Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Государственного
комитета конкурентной
политики Республики Крым
от "27" июня 2023 г. N 101/ОД
Положение
о системе управления охраной труда в Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым
I. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда в Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", примерным Положением о системе управления охраной труда", утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н.
1.2. Система управления охраны труда (далее - СУОТ) разработана в целях соблюдения требований охраны труда в Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым (далее - Комитет), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращения травматизма и профессиональных заболеваний государственных гражданских служащих Комитета (далее - гражданские служащие), а также исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков).
1.3. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
- организационной структуры управления Комитета (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
1.4. Положения СУОТ распространяются на всех гражданских служащих Комитета и являются обязательными для всех лиц, находящихся в помещениях Комитета. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей, а в случаях выполнения подрядных работ в Комитете, посредством включения необходимых условий, для соблюдения положений СУОТ, в договоры на выполнение подрядных работ.
1.5. Все вопросы, неурегулированные настоящим Положением, регулируются действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
II. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Политика Комитета в области охраны труда является публичной декларацией о намерении и гарантированном выполнении государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья гражданских служащих в процессе их трудовой деятельности и обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.3. Стратегия по охране труда включает в себя обязательства работодателя (представителя нанимателя) по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах, а также по совершенствованию СУОТ.
2.4. Главной целью внедрения и функционирования СУОТ является реализация гражданскими служащими Комитета право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, которое гарантирует статья 37 Конституции Российской Федерации.
2.5. Иными целями внедрения и функционирования СУОТ является профилактика несчастных случаев и иных повреждений здоровья гражданских служащих, а также обеспечение надлежащих организационно - технических условий, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими.
2.6. Основные цели в области охраны труда достигаются путем реализации процессов, предусмотренных настоящим Положением.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. Работодатель (представитель нанимателя) (далее - председатель Комитета) является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Комитете, а также за реализацию мер по улучшению условий труда гражданских служащих.
2.6. Распределение конкретных обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами Комитета осуществляется с использованием уровней управления.
2.7. Уровни управления по охране труда:
а) уровень руководства Комитета (председатель и его заместители);
б) уровень структурного подразделения (отдел);
в) уровень совокупности нескольких структурных подразделений (управление);
г) уровень должностного лица Комитета, на которое возложены функции по охране труда (далее - специалист по охране труда);
д) уровень Комитета в целом (гражданские служащие).
2.8. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
а) председатель Комитета - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации;
б) заместители председателя - организация деятельности в сфере охраны труда;
в) руководители структурных подразделений (отделы, управления):
- обеспечение функционирования СУОТ;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
- своевременное информирование председателя Комитета об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях гражданских служащих структурного подразделения;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление деятельности структурного подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- принятие мер по предотвращению аварий в структурном подразделении, сохранению жизни и здоровья гражданских служащих структурного подразделения и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе мер по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
- участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний гражданских служащих структурного подразделения, принятие мер по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
г) руководители совокупности нескольких структурных подразделений (управления), руководитель самостоятельного структурного подразделения (отдел):
- проведение обучения с гражданскими служащими Комитета;
д) специалист по охране труда:
- координация всех направлений функционирования СУОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда;
- обеспечение доступа гражданских служащих к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
- участие в разработке, согласовании и обновлении локальных нормативных актов (проектов), содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
- проведение вводного инструктажа со вновь принимаемыми гражданскими служащими и иными лицами, участвующими в служебной деятельности Комитета (работниками, командированными в Комитет, лицами, проходящими производственную, преддипломную практику);
- организация и проведение обучения гражданских служащих по вопросам охраны труда;
е) гражданские служащие Комитета:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил служебного распорядка, а также соблюдение служебной дисциплины и выполнение указаний руководителя;
- прохождение инструктажей по охране труда;
- участие в контроле за состоянием условий и охраны труда;
- проведение осмотра своего рабочего места, с целью проверки исправности технических средств и оборудования;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств и оборудования;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц.
III. Планирование
3.1. При планировании СУОТ определяются профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
3.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.3. Выявление опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью гражданских служащих, и составление их перечня проводятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
3.4. Допускается использование различных методов ОПР. Выбор метода и сложность процедуры ОПР осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых в Комитете.
3.5. Допускается привлечение для выявления опасностей и ОПР независимой организации, обладающей необходимой компетенцией.
3.6. Председатель Комитета обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
3.7. Государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ.
