Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2023 г. N 704-р
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы (далее - прогноз).
2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов исходить из основных показателей прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы, указанных в приложении N 1 к прогнозу.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2022 г. N 617-р;
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 октября 2022 г. N 965-р;
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2022 г. N 1231-р.
И.о. Председателя Кабинета Министров |
М. Ноздряков |
ОДОБРЕН
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.06.2023 N 704-р
Прогноз
социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы (далее - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года), государственных программ Чувашской Республики, современного состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики, с учетом трендов развития российской экономики и отечественных рынков, действующей и перспективной системы государственных мер поддержки.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2022 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее - ВРП) - 98,1 процента в сопоставимых ценах по предварительной оценке (по России объем валового внутреннего продукта - 97,9 процента);
индекс промышленного производства - 99,6 процента (по России - 99,4 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 117,6 процента (по России - 110,2 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 125,8 процента (по России - 104,6 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 105,7 процента (по России - 105,2 процента);
объем ввода жилья - 118,7 процента (по России - 111,0 процента);
потребительская инфляция - 112,2 процента (по России - 111,9 процента);
оборот розничной торговли - 95,1 процента (по России - 93,5 процента), объем платных услуг населению - 99,6 процента (по России - 103,6 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 101,2 процента (по России - 99,0 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 98,9 процента (по России - 99,0 процента);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 3,2 процента (по России - 3,9 процента).
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - мае 2023 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 117,9 процента (по России - 101,8 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 99,2 процента (по России - 102,9 процента) (январь - март 2023 года);
объем инвестиций в основной капитал - 127,0 процента (по России - 100,7 процента) (январь - март 2023 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 155,2 процента (по России - 108,9 процента);
объем ввода жилья - 119,9 процента (по России - 97,2 процента);
потребительская инфляция - 101,5 процента (по России - 102,4 процента);
оборот розничной торговли - 102,0 процента (по России - 99,3 процента);
объем платных услуг населению - 102,1 процента (по России - 103,5 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 110,4 процента (по России - 109,1 процента) (январь - март 2023 года);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,5 процента (по России - 3,5 процента) (январь - март 2023 года).
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий. Консервативный вариант основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономических условий и более сдержанном восстановлении внутреннего спроса.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке республиканского бюджета Чувашской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов используется базовый вариант прогноза.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на среднесрочный период.
В целом социально-экономическое развитие Чувашской Республики осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических, финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
Реализация комплекса мер по адаптации региональной экономики осуществляется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренным президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее - План первоочередных действий), с учетом его дополнения мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. В республике реализуется План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 г. N 151-рг, в целях решения вопросов обеспечения финансовой стабильности, устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, наличия продовольственных и непродовольственных товаров и недопущения резкого изменения цен действует Штаб по поддержке устойчивости экономики Чувашской Республики в условиях санкционного давления.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития региональной экономики на среднесрочный период относятся:
ужесточение действующего санкционного режима;
снижение экспорта товаров, изменение его структуры (на энергетических и финансовых рынках, в производственном секторе и в сфере логистики);
нарушение производственно-логистических цепочек;
колебания мировых цен на нефть, объема ее потребления;
ослабление рубля и возможный рост инфляции на фоне углубления геополитического кризиса;
приостановление действия ранее достигнутых договоренностей о поставке продукции;
снижение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций;
снижение потребительского спроса;
дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
Несмотря на риски, связанные с возможным ухудшением внешних условий регионального развития, экономика Чувашской Республики продемонстрировала устойчивость к происходящим изменениям благодаря системному подходу к региональному управлению, целостности и адаптивности реализуемой экономической политики, в рамках которой реализуются меры по:
обеспечению максимальной свободы хозяйственной деятельности за счет сокращения избыточных процедур, оптимизации контрольно-надзорной деятельности, ускорения бюджетирования, расширения мер налогового стимулирования;
обеспечению бесперебойной работы организаций и выстраиванию новых логистических и производственных цепочек за счет системной поддержки промышленности и системообразующих организаций, льготного кредитования, действия программы импортозамещения;
переориентации регионального экспорта на рынки дружественных стран, выстраиванию новых логистических коридоров;
поддержке спроса в региональной экономике посредством действия программ льготного кредитования, грантовой поддержки бизнеса, применения мер содействия расширению импорта;
формированию благоприятного инвестиционного климата за счет введения новых форм государственной поддержки инвесторов, совершенствования механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений, пересмотра инфраструктурных проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов;
расширению возможностей для обеспечения занятости населения за счет предотвращения закрытия производств, действия программ переобучения, расширения перечня мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
3. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики.
