Авиационные правила
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация воздушных судов гражданской авиации и организация производственного контроля их санитарного состояния
(Издание второе)
(утв. 25 сессией Совета по авиации и использованию воздушного пространства 12 мая 2006 г.),
утв. 20 сессией Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств 18 ноября 2011 г.)
Поправки
Дата |
Страница |
Содержание поправки |
Кем внесена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определения
Акарицид - средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей.
Бактерицидное средство - дезинфицирующее средство (препарат), обеспечивающее гибель бактерий в вегетативной форме.
Болезнь - заболевание, представляющее риск нанесения людям значительного вреда, вызванного возбудителем инфекционного заболевания.
Вирулицидное средство - дезинфицирующее средство (препарат), обеспечивающее инактивацию вирусов.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ГСЭН) - местный орган или административное подразделение, отвечающее за осуществление и применение надлежащих медико-санитарных мер в соответствии с ММСП.
Дезинсекция - процедура, в соответствии с которой, принимаются санитарные меры по борьбе или уничтожению насекомых - переносчиков болезней человека, обнаруженных в воздушном судне (ВС), в багаже, грузе, контейнерах, товарах и почтовых отправлениях.
Дезинфекция - процедура, в соответствии с которой принимаются, по мере необходимости, санитарные меры по борьбе или уничтожению инфекционных агентов внутри или на поверхности пораженных ими частей ВС или контейнеров, грузов, товаров почтовых посылок посредством прямого воздействия химических или физических агентов.
Дезинфекция заключительная - дезинфекция, проводимая после снятия инфекционного больного с ВС.
Дезинфекция профилактическая - дезинфекция, проводимая по регламенту уборки ВС.
Дератизация - процедура, в соответствии с которой принимаются санитарные меры по борьбе или уничтожению грызунов - переносчиков болезней человека, обнаруженных на борту ВС, в багаже, грузе, контейнерах, товарах и почтовых отправлениях, а также на объектах, в товарах или почтовых посылках в пункте вывоза.
Инсектицид - средство (препарат), обеспечивающее гибель насекомых. Компетентный орган - местный орган или административное подразделение, непосредственно отвечающее за осуществление и применение надлежащих медико-санитарных мер в соответствии с ММСП.
Контейнер - вид транспортного оборудования.
Зона погрузки контейнеров - место или сооружение, выделенное для контейнеров, используемых в международных перевозках.
Переносчик - насекомое или другое животное, которое обычно переносит инфекционный агент, представляющий риск для здоровья населения.
Подозрительные на заражение - лица, багаж, контейнеры, ВС, товары или почтовые посылки, которые подверглись или могли подвергнуться риску для здоровья населения и могут являться возможным источником распространения болезни.
Почтовая посылка - предмет или пакет с адресом, перевозимый в международном сообщении почтовой или курьерской службой.
Противоэпидемические мероприятия - комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и административных мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных (паразитарных) болезней.
Резервуар - животное, растение или вещество, в которых обычно обитает инфекционный агент, и присутствие которого может представлять риск для здоровья населения.
Репеллент - средство (препарат) или устройство, обладающее отпугивающими свойствами по отношению к разным видам членистоногих и грызунов.
Спороцидное средство - дезинфицирующее (стерилизующее) средство (препарат), обеспечивающее умерщвление спор микроорганизмов.
Фунгицидное средство - дезинфицирующее средство (препарат), обеспечивающее умерщвление грибов.
Эпидемиологические показания (эпидпоказания) - показания к проведению профилактических или противоэпидемических мероприятий в связи с неблагополучием эпидемиологической ситуации среди авиаработников или авиапассажиров.