3.8. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
3.9. В Плане мероприятий по охране труда Комитета указываются следующие примерные сведения:
- перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- сроки реализации процедур;
- ответственные лица за реализацию мероприятий;
- источники финансирования мероприятий.
3.10. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
- изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- изменения в условиях труда гражданских служащих.
3.11. Количество целей по охране труда председатель Комитета определяет с учетом специфики деятельности, численности гражданских служащих, показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3.12. При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе:
- возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
- возможность учета: применимых норм, результатов оценки рисков, результатов консультаций с гражданскими служащими.
3.13. Председатель Комитета, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ
4.1. Для обеспечения функционирования СУОТ Председатель Комитета:
- определяет необходимые компетенции гражданских служащих, которые влияют или могут влиять на безопасность организационных процессов;
- обеспечивает подготовку гражданских служащих в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования;
- обеспечивает подготовку и повышение квалификации гражданских служащих в области охраны труда;
- обеспечивает документирование информации об обучении и повышении квалификации гражданских служащих в области охраны труда.
4.2. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется председателем Комитета в соответствии с нормами трудового законодательства.
4.3. Председатель Комитета информирует гражданских служащих в рамках СУОТ:
- о политике и целях в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
4.4. При информировании гражданских служащих допускается учитывать следующие формы доведения информации:
- включение соответствующих положений в служебные контракт;
- ознакомление гражданских служащих с результатами оценки профессиональных рисков;
- проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
- использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
5. Функционирование
5.1. Для достижения целей в области охраны труда в Комитете предусмотрены следующие процессы:
- обучение гражданских служащих по охране труда;
- ОПР;
- обеспечение прохождения медицинских осмотров (освидетельствований) гражданскими служащими;
- обеспечение безопасности гражданских служащих при эксплуатации помещений;
- обеспечение безопасности гражданских служащих при эксплуатации технических средств и оборудования;
- санитарно-бытовое обеспечение гражданских служащих;
- обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха гражданских служащих Комитета в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечение социального страхования гражданских служащих;
- обеспечение безопасного выполнения подрядных работ в помещениях Комитета;
- взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- реагирование на аварийные ситуации;
- реагирование на несчастные случаи;
- реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. Процесс ОПР является базовым процессом СУОТ. По результатам ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
5.3. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
- планирование мероприятий по охране труда;
- выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование гражданских служащих и взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
5.4. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий гражданских служащих при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
5.5. Процесс реагирования на несчастные случаи включает в себя следующие подпроцессы:
- реагирование на несчастные случаи;
- расследование несчастных случаев.
5.6. Исходными данными для реализации подпроцесса реагирования на несчастные случаи является перечень возможных аварийных ситуаций в Комитете, а подпроцесса расследования несчастных случаев - вся информация, имеющая отношение к данному событию.
5.7. С целью своевременного определения причин возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений (микротравм), председатель Комитета обеспечивает проведение расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
VI. Оценка результатов деятельности
6.1. Председатель Комитета определяет:
а) объект контроля, включая:
- соблюдение законодательных и иных требований;
- виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными опасностями;
- степень достижения целей в области охраны труда;
б) методы контроля показателей;
в) критерии оценки показателей в области охраны труда;
г) виды контроля.
6.2. Председатель Комитета обеспечивает разработку порядка контроля и оценки результативности функционирования СУОТ, в том числе:
- оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;
- получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;
- получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.
6.3. Председатель Комитета определяет основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:
- контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования; контроль выполнения работ работником в рамках должностных обязанностей, выявление опасностей и определение уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения (обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
- учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов и материалов.
6.4. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда председатель Комитета оценивает следующие показатели:
- достижение поставленных целей в области охраны труда;
- способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя (представителя нанимателя), отраженных в Политике и целях по охране труда;
- эффективность действий, на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
- необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц председателя Комитета в области охраны труда, перераспределение ресурсов;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех гражданских служащих, которых затронут решения об изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
- полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
6.5. Примерный перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется, но не ограничивается следующими данными:
- абсолютные показатели - время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества;
- относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами;
- качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ.
VII. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от гражданских служащих и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
7.2. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности Комитета в области охраны труда;
- поддержки участия гражданских служащих в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
- доведения до сведения гражданских служащих информации о соответствующих результатах деятельности Комитета по постоянному улучшению СУОТ.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым от 27 июня 2023 г. N 101/ОД "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.