Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
ОБЪЕМ ОБСЛЕДОВАНИЯ
авиационных специалистов в целях врачебно-летной экспертизы
1. Терапевтическое обследование:
- полость рта, зев, кожные покровы, видимые слизистые, лимфатические узлы и щитовидная железа, соответствие общего вида возрасту;
- органы дыхания, кровообращения (определение функциональной способности), пищеварения и мочевыделения.
2. Хирургическое обследование:
- антропометрия (рост, масса тела, окружность груди, спирометрия, динамометрия кистей);
- общий осмотр (телосложение, развитие мускулатуры и подкожножирового слоя, осанка, походка);
- состояние кожи, лимфатических узлов, щитовидной железы, молочных желез, периферических сосудов, костей, суставов, органов брюшной полости и области заднего прохода; пальцевое обследование прямой кишки и предстательной железы (по показаниям).
3. Неврологическое обследование:
- внешний осмотр (кожные рубцы, атрофия, фибриллярные и фасцикулярные подергивания);
- черепно-мозговые нервы;
- двигательная, рефлекторная, чувствительная сфера, статика и координация;
- вегетативная нервная система (дермографизм, акроцианоз, гипергидроз, тремор);
- эмоционально-психическая сфера.
4. Оториноларингологическое обследование:
- внешний осмотр ЛОР-органов;
- внутренний осмотр (эндоскопия), передняя и задняя риноскопия, отоскопия, фарингоскопия, ларингоскопия, определение носового дыхания и обоняния;
- акуметрия (шепотной речью);
- барофункция уха;
- исследование статокинетической устойчивости (вестибулометрия) проводится методом непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса (НКУК) в течение 3 минут или методом прерывистой кумуляции ускорений Кориолиса (ПКУК) в течение 2 минут: кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров УВД, бортпроводников; летному составу, бортоператорам и бортпроводникам;
- тональная аудиометрия проводится кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров УВД, бортпроводников; лицам из числа наземного состава, переучивающимся на бортмехаников, бортрадистов и бортпроводников; курсантам учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров перед выпуском; лицам летного состава - через каждые 5 лет летной работы, а по достижении 40-летнего возраста - один раз в два года; при установлении заболевания органа слуха - ежегодно, а при наблюдении лиц с нейросенсорной тугоухостью - два раза в год.
5. Стоматологическое обследование:
- состояние зубов, слизистой оболочки полости рта, десен;
- прикус, зубная формула, наличие коронок, мостов и протезов.
Примечание 1. При проведении стоматологического обследования зубная формула и условные обозначения (в соответствии с требованиями ИКАО) оформляются следующим образом:
Осмотр полости рта. Состояние зубов.
18 |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
12 |
11 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
48 |
47 |
46 |
45 |
44 |
43 |
42 |
41 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
Условные обозначения: отсутствует - О, корень - R, кариес - С, пульпит - Р, периодонтит - Pt, пломбированный - П, пародонтоз - А, подвижность - I, II, III (степень), коронка - К, иск. зуб - И
Примечание 2. Членам экипажей воздушных судов рекомендуется иметь в медицинских документах одонтограмму.
6. Офтальмологическое обследование:
- острота и поля зрения;
- цветовое зрение;
- бинокулярное зрение;
- ночное зрение и темновая адаптация;
- ближайшая точка конвергенции;
- ближайшая точка ясного зрения;
- анатомическое состояние органа зрения;
- рефракция субъективным и объективным методом обследования (скиаскопия и рефрактометрия);
- внутриглазное давление (измеряется летному составу по достижении 35-летнего возраста - один раз в два года, остальным освидетельствуемым - по достижении 40-летнего возраста - один раз в три года; лицам старше 50 лет (независимо от профессии) - при очередном освидетельствовании).
Примечание. Допускается измерение внутриглазного давления экспресс-методом с использованием бесконтактного тонометра. В диагностических целях измерение внутриглазного давления должно проводиться тонометром Маклакова.
7. Осмотр гинеколога.
8. Осмотр дерматовенеролога проводится при освидетельствовании лиц, поступающих в учебные заведения гражданской авиации.
9. Психологическое обследование проводится:
- кандидатам для обучения по специальности пилот, штурман, бортинженер, диспетчер УВД, признанным годными к обучению по состоянию здоровья;
- лицам летного состава и диспетчерам УВД - в возрасте 50 лет, а с 55 лет - каждые два года;
- курсантам учебных заведений по подготовке специалистов гражданской авиации - ежегодно;
- лицам летного состава при восстановлении на летную работу и переучивании на новую технику;
- при выдвижении авиационных специалистов на должности командира воздушного судна, пилота-инструктора, диспетчера-инструктора, старшего диспетчера, руководителя полетов;
- при направлении авиационных специалистов на работу в полярные экспедиции и страны с жарким климатом;
- диспетчерам УВД при повышении квалификационной отметки и получении допуска к УВД с большей сложностью работы;
- при стационарном обследовании авиационных специалистов;
- по медицинским показаниям.
