Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от 12 января 2021 года N 3
(в редакции постановления
Совета министров Республики Крым
от "29" июня 2023 года N 445)
Порядок установления и оценки применения обязательных требований
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок установления и оценки обязательных требований (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), Законом Республики Крым от 25 июня 2015 года N 123-ЗРК/2015 "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, порядке установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Крым", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации" и определяет условия установления обязательных требований и порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Крым, содержащих обязательные требования.
1.2. Установление и оценка применения обязательных требований осуществляется с учетом принципов, определенных статьёй 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
1.3. Оценка применения обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, проводится в отношении нормативных правовых актов Республики Крым, устанавливающих обязательные требования, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 305-ЭС20-4513, под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.
1.4. Оценка применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Крым, проводится в целях комплексной оценки системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, содержащихся в нормативных правовых актах, оценки достижения целей введения обязательных требований, анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных обязательных требований, условий, ограничений, запретов и обязанностей.
1.5. Положения нормативных правовых актов Республики Крым, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Республики Крым, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
1.6. Положения пункта 1.5 раздела I настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Республики Крым, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым, а также нормативных правовых актов Республики Крым, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности, эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф, а также разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
1.7. Оценка применения обязательных требований проводится в форме оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Крым, содержащих обязательные требования, и состоит из следующих этапов:
формирование Министерством экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Крым, содержащих обязательные требования (далее - план);
формирование исполнительным органом Республики Крым, разработчиком нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (далее - разработчик нормативного правового акта), отчета об оценке фактического воздействия, содержащего выводы о фактических положительных и отрицательных последствиях принятия нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьёй 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также проведение публичных консультаций по нормативному правовому акту и отчету об оценке фактического воздействия;
формирование Министерством заключения об оценке фактического воздействия.
II. Условия установления обязательных требований
2.1. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Республики Крым должны быть определены:
2.1.1 содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2.1.2 круг лиц, на которых возложена обязанность соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
2.1.3 в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
2.1.4 формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
2.1.5 исполнительные органы Республики Крым, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах правоотношений, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований, а также на участие в процедурах оценки регулирующего воздействия, оценку фактического воздействия в части организации публичных консультаций и подготовки сводного отчета об оценке регулирующего воздействия, отчета об оценке фактического воздействия, а также других действий, определенных порядком проведения оценки регулирующего воздействия, оценки фактического воздействия.
2.2. Нормативным правовым актом Республики Крым, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
2.3. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом высшим исполнительным органом Республики Крым, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом Республики Крым, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
2.4. Положения пунктов 2.2, 2.3 раздела II настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Республики Крым, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает Республика Крым.
2.5. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта Республики Крым, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Республики Крым, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Республики Крым, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Республики Крым, не подлежат применению на территории Республики Крым со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Республики Крым, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Республики Крым не было установлено иным нормативным правовым актом Республики Крым.
2.6. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются разъяснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.7. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются приказом исполнительного органа Республики Крым, осуществляющего полномочия по региональному государственному контролю (надзору).
2.8. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.9. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте исполнительного органа Республики Крым, осуществляющего полномочия по региональному государственному контролю (надзору), либо на официальном сайте Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.10. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
2.11. Проекты нормативных правовых актов Республики Крым, содержащие обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии с Законом Республики Крым от 25 июня 2015 года N 123-ЗРК/2015 "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, порядке установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Крым" и Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 11 апреля 2017 года N 193 "Об определении уполномоченного органа, утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, экспертизы нормативных правовых актов Республики Крым, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 06 сентября 2016 года N 428".
III. Порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Крым, содержащих обязательные требования
3.1. План оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Крым, содержащих обязательные требования (далее - План ОФВ), составляется Министерством и включает в себя нормативные правовые акты, указанные в пункте 1.3 раздела I настоящего Порядка.
3.2. План ОФВ утверждается Министерством ежегодно, начиная с плана на 2024 год.
3.3. Оценку фактического воздействия проводит разработчик нормативного правового акта Республики Крым.
3.4. Нормативные правовые акты Республики Крым, устанавливающие обязательные требования, включаются в План ОФВ за два года до окончания срока их действия.
3.5. В целях составления проекта Плана ОФВ Министерство рассматривает предложения, поступившие не позднее 30 декабря года, предшествующего году проведения ОФВ, от исполнительных органов Республики Крым, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов, иных заинтересованных лиц, содержащие сведения, указывающие, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящие к возникновению необоснованных расходов бюджета Республики Крым, а также сведения о достижении или недостижении целей регулирования, установленных при проведении оценки регулирующего воздействия или при выявлении указанных сведений Министерством.
3.5.1. В проект Плана ОФВ включаются в том числе нормативные правовые акты, в отношении которых не установлен срок их действия.
3.6. Проект плана ОФВ до его утверждения подлежит публичному обсуждению путем его размещения Министерством не позднее 1 февраля года проведения оценки фактического воздействия на официальном сайте Министерства (http://minek.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) с одновременным извещением разработчиков нормативных правовых актов, которые включены в проект Плана ОФВ.
3.6.1. Срок публичного обсуждения проекта Плана ОФВ составляет не менее двадцати рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.7. С учетом поступивших предложений Министерство дорабатывает (при необходимости) проект Плана ОФВ, а при отсутствии необходимости доработки - утверждает и опубликовывает на официальном сайте не позднее 1 апреля года проведения оценки фактического воздействия.