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
По оценке, в 2023 году ВРП в реальном выражении составит 102,9 процента, в 2024 году - 103,2 процента, в 2025 - 2026 годах - 103,5-103,8 процента по базовому варианту. В 2026 году ВРП превысит уровень 2022 года на 5,7 процента.
Драйверами экономического роста в отраслевом разрезе в 2024 - 2026 годах станут обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортно-логистическая инфраструктура, туризм, деятельность в области информации и связи, отрасли социальной сферы - здравоохранение и образование.
Индекс промышленного производства в 2023 году, по оценке, составит 107,0 процента к предыдущему году, в 2024 году по базовому варианту прогноза - 103,0 процента, в 2025 году - 103,5 процента, в 2026 году - 105,0 процента.
Укрепление темпов роста индекса промышленного производства свидетельствует об успешной адаптации промышленности к условиям внешнего санкционного давления и внешней политике государства.
Ключевым механизмом адаптации экономики к новым условиям является импортозамещение. Сейчас для этого в рамках Плана первоочередных действий на федеральном уровне реализуется целый комплекс мер, предусматривающих обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования.
Ряд предприятий в Чувашской Республике, обладая значительным инновационным потенциалом, способны в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и серийно производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики как в Чувашской Республике, так и в Российской Федерации.
В настоящее время в регионе продолжается реализация следующих крупных инвестиционных проектов:
создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации по современной технологии "Технология производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с." в рамках механизма СПИК 2.0 ООО "Завод "Агромаш" ";
строительство производства перекиси водорода мощностью 50000 тонн в год по современной технологии "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом" в рамках механизма СПИК 2.0 ООО "Волжская перекись".
В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике для реализации крупных инвестиционных проектов проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:
защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов, на имущество организаций до 0,1 процента);
реализация мероприятий по поддержке промышленных предприятий республики в рамках программ АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии (далее - Фонд), в том числе по поддержке производства и реализации пилотных партий продукции, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, корректировки технологической документации. Продолжается выдача займов по региональным программам Фонда "Промышленность", "Инвестиционная деятельность", "Обновление", "Выполнение НИОКР", "Производство и реализация пилотной партии продукции", "Корректировка технологической документации", "Проекты лесной промышленности" и "Предоставление займов организациям с государственным участием"; по совместным программам Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда", "Лесная промышленность";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями и Положения о Комиссии по проведению отбора на получение поддержки промышленными предприятиями";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 195 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, и Положения о Комиссии по проведению отбора на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования";
проведение специализированных выставок, презентаций, визитов и активное участие промышленных предприятий в Чувашской Республике в них;
формирование предложений по внесению изменений в формы оказания государственной поддержки на основе предложений промышленных предприятий в Чувашской Республике;
оказание содействия в расширении взаимодействия со стратегическими партнерами путем проведения встреч, совещаний и иных отраслевых мероприятий;
проведение организационных мероприятий по развитию кооперационных связей и организации взаимовыгодного сотрудничества хозяйствующих субъектов регионов Российской Федерации.
Важным фактором экономического роста в среднесрочном периоде станет реализация региональных проектов Чувашской Республики в рамках национального проекта "Производительность труда", что позволит к 2024 году вовлечь в выполнение мероприятий не менее 60 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов.
Прогнозные показатели экономического развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы определены исходя из задач Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, а также мероприятий государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433. При разработке прогнозных показателей в сфере АПК учтены региональные тренды развития, сформированные на основе анализа сложившейся в отрасли ситуации и исходя из фактических данных Чувашстата по промежуточным итогам 2023 года.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по оценке, в 2023 году составит 67,8 млрд. рублей, или 103,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года.