Примечание. Психологическое обследование проводится не ранее чем через три дня после введения препаратов, расширяющих зрачок.
10. Лабораторные исследования:
- клинический анализ крови;
- клинический анализ мочи;
- сахар крови натощак;
- биохимические исследования крови на билирубин и его фракции, ферменты АСТ, АЛТ, ГГТП, ЩФ проводятся летному составу, выполняющему АХР с ядохимикатами;
- цитологическое обследование мазков проводится женщинам с 17 лет ежегодно;
- исследование крови на сифилис (экспресс-методом с забором крови из пальца), ВИЧ-инфекцию проводится лицам, поступающим на работу (учебу) бортпроводниками, дальнейшая кратность исследований определяется территориальными органами здравоохранения и госсанэпиднадзора;
- при поступлении на работу (учебу) бортпроводниками проводится обследование на гельминтозы, в том числе на энтеробиоз; бактериологический анализ на наличие возбудителей кишечной группы; анализ крови на брюшной тиф; дальнейшая кратность обследования определяется территориальными органами здравоохранения и госсанэпиднадзора;
- другие лабораторные исследования проводятся по медицинским показаниям.
11. Рентгенологические исследования:
- рентгеноскопия (крупнокадровая флюорография) органов грудной полости:
- лицам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации;
- летному составу, диспетчерам УВД, бортоператорам, курсантам учебных заведений по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров УВД - один раз в два года (или в соответствии с приказом органов здравоохранения и госсанэпиднадзора);
- бортпроводникам и лицам, обучающимся на бортпроводников, ежегодно.
Примечание. Территориальными органами здравоохранения и госсанэпиднадзора частота рентгенологических исследований может быть увеличена по эпидпоказаниям.
- рентгенография (крупнокадровая флюорография) придаточных пазух носа проводится кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников.
12. Фукционально-диагностические исследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) проводится кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров (бортмехаников), диспетчеров УВД и по медицинским показаниям;
- электрокардиография (ЭКГ) в покое (12 отведений по Вильсону) проводится:
- кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров (бортмехаников), диспетчеров УВД, бортпроводников;
- курсантам учебных заведений гражданской авиации - ежегодно;
- летному составу - один раз в год, а по достижении 40-летного возраста - один раз в шесть месяцев;
- диспетчерам УВД, бортпроводникам, бортоператорам, бортрадистам один раз в год;
- велоэргометрическая проба (проба на тредмиле) проводится:
- пилотам, штурманам, борт-инженерам (бортмеханикам), бортрадистам по достижении 40-летного возраста, а далее через каждые два года на третий; в возрасте 50 лет и старше - ежегодно;
- летчикам-испытателям - ежегодно;
- лицам летного и диспетчерского состава, направляемым на работу в полярные экспедиции и страны с жарким климатом;
- по медицинским показаниям: изменение ЭКГ в динамике, нарушения ритма и проводимости сердца, признаки кардиомиопатии, пролапс митрального клапана, комбинированные пороки сердца, артериальная гипертензия, нарушения липидного и углеводного обмена и другие факторы риска;
- барокамерное обследование на переносимость умеренной степени гипоксии (гипоксическая проба) проводится летчикам-испытателям по медицинским показаниям.
13. Летному составу в возрасте 40 лет и далее через каждые два года на третий, а диспетчерам УВД по достижении 40 лет и далее через каждые три года на четвертый дополнительно проводятся:
- биохимические исследования крови (общий белок и белковые фракции; холестерин, альфа-холестерин, триглицериды, билирубин и его фракции; ферменты - АСТ, АЛТ, а другие ферменты - по показаниям);
- эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) или рентгеноскопия желудка и 12-перстной кишки;
- ультразвуковое исследование внутренних органов (печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек, щитовидной железы);
14. По медицинским показаниям авиационным специалистам проводятся дополнительные обследования:
- эхокардиография (ЭхоКГ);
- ЭКГ-мониторирование;
- АД-мониторирование;
- ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга (дуплексное сканирование магистральных артерий головы);
- сцинтиграфия миокарда с технетрилом;
- ультразвуковое исследование предстательной железы;
- ректороманоскопия;
- методика исследования переносимости умеренной степени гипоксии;
- методика оценки переносимости быстрых перепадов давления (в барокамере);
- другие обследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.