1. Общие положения
1.1. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в авиационных организациях, осуществляющих международные перевозки, возлагаются на администрацию авиационных организаций и владельцев воздушных судов (ВС), которые обеспечивают:
- организацию и проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации ВС;
- защиту ВС от проникновения и распространения переносчиков инфекционных заболеваний (грызунов и насекомых);
- снабжение ВС водой и пищевыми продуктами, соответствующими действующим санитарным правилам и нормам;
- организацию приема, сбора и удаления, а по санитарно-эпидемиологическим показаниям - обеззараживания, утилизации или уничтожения сточных вод, мусора, отходов производства и потребления, в том числе пищевых отходов и посуды одноразового использования;
- противоэпидемическую готовность ВС, осуществляющих международные перевозки, в том числе оснащение* транспортных средств защитной одеждой, необходимым медицинским оборудованием, лекарственными и профилактическими препаратами, в т.ч. средствами дезинфекции, и дезинсекции;
------------------------------
* ИКАО Дополнение 4 к письму государствам AN 5/22-08/33 "Прилагаемая поправка к Международным стандартам и рекомендуемой практике"; В-6, 4.1.2.
------------------------------
- представление ВС для санитарно-карантинного досмотра по прибытии (убытии) в пунктах пропуска через государственную границу;
- подготовку экипажей ВС по вопросам профилактики инфекционных (паразитарных) болезней, первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного (подозреваемого на заболевание) в полете.
1.2. Командир ВС незамедлительно информирует орган УВД о любом подозрении на наличие инфекционного заболевания с просьбой передать сообщение диспетчерскому пункту аэродрома назначения, который в свою очередь передает сообщение местному органу ГСЭН-(СКП) для организации противоэпидемических мероприятий. В установленном порядке оформляется медико-санитарная часть Общей декларации ВС, дается указание об организации первой медицинской помощи и первичных противоэпидемических мероприятий на ВС, в том числе дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
1.3. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на ВС включают комплекс организационных, санитарно-технических, гигиенических, истребительных и профилактических мероприятий по защите людей и животных от возбудителей инфекционных болезней и их переносчиков.
1.4. Комплекс дезинфекционных мероприятий является одним из обязательных видов работ по обеспечению безопасности полетов. Дезинфекционные мероприятия направлены на предотвращение заражения возбудителями инфекционных болезней пассажиров, членов экипажа, сотрудников служб наземного обслуживания. Результаты дезинфекции вносятся в "Санитарный журнал воздушного судна" и в медико-санитарную часть Общей (Генеральной) декларации ВС.
2. Дезинфекция воздушных судов
2.1. Дезинфекция (ДФ) - процедура, в соответствии с которой принимаются, по мере необходимости, санитарные меры по борьбе или уничтожению инфекционных агентов внутри или на поверхности пораженных ими частей ВС или контейнеров. ДФ включает мероприятия по борьбе или уничтожению инфекционных агентов на поверхности тела человека или животного, или же на ВС, багаже, грузах, контейнерах, товарах и почтовых посылках посредством прямого воздействия химических или физических агентов.
2.2. Дезинфекционные мероприятия проводятся в виде профилактической ДФ и ДФ по эпидпоказаниям (заключительной ДФ).
2.3. При проведении дезинфекции ВС применяются только те методы и средства, как химические, так и не химические, которые рекомендованы ВОЗ и ИКАО. Они должны быть зарегистрированы, иметь разрешение для применения на ВС в странах СНГ и соответствовать следующим требованиям:
- оказывать максимально обеззараживающее действие в минимально короткие сроки;
- обладать широким спектром бактерицидного действия и эффективностью при проведении профилактической ДФ, а также специфической активностью в отношении конкретного возбудителя бактерицидной, вирулицидной, фунгицидной или спороцидной природы при проведении ДФ по эпидпоказаниям;
- не оказывать вредного воздействия на здоровье человека;
- не кумулировать в элементах отделки и на объектах ВС с последующим выделением в воздух кабин и салонов;
- не повреждать конструкционные материалы ВС;
- обладать моющими свойствами.
2.4. Организация и проведение профилактической ДФ.
2.4.1. Профилактическая ДФ проводится постоянно и направлена на предупреждение накопления на поверхностях ВС инфекционных агентов и создания благоприятных условий во время полета.
