных заболеваний.
3.7. Длительные трансмеридианные полеты
3.7.1. Полеты, совершаемые с Запада на Восток и обратно с пересечением нескольких часовых поясов, относятся к длительным трансмеридианным.
3.7.2. Существенными особенностями этих полетов являются:
- нарушение циркадианных биологических ритмов;
- необходимость выполнения полета по правилам пилотирования по приборам;
- гиподинамия и гипокинезия;
- монотония;
- понижение атмосферного давления в кабине и салоне воздушного судна;
- понижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе;
- перепады температуры окружающего воздуха при перелетах в крайние климато-географические районы.
3.7.3. Уменьшения неблагоприятных влияний на организм пилотов длительных трансмеридианных полетов можно достичь в результате:
- строгого соблюдения и выдерживания режима труда и отдыха с учетом привычной для членов экипажа суточной ритмики;
- периодического выполнения в полете (на рабочих местах) физических упражнений;
- применения кислорода для дыхания во время полета;
- использования рациональной одежды в соответствии с климатическими условиями аэропортов назначения.
3.7.4. Мероприятия по медицинскому обеспечению длительных трансмеридианных полетов (дополнительно к п. 3.1.7.) включают:
- контроль врачом авиационного предприятия (авиакомпании) летной нагрузки, продолжительности предполетного и послеполетного отдыха членов экипажей, выполняющих полеты с пересечением нескольких часовых поясов;
- контроль за организацией отдыха экипажей в промежуточных аэропортах в соответствии с рекомендациями биоритмологического обеспечения полетов;
- контроль за питанием экипажа в длительном полете как на борту воздушного судна, так и в аэропортах;
- оценку врачом индивидуальной переносимости лицами летного состава длительных полетов и выработку предложений для руководства авиакомпании по планированию полетов;
- проведение бесед с пилотами по поводу сущности десинхроноза, возникающего в результате нарушения биоритмов, симптомов этого состояния (бессонница, головная боль, сниженная работоспособность), способов его предупреждения, опасности приема медикаментозных средств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.