3.8. Разработчик нормативного правового акта проводит оценку фактического воздействия в соответствии с Планом ОФВ, по результатам которой составляет отчет об оценке фактического воздействия (далее - Отчет об ОФВ) по форме утвержденной Министерством.
3.9. Нормативный правовой акт (в редакции, действующей на день размещения) и Отчет ОФВ подлежат публичному обсуждению путем размещения его на официальном сайте разработчика с одновременным извещением всех заинтересованных исполнительных органов и иных лиц не позднее 1 мая года, в котором проводится оценка фактического воздействия.
3.10. Срок проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту и Отчету об ОФВ составляет не менее двадцати рабочих дней со дня его размещения.
3.11. Источниками информации для подготовки Отчета об ОФВ являются:
результаты мониторинга применения обязательных требований;
результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
результаты анализа судебной практики;
обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
позиции исполнительных органов Республики Крым, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе проведения правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
иные сведения, которые позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
3.12. В Отчет об ОФВ включается следующая информация:
реквизиты нормативного правового акта Республики Крым;
сведения о полномочиях уполномоченного исполнительного органа на установление соответствующих требований;
цели введения обязательных требований для каждого содержащегося в Отчете об ОФВ нормативного правового акта;
период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
сведения о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и ее результатах, включая сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия, заключение об оценке регулирующего воздействия, сводку предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту;
оценка соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований;
сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии со сводным отчетом, а также методики расчета индикаторов и источники использованных данных, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта. Для оценки фактических значений показателей необходимо использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации;
анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования, в том числе расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательных требований;
достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
сведения об уровне соблюдения обязательных требований в поднадзорной сфере, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушения обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
результаты предыдущей оценки фактического воздействия данного нормативного правового акта (при наличии);
сводка всех поступивших в установленный срок предложений с указанием результатов их рассмотрения. В сводке предложений указывается перечень органов и организаций, в которые были направлены уведомления о проведении публичных консультаций, а также сведения об их учете или обоснование о причинах их отклонения;
иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
3.13. Доработанный с учетом предложений заинтересованных лиц Отчет об ОФВ подписывается руководителем структурного подразделения разработчика, ответственного за проведение публичных консультаций нормативного правового акта и Отчета об ОФВ, в срок не позднее 1 рабочего дня со дня подписания размещается на официальном сайте разработчика и направляется в Министерство для подготовки заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта.
3.14. В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки фактического воздействия Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления Отчета об ОФВ возвращает его разработчику на доработку без подготовки заключения о об оценке фактического воздействия для устранения замечаний.
3.14.1. Разработчик устраняет замечания в срок не более 30 рабочих дней со дня получения уведомления Министерства и направляет доработанный Отчет об ОФВ в Министерство для повторного рассмотрения.
3.15. Министерством в заключении об оценке фактического воздействия нормативного правового акта приводится позиция о достижении или недостижении целей введения обязательных требований.
3.16. По итогам оценки фактического воздействия в отношении каждого рассматриваемого нормативного правового акта в заключении об оценке фактического воздействия формулируется один из следующих выводов:
о достижении целей регулирования, заявленных в Отчете об ОФВ;
о фактических положительных и отрицательных последствиях принятия нормативного правового акта;
о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствовавших их введению;
о соблюдении или несоблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований;
о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в нормативный правовой акт;
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (признании утратившими силу) нормативных правовых актов Республики Крым (их отдельных положений), содержащих обязательные требования;
иные замечания и предложения Министерства.
3.16.1. В заключении об оценке фактического воздействия нормативного правового акта могут быть представлены предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений.
3.17. При принятии Министерством решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, его отдельных положений, о внесении изменений в такой нормативный правовой акт либо о необходимости отмены (признания утратившими силу) указанного нормативного правового акта, его отдельных положений разработка соответствующего нормативного правового акта осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года N 242 "О Регламенте Совета министров Республики Крым" и Указом Главы Республики Крым от 01 августа 2022 года N 181-У "Об утверждении Порядка подготовки проектов правовых актов Главы Республики Крым и признании утратившим силу Указа Главы Республики Крым от 24 марта 2020 года N 71-У".
3.18. Срок действия нормативного правового акта, которым предусматривается продление срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, его отдельных положений, может быть продлен не более чем на шесть лет.
3.19. В случае несогласия с выводами, указанными в заключении об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, разработчик нормативного правового акта в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения направляет в Министерство мотивированную позицию о необоснованности выводов, готовит протокол разногласий и организует совместное обсуждение нормативного правового акта с заместителем Председателя Совета министров Республики Крым, ответственным за обеспечение реализации полномочий Совета министров Республики Крым в сфере экономики и финансов, заместителем Председателя Совета министров Республики Крым, обеспечивающим реализацию полномочий Совета министров Республики Крым в сфере правоотношений регулируемых нормативным правовым актом, Министерством, профильными исполнительными органами Республики Крым, осуществляющими функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Крым, где принимается окончательное решение (об удовлетворении протокола разногласий либо об отказе в удовлетворении протокола разногласий).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета министров Республики Крым от 29 июня 2023 г. N 445 "О внесении изменений в постановление Совета министров... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.