2.4.2. Профилактическую дезинфекцию проводят во время уборки ВС в ходе подготовки его к полетному заданию. В зависимости от объема работ, вида самолета (пассажирский или грузовой), размера ВС и срока посадки профилактическую дезинфекцию проводит необходимое число подготовленных работников уборочных бригад, имеющих допуск к выполнению подобных работ, авиационной или специализированной организации, работающей по договору, а также члены экипажа - в период выполнения рейса.
2.4.3. Уборка ВС членами специализированной бригады осуществляется в соответствии с технологическим регламентом уборки и экипировки ВС. Технологический регламент уборки и экипировки ВС пересматривается по указанию органа ГСЭН-СКП, исходя из эпидситуации. Каждый член уборочной бригады имеет технологическую карту участка обслуживания, в которой указано содержание работ, порядок их выполнения, форма обслуживания и используемый инвентарь.
2.4.4. Бортовую столовую посуду собирают в контейнеры и направляют в цех бортового питания, где посуду многократного использования моют, дезинфицируют, а однократного, также как и пищевые отходы, дезинфицируют и отправляют на утилизацию.
2.4.5. Кислородные маски, спасательные жилеты, съемные переговорные устройства, наушники дезинфицируют в цехе авиатехнической базы авиационного предприятия в соответствии с регламентом.
2.4.6. Пледы, подушки, подголовники обеззараживают в дезинфекционных камерах.
2.4.7. Воздух во время выполнения полета постоянно очищается и обеззараживается при помощи фильтров приточно-вытяжной вентиляции. Замена фильтров проводится в соответствии с регламентом технического обслуживания данного вида ВС.
2.4.8. Все операции по заправке и очистке санузлов ВС должны производиться в соответствии с действующими руководствами и регламентами технического обслуживания. Сливные баки ВС заправляют чистой водопроводной водой по технологии и в количестве, предусмотренном регламентом технического обслуживания данного типа ВС.
2.4.9. Для дезинфекции содержимого сливных баков ВС используются разрешенные для этого средства. Процесс обеззараживания, дезодорирования и очистки фекально-смывных вод обеспечивается в ходе выполнения полета путем многократной циркуляции через унитазы санузлов ВС отфильтрованного раствора средства. Слив отработанных фекально-смывных вод санузлов ВС в цистерны специального автотранспорта производится не ранее 30 мин после завершения полета.
2.5. Организация и проведение ДФ по эпидпоказаниям (заключительной).
2.5.1. При получении информации о наличии на прибывающем ВС больного с симптомами Болезни (Приложения 2, 4), комаров, падежа грызунов, по указанию органа ГСЭН-(СКП), данное ВС с экипажем, пассажирами и грузом по прибытии в пункты пропуска через государственную границу отводится на санитарную стоянку для медицинского (санитарного) досмотра. При досмотре ВС и груза определяется необходимый объем обработки предметов и частей транспортного средства, включая багаж, и оформляется предписание о проведении дезинфекции, дезинсекции или дератизации по эпидпоказаниям (приложение 1).
2.5.2. ДФ по эпидпоказаниям проводится организацией дезинфекционного профиля под руководством эпидемиолога в соответствии с действующими нормативно-методическими документами по режиму, соответствующему инфекции, выявленной в процессе досмотра.
3. Дезинсекция воздушных судов
3.1. Дезинсекция (ДС) - процедура, в соответствии с которой принимаются санитарные меры по борьбе или уничтожению насекомых - переносчиков болезней человека, обнаруженных в ВС, багаже, грузе, контейнерах, товарах и почтовых отправлениях.
3.2. ДС включает истребительные мероприятия и защиту от нападения насекомых, встречающихся на воздушных судах и имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение.
3.3. Наличие членистоногих (насекомых и клещей) на ВС является показателем эпидемиологического и санитарно-гигиенического неблагополучия. Факт наличия переносчиков на борту ВС и описание применяемых мер борьбы для их уничтожения заносится в генеральную декларацию ВС, если только компетентный орган аэропорта прибытия не освобождает ВС от её предъявления.
3.4. Дезинсекционные мероприятия на ВС подразделяются на профилактические, выполняемые с периодичностью, оговариваемой при составлении графиков обслуживания ВС, и экстренные, проводимые по неотложным эпидемиологическим показаниям.
