Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к распоряжению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 15 июня 2023 года N 201-р
Регламент
выявления инцидентов информационной безопасности и порядка реагирования на них в администрации муниципального образования "Город Саратов"
1. Общие положения
1.1. Регламент выявления инцидентов информационной безопасности и порядка реагирования на них в администрации муниципального образования "Город Саратов" разработан в целях организации работ по выявлению инцидентов информационной безопасности, возникающих в информационных системах персональных данных администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ИСПДн администрации, администрация города), и реагированию на них в соответствии с пунктом 16.2 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17.
1.2. Регламент регулирует вопросы обнаружения, идентификации, анализа инцидентов, планирования и принятия мер по их устранению, а также планирования и принятия мер по предотвращению повторного возникновения инцидентов в ИСПДн администрации.
1.3. Организацию работ по реагированию на инцидент, его локализацию, ликвидацию (минимизацию) ущерба выполняет ответственный за обеспечение защиты информации - администратор информационной безопасности (далее - администратор ИБ) ИСПДн администрации.
1.4. В рамках реагирования и расследования инцидента администратор ИБ может опрашивать работников администрации, а также привлекать сторонние организации в качестве экспертов в сфере информационной безопасности.
2. Понятие инцидента информационной безопасности
2.1. Основные используемые термины и определения:
2.1.1. Инцидент информационной безопасности - появление одного или нескольких нежелательных или неожиданных событий информационной безопасности, с которыми связана значительная вероятность компрометации информационных ресурсов администрации города и создания угрозы информационной безопасности.
2.1.2. Событие информационной безопасности - идентифицированное появление определенного состояния системы, сервиса или сети, указывающего на возможное нарушение политики информационной безопасности или отказ защитных мер, или возникновение неизвестной ранее ситуации, которая может иметь отношение к безопасности.
2.1.3. Угроза информационной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации.
2.2. В общем случае инцидентом называется любое нарушение применяемых в администрации города организационно-технических мер защиты информации.
2.3. Инцидент информационной безопасности может произойти как в ходе реализации угрозы информационной безопасности, заранее спрогнозированной в модели угроз, так и при помощи других методов, например, методов социальной инженерии, направленных на конкретного пользователя с целью несанкционированного получения информации.
2.4. Для учета и последующего анализа администратор ИБ ведет журнал учета инцидентов информационной безопасности по форме согласно приложению N 3 к настоящему регламенту.
3. Обнаружение и идентификация инцидентов
3.1. Информация об инцидентах информационной безопасности на автоматизированном рабочем месте (далее - АРМ) ИСПДн администрации может поступать по следующим каналам:
- от пользователей ИСПДн администрации (далее - пользователей);
- из журналов регистрации событий сетевого оборудования и межсетевых экранов;
- из журналов регистрации событий прикладного программного обеспечения;
- оповещения антивирусных средств и систем;
- оповещения систем обнаружения вторжений;
- оповещения сканеров уязвимостей;
- оповещения других систем.
3.2. Оборудование должно быть настроено таким образом, чтобы администратор ИБ смог оперативно получать информацию о произошедших событиях информационной безопасности.
3.3. Общесистемное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и средства защиты информации должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечивать надежное хранение событий информационной безопасности на протяжении не менее трех месяцев со дня регистрации и исключать несанкционированное удаление электронных журналов регистрации.
3.4. Пользователи при получении информации об инциденте информационной безопасности, а также при получении информации обо всех нетипичных событиях, сообщений операционной системы, сообщений систем защиты (например антивирусного средства) обязаны незамедлительно сообщить о происходящем администратору ИБ или руководителю аппарата администрации города.
3.5. Информация об инциденте информационной безопасности сообщается администратору ИБ или руководителю аппарата администрации города в произвольной форме и должна содержать следующую информацию:
- дата, время обнаружения инцидента информационной безопасности;
- Ф.И.О. лица, сообщившего информацию;
- содержание инцидента информационной безопасности (например текст сообщения средства защиты информации, информация о действиях третьих лиц, направленных на получение доступа к автоматизированному рабочему месту и т.д.).
4. Реагирование на инциденты
4.1. После получения информации об инциденте информационной безопасности администратор ИБ должен оперативно провести анализ инцидента и определить категорию инцидента:
- 1-я категория: инцидент может привести к незначительным негативным последствиям (ущербу) для информационных ресурсов (систем);
- 2-я категория: инцидент может привести к негативным последствиям (ущербу) для информационных ресурсов (систем);
- 3-я категория: инцидент может привести к значительным негативным последствиям (ущербу) для информационных ресурсов (систем).
4.2. В ходе анализа инцидента информационной безопасности определяется:
- фактическая или потенциальная возможность реализации угрозы информационной безопасности;
- опасность угрозы информационной безопасности;
- перечень информационных ресурсов, затрагиваемых реализацией угрозы информационной безопасности;
- потенциальные нарушители, цели и причины реализации угрозы информационной безопасности;
- предварительный перечень мер по локализации и нейтрализации угрозы информационной безопасности;
- оценка последствий инцидента, в том числе возможный и фактический ущерб.
4.3. В зависимости от присвоенной категории инциденту информационной безопасности администратор ИБ определяет приоритет и время реагирования согласно таблице:
Категория инцидента |
Приоритет |
Время реагирования, не более (часов) |
1 |
низкий |
8 |
2 |
средний |
4 |
3 |
высокий |
1 |
4.4. В случае определения категории 2 или 3 администратор ИБ в обязательном порядке доводит информацию об инциденте ИБ до сведения руководителя аппарата администрации города.
4.5. Для реагирования на инциденты информационной безопасности категории 3 в администрации создается специальная группа реагирования на инциденты ИБ (далее - группа), состоящая из следующих специалистов:
- руководитель аппарата администрации города;
- администратор ИБ;
- технические специалисты администрации города;
- технические специалисты МКУ "Цифровые технологии".
4.6. Первостепенной задачей администратора ИБ (группы) является сдерживание инцидента информационной безопасности, то есть принятие мер, необходимых для локализации инцидента и предотвращения (препятствования) его распространения.
4.7. В процессе реагирования на инцидент информационной безопасности администратор ИБ (группа) собирает всю информацию для проведения расследования инцидента, планирует и предпринимает меры по устранению инцидентов информационной безопасности, в том числе:
- меры по восстановлению ИСПДн, ее сегментов, персональных данных в случае отказа в обслуживании или после сбоев;
- меры по устранению последствий нарушения правил разграничения доступа;
- меры по устранению последствий неправомерных действий по сбору информации;
- меры по устранению последствий внедрения вредоносных компьютерных программ (вирусов);
- меры по устранению последствий иных действий, приводящих к возникновению инцидентов.
5. Расследование инцидентов
5.1. Расследование инцидента информационной безопасности включает проверку и сбор доказательств с технических средств (серверов, сетевых устройств, АРМ и т.д.) и без использования технических средств.
5.2. Целью расследования инцидента информационной безопасности является раскрытие всех причинно-следственных связей и получение следующей информации:
- источники инцидента информационной безопасности (нарушители);
- цели инцидента информационной безопасности (информационные ресурсы, информация ограниченного доступа, персональные данные и т.д.);
- способы осуществления инцидента информационной безопасности.
5.3. Сбор свидетельств инцидента информационной безопасности представляет собой процедуру сбора фактов злонамеренных действий, направленных на реализацию угроз информационной безопасност
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.