3.5. При планировании профилактических мероприятий на борту ВС определяются тактика и методы проведения работ в зависимости от выявленных видов членистоногих.
3.6. Профилактическая дезинсекция направлена, прежде всего, против переносчиков трансмиссивных заболеваний в целях предотвращения международного распространения заболеваний, а также против других членистоногих, способных размножаться в условиях ВС и в результате своей жизнедеятельности наносить ущерб его летной годности. Тактика проведения работ должна быть направлена на предупреждение попадания членистоногих на ВС и их размножения.
3.7. Мероприятия по борьбе с членистоногими на ВС направлены на:
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия экипажа, пассажиров, сотрудников наземных служб, обслуживающих ВС, предотвращение нарушений в работе систем ВС, связанных с жизнедеятельностью членистоногих на борту, и поддержание летной годности летательного аппарата;
- профилактику ряда инфекционных и аллергических заболеваний, связанных с членистоногими;
- устранение беспокоящего фактора, ухудшающего настроение пассажиров, снижающего работоспособность экипажа.
3.8. В число обязательных мер по борьбе с членистоногими на ВС входят:
- санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на поддержание чистоты в салонах, кабине и отсеках ВС;
- регулярные транзитные и базовые уборки, соблюдение мер, предотвращающих заселение ВС членистоногими, в том числе своевременное устранение дефектов обшивки салонов, кабин и отсеков, направленное на ликвидацию мест их обитания, скопления и передвижения;
- влажная уборка поверхностей перед их обработкой дезинсекционными средствами с целью удаления следов пребывания членистоногих.
3.9. Экстренные (истребительные) мероприятия при выявлении на ВС летающих насекомых (кровососущих), как правило, проводятся работниками специализированных дезинфекционных организаций по указанию (предписанию) органа ГСЭН-(СКП) и по заявке авиационного предприятия.
3.10. В период выполнения рейса эти мероприятия по санитарно-эпидемиологическим показаниям могут проводиться также подготовленными членами экипажа по указанию командира ВС в следующем порядке:
- после снятия колодок перед рулением бортпроводник нажимает на распылительную головку баллона с инсектицидом, направляет струю аэрозоля в воздух или в места наибольшего скопления насекомых, обрабатывает все возможные места нахождения насекомых, включая туалеты, полки, платяные шкафы и прочие, при условии открытых багажных полок, туалетов, гардеробов, отсеков ручной клади при работающей системе кондиционирования (выключенной системе рециркуляции и вентиляции, которые могут быть включены через 30 минут);
- за 10-15 мин. до начала снижения ВС, прибывающего в аэропорт назначения, бортпроводник проводит обработку в соответствии с порядком, изложенным выше.
3.11. Отметка о проведении дезинсекции ставится в "Санитарном журнале воздушного судна" с указанием названия использованного средства, даты и времени проведения дезинсекции. Запись должна быть заверена личной подписью исполнителя.
3.12. Многие авиакомпании используют метод ДС ВС "обработка с последействием" из-за опасения появления аллергических реакций и осложнений хронических заболеваний у пассажиров и членов экипажа.
3.13. Подтверждением проведения дезинсекции ВС является соответствующее засвидетельствование в генеральной) декларации ВС (приложение 2) или, в случае дезинсекции с последействием, сертификат дезинсекции по форме, приведенной в приложении 5.
3.14. ВС, выполняющие международные полеты в эпидемически неблагополучные по трансмиссивным заболеваниям регионы, должны быть обеспечены инсектицидными средствами в аэрозольных упаковках, разрешенными к применению на ВС.
3.15. При подборе инсектицидов применяются только те, которые рекомендованы ВОЗ, и ИКАО, при этом учитывают:
- санитарное состояние ВС, сложности при обработке, которые могут быть обусловлены типом ВС;
- биологические особенности членистоногих: вид, стадия развития, устойчивость к инсектицидам;
- особенность инсектицидов (действующее вещество, его концентрация, спектр инсектицидного действия, токсичность для членов экипажа и пассажиров, технология применения);
- подбор веществ, привлекающих членистоногих, и наиболее эффективных методов применения;
- чтобы инсектициды или любые другие вещества, применяемые для дезинсекции, не оказывали вредного воздействия на элементы конструкции ВС и его оборудование. Легковоспламеняющиеся химические составы или растворы, могущие повредить конструкции ВС, в частности в результате коррозии, не используются.
3.16. При выявлении на ВС нелетающих кровососущих членистоногих (блох, клопов, вшей, крысиных клещей и др.) ДС ВС проводится для уничтожения кровососущих членистоногих как при базовых, так и при транзитных уборках при выявлении жалоб пассажиров и членов экипажа на наличие насекомых и клещей, а также данных объективного осмотра ВС.
3.17. Для индивидуальной защиты пассажиров и членов экипажей от кровососущих насекомых при выполнении международных полетов в страны, эндемичные по трансмиссивным инфекциям, применяются репелленты.
3.18. При проведении ДС ВС делают все необходимое для того, чтобы ее проведение не угрожало здоровью пассажиров и экипажа и не причиняло им каких либо неудобств.
4. Дератизация воздушных судов
4.1. Дератизация (ДР) ВС - мероприятия по уничтожению грызунов, в том числе источников (резервуаров) инфекционных заболеваний человека, в ВС, в багаже, грузах, контейнерах, товарах, почтовых посылках.
4.2. Наличие грызунов на ВС является показателем эпидемиологического и санитарно-гигиенического неблагополучия, поскольку они являются естественными источниками (резервуарами) возбудителей инфекционных заболеваний человека. Кроме того, грызуны могут быть реальной угрозой для технического состояния воздушного судна.
4.3. Защита ВС от грызунов должна обеспечиваться проведением комплекса инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий, исключающих возможность проникновения их на борт ВС.
4.4. С целью предотвращения попадания грызунов на борт ВС в период стоянок рекомендуется тщательный осмотр грузов, поступающих на воздушное судно.
4.5. При проведении дератизации ВС применяются только те методы и средства, как химические, так и нехимические, которые рекомендованы ВОЗ и ИКАО.
4.6. Категорически запрещается эксплуатация ВС, на которых в ходе обследования устанавливается факт присутствия грызунов.
4.7. Признаки присутствия грызунов определяются работниками авиационной организации, специалистами дезинфекционного предприятия или специалистами органа ГСЭН-СКП. К таким признакам относятся следы жизнедеятельности грызунов или их визуальное наблюдение на борту пассажирами, членами экипажа или органом ГСЭН-СКП во время медицинского (санитарного) досмотра ВС.
4.8. О факте пребывания на борту ВС грызунов информируется администрация авиационного предприятия.
4.9. Объем, тактика и методика дератизационных мероприятий проводятся в каждом конкретном случае с соблюдением следующих мер предосторожности:
- доступ людей на ВС в период проведения дератизационных мероприятий должен быть строго ограничен;
- отлов грызунов проводят, расставляя капканы через каждые 1,5-2 м вдоль стен в грузовых отсеках, буфетно-кухонном помещении и пассажирских салонах, причем ежедневно капканы проверяют и перезаряжают, меняя приманку на свежую;
- площадки с приманкой должны быть пронумерованы;
- обязателен сбор и утилизация остатков дератизационных средств, заключение отловленных/павших грызунов и тщательная уборка ВС;
- запрещается применение дустов любых ядов;
- исследование погадок (помета) и отловленных грызунов проводится в лабораториях ГСЭН- (СКП).
4.10. При положительных результатах истребительных мероприятий или при отсутствии выловленных грызунов в капканах (ловушках) в течение трех суток руководитель предприятия дезинфекционного профиля, основываясь на данных внутреннего контроля, письменно извещает орган ГСЭН-(СКП) и авиационное предприятие об освобождении ВС от грызунов.
5. Техника безопасности при проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации воздушного транспорта
5.1. Дезинсекция, дератизация, дезинфекция и другие санитарные процедуры должны проводиться таким образом, чтобы не было угрозы здоровью пассажиров и экипажа и не причиняло им каких-либо значительных неудобств, или ущерба для багажа, контейнеров, перевозочных средств, товаров и почтовых посылок.
6. Организация производственного контроля санитарного состояния воздушных судов
6.1. Мероприятия по поддержанию санитарного состояния на борту ВС являются составной частью медико-санитарного обеспечения международных полетов, а также комплекса мероприятий по санитарной охране территории от завоза Болезней.
6.2. Санитарное состояние ВС определяется комплексом технологических и санитарно-технических работ, а также профилактических и противоэпидемических мероприятий, включая мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (далее - комплекс мероприятий).
6.3. Санитарное состояние на борту ВС зависит от своевременности, полноты и эффективности проводимого комплекса мероприятий, организуемого авиационной организацией.
6.4. Производственный контроль санитарного состояния ВС организует и проводит авиационная организация в ходе производственного контроля соблюдения санитарно-противоэпидемических правил и норм перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов.
6.5. В работе по организации производственного контроля санитарного состояния ВС руководствуются действующими нормативными и методическими документами стран СНГ по гигиене и эпидемиологии на транспорте, а также регламентами технологических работ, разработанных в соответствии с международными стандартами.
6.6. Производственный контроль санитарного состояния ВС подразделяется на постоянный и периодический (выборочный).
6.7. Постоянный контроль санитарного состояния ВС проводят бортпроводники перед каждым рейсом и во время полета в соответствии с Руководством по производству полетов авиационной организации (РПП). Охват постоянным контролем санитарного состояния ВС составляет 100%.
6.8. Периодический (выборочный) контроль санитарного состояния ВС обеспечивают сотрудники авиационного предприятия/организации определенные приказом. При этом ежемесячному контролю подлежит не менее 10% ВС.
6.9. Периодический (выборочный) санитарный контроль ВС проводят на следующих этапах:
- непосредственно перед вылетом;
- в полете;
- после прилета;
- после трудоемких регламентных работ;
- в период выполнения работ по техническому обслуживанию;
- при поступлении с заводов, фирм (лизинг);
- перед выполнением рейсов по новой авиалинии;
- во время подготовки литерных рейсов.
6.10. Во время проведения постоянного и периодического (выборочного) производственного контроля санитарного состояния ВС проверяют:
- наличие на борту "Санитарного журнала воздушного судна", его состояние и правильность ведения, записи о наличии (устранении) санитарных нарушений;
- качество уборки салонов, кабины экипажа, багажных отсеков, багажных полок, светофильтров, ковровых дорожек, чехлов кресел, пепельниц, тележек; наличие специальных чехлов на обувь (бахил) для работников авиационного предприятия, занятых подготовкой ВС к рейсу;
- санитарное состояние буфетного отсека, буфетно-кухонного и холодильного оборудования (буфетных полок, электроплиток, электродуховых шкафов, электрохолодильников), кузова лифта (подъемника), сервировочных столиков, контейнеров для доставки бортового питания; качество обработки несъемного оборудования, посуды; наличие и исправность пломб, наличие ярлыков-сертификатов на готовое питание, правильность их заполнения; соблюдение сроков реализации и правил хранения бортового питания; качество воды в электрокипятильнике (запах, цвет, примеси);
- санитарное состояние туалетов; наличие воды в умывальнике, мыла, туалетной бумаги (салфеток), полотенец; заправку сантехнического оборудования туалетов дезинфицирующей жидкостью;
- заправку питьевой водой (по водомеру);
- укомплектованность мягким инвентарем и средствами обслуживания (подголовниками, пледами, салфетками, гигиеническими пакетами, мылом), их качество и состояние; качество обработки пледов, их пакетирование;
- наличие медицинских средств различных типов, их комплектацию;
- эффективность проведения последней ДС и ее регулярность, наличие насекомых (грызунов) на борту; записи в "Санитарном журнале воздушного судна" о наличии насекомых (грызунов);
- наличие личных медицинских книжек у бортпроводников, правильность их ведения, соблюдение периодичности прохождения медицинских осмотров, обследований, гигиенической аттестации, проведения прививок;
- наличие спецодежды и уборочного инвентаря бортпроводников (веника, совка, резиновых перчаток, технических салфеток);
- наличие жалоб пассажиров на санитарно-гигиенические недостатки в обслуживании во время полета (путем выборочного опроса пассажиров или по отчетам бортпроводников).
6.11. Во время проведения производственного контроля санитарного состояния ВС в полете обращают внимание на:
- соблюдение бортпроводниками санитарно-гигиенического режима обслуживания пассажиров;
- режим раздачи питания и сбора использованной посуды;
- использование спецодежды, ее санитарное состояние;
- использование уборочного инвентаря;
- использование бортовых медицинских средств;
- проведение первой медицинской помощи и первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении на борту больного с подозрением на инфекционное заболевание;
- ведение "Санитарного журнала воздушного судна".
6.12. Контроль качества уборки ВС в период подготовки к рейсу производится в соответствии с действующими регламентами по уборке.
6.13. Ведение "Санитарного журнала воздушного судна":
- "Санитарный журнал воздушного судна" (Приложение 3) предназначен для регистрации контроля санитарного состояния ВС. Его наличие на борту регламентировано "Воздушным кодексом" и нормативными документами государств - участников Соглашения;
- "Санитарный журнал воздушного судна" находится на ВС в специально отведенном для этого месте для каждого типа ВС;
- прием и передача "Санитарного журнала воздушного судна" производится по "Описи бортового имущества" Бортового журнала в установленном порядке;
- старший бортпроводник/бортоператор, инспектирующие лица разборчиво вносят замечания по санитарным вопросам, не устраненным перед рейсом или выявленным в процессе рейса, в "Санитарный журнал воздушного судна" с заполнением всех граф формы и контролируют устранение выявленных санитарных нарушений;
- по прибытии в базовый аэропорт недостатки, зафиксированные на всех этапах маршрута в "Санитарном журнале воздушного судна", устраняются по информации от диспетчера комплекса наземного обеспечения полетов специалистами соответствующих служб с обязательной записью в графе "Отметка об устранении нарушений" с указанием даты, времени исполнения и результата, что подтверждается подписью исполнителя;
- персонал комплекса наземного обеспечения полетов передает заполненный "Санитарный журнал воздушного судна" после окончания ведения в установленном порядке в медицинское учреждение, обслуживающее авиационное предприятие, для хранения в течение двух лет;
- персонал комплекса наземного обеспечения полетов в случае окончания, утраты или порчи "Санитарного журнала воздушного судна" оперативно осуществляет его замену и оформление титульного листа; авиационное предприятие в комплексе наземного обеспечения полетов организует наличие неснижаемого запаса "Санитарных журналов воздушного судна" и их оперативную поставку на ВС в случае необходимости.
6.14. Контроль заправки ВС водой осуществляют в рамках производственного контроля работники аккредитованной лаборатории авиационного предприятия по плану. Периодический лабораторный контроль воды производится из водоналивного патрубка (крана), цистерн водозаправочных машин и воздушных судов.
6.15. Промывка и дезинфекция цистерн водозаправочных машин проводится службой специального автотранспорта в следующих случаях:
- при вводе машины в эксплуатацию;
- после ремонта цистерн или арматуры;
- после выявления несоответствия ГОСТу воды из цистерн автомашин;
- при использовании воды, имеющей осадок.
6.16. Контроль температурного режима и уровня загрязнения воздуха кабин и салонов ВС проводят в рамках производственного контроля работники аккредитованной лаборатории авиационного предприятия/организации.
6.17. Микроклимат на ВС во время стоянки поддерживается с помощью бортовых систем наземного кондиционирования или наземных кондиционеров; при температуре наружного воздуха 5 град.С и ниже воздух кабины самолета прогревают до температуры не ниже 15 град.С; при наружной температуре выше 25 град. С воздух охлаждают на 5-8 град.С по сравнению с температурой наружного воздуха (но не ниже 20 град.С). В холодное время года перед посадкой пассажиров салоны должны обогреваться с использованием машины подогрева.
6.18. Воздух машин подогрева не должен содержать окиси углерода и других примесей, поэтому в период подготовки к осенне-зимней навигации проводятся лабораторные исследования воздуха ВС на содержание окиси углерода. Контроль уровня загрязнения воздуха в гермокабинах ВС осуществляется в соответствии с действующими нормативами.
7. Роль компетентных органов
Компетентные органы:
- отвечают за контроль багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров, почтовых посылок и человеческих останков, которые отправляются и прибывают из зараженных районов, с целью убедиться в том, что они содержатся в условиях, обеспечивающих отсутствие источников инфекции или контаминации, включая переносчиков и резервуары;
- обеспечивают, насколько это осуществимо, чтобы средства, используемые лицами, совершающими поездки, в пунктах въезда содержались в хорошем санитарном состоянии и были свободными от источников инфекции или контаминации, включая переносчиков и резервуары;
- отвечают за контроль за любой дератизацией, дезинфекцией, дезинсекцией багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров, почтовых посылок и человеческих останков или, в соответствующих случаях, за санитарную обработку лиц на основании настоящих Правил;
- заблаговременно извещают операторов перевозки о своем намерении применить меры контроля к перевозочному средству и предоставляют, в случае наличия, письменную информацию, касающуюся методов, которые будут применены;
- отвечают за контроль за изъятием и безопасным удалением любой контаминированной воды или продуктов питания, отходов жизнедеятельности людей или животных, сточных вод и любого другого контаминированного вещества из перевозочного средства;
- принимают все практически осуществимые меры, для мониторинга и контроля за сбросом судами сточных вод, отходов, балластной воды и других потенциально болезнетворных веществ, которые могут контаминировать воды в порту, реке или канале, озере или ином международном водном пути;
- отвечают за контроль за работой учреждений, обслуживающих лиц, совершающих поездку, перевозочные средства, товары, почтовые посылки, багаж, грузы, контейнеры, перевозочные средства, товары и человеческие останки в пунктах въезда, включая проведение, в случае необходимости, инспекций и медицинских обследований;
Список сокращений
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
ВС - воздушное судно
ГА - гражданская авиация
ГСЭН - Госсанэпиднадзор
ДР - дератизация
ДС - дезинсекция
ДФ - дезинфекция
ИКАО (ICAO) - Международная организация гражданской авиации (International civil aviation organization)
МАК - Межгосударственный авиационный комитет
МГА - Министерство гражданской авиации
ММСП - Международные медико-санитарные правила
МУ - Методические указания
РПП - Руководство по производству полетов
СКП - Санитарно-карантинный пункт
СНГ - Содружество Независимых Государств
СП - Санитарно-эпидемиологические правила
УВД - Управление воздушным движением
Литература
1. Международные медико-санитарные правила. ВОЗ. Женева. Утв. 25 мая 2005 г.
2. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Упрощение формальностей. Приложение 9 к Конвенции о международной гражданской авиации. Изд. 12. Июль 2005. МОГА (ИКАО).
3. Воздушный кодекс Российской Федерации. N 60-ФЗ от 19.03.97.
4. Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. СП 3.5.3.1129-02.
7. Рабочий документ. Группа экспертов по упрощению формальностей. Шестое совещание. Монреаль 10-14 мая 2010 года (FALP/6-WP/7). МОГА (ИКАО). 2010.
8. Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации. Эксплуатация воздушных судов. Часть 1. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. Изд. 9. Июль 2010. МОГА (ИКАО).
9. Guide to Hygiene and Sanitation in Aviation. WHO. Geneva. 2009.
10. Commercial and Business aviation advisory Desinsection on Board Aircraft. Circular N 0178/2000.12.08.
11. International Travel and Health. WHO. Geneva. 2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авиационные правила. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация воздушных судов гражданской авиации и организация производственного контроля их санитарного состояния (утв. 25 сессией Совета по авиации и использованию воздушного пространства 12 мая 2006 г., утв. 20 сессией Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств 18 ноября 2011 г.)
Издание второе, 2010 г.
Опубликование:
-