В прогнозируемом периоде предусмотрена реализация 92 инвестиционных проектов по строительству (реконструкции), модернизации производственных объектов на сумму 3,6 млрд. рублей с созданием 174 рабочих мест.
Основными приоритетными направлениями развития АПК Чувашской Республики определены:
развитие перспективных направлений: сыроделия, ягодоводства, тепличного овощеводства;
возделывание новых культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
модернизация материально-технической и технологической базы АПК, развитие селекции и семеноводства, развитие науки и инновационной деятельности;
строительство новых, реконструкция и модернизация действующих хранилищ зерна, картофеля, овощей и фруктов на основе инновационных технологий и современного оборудования, оснащение их технологическим и холодильным оборудованием;
строительство новых молочных ферм и ферм по выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота молочных пород, модернизация действующих молочных ферм;
техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства (приобретение техники и оборудования), техническое перевооружение в рамках приоритетных подотраслей АПК.
В 2024 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по базовому варианту составит 73,7 млрд. рублей, или 104,0 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году, в 2025 году - 77,5 млрд. рублей, или 100,9 процента, в 2026 году - 82,7 млрд. рублей, или 102,5 процента.
Прогнозируемый рост инвестиций в 2023 - 2025 годах будет связан с реализацией проектов, которые внесут заметный вклад в развитие аграрной экономики, обеспечат весомый социальный эффект в рамках всего региона. В настоящее время в Чувашской Республике продолжается реализация следующих инвестиционных проектов в сфере АПК:
КФХ Илларионова С.Р., Янтиковский муниципальный округ, - строительство коровника на 440 голов с доильным залом стоимостью 300 млн. рублей;
ООО "ЧебоМилк", Чебоксарский муниципальный округ, - строительство откормочника для молодняка на 800 голов стоимостью 200 млн. рублей;
ООО "ВДС", Цивильский муниципальный округ, - строительство молочно-товарной фермы на 400 голов дойного стада стоимостью 200 млн. рублей;
СХПК "Коминтерн", Красночетайский муниципальный округ, - строительство телятника (для нетелей) на 500 голов стоимостью 90 млн. рублей;
КФХ Кузнецова Л.В., Батыревский муниципальный округ, - строительство цеха по глубокой переработке картофеля стоимостью 60 млн. рублей;
СХПК "Новый путь", Аликовский муниципальный округ, - строительство второй роботизированной молочно-товарной фермы на 200 голов стоимостью 60 млн. рублей;
КФХ Грачева В.Г., Янтиковский муниципальный округ, - строительство коровника на 200 голов стоимостью 30 млн. рублей.
В отраслях АПК Чувашской Республики требуют решения следующие проблемы:
высокая доля личных подсобных хозяйств в структуре производства сельскохозяйственной продукции;
низкий уровень товарности, огромное количество посредников;
сокращение площадей мелиорированных земель;
неразвитость либо отсутствие маркетинговых служб, неудовлетворительная сбытовая деятельность хозяйств;
слабая социальная защищенность сельскохозяйственных товаропроизводителей;
высокая зависимость от импортных составляющих производства (запасных частей и комплектующих сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевых предприятий, семенного материала, инкубационных яиц, витаминов и ветпрепаратов);
рост стоимости и дефицит сырья;
снижение доходов, увеличение производственных затрат;
достаточно высокая кредитная нагрузка на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
По прогнозной оценке, общий объем инвестиций в основной капитал по региону в 2023 году составит 106,0 млрд. рублей, или 103,7 процента к уровню 2022 года. В 2024 году предполагается увеличение объема инвестиций: по базовому варианту - 114,4 млрд. рублей, или 103,8 процента, в 2025 году - 123,0 млрд. рублей, или 104,5 процента, в 2026 году - 131,9 млрд. рублей, или 105,0 процента. Финансовым ресурсом восстановления инвестиционной активности послужит рост прибыли организаций.
Прогнозируемый рост инвестиций в 2024 - 2026 годах будет связан с реализацией проектов на создаваемых в регионе территориях с преференциальным режимом, которые следует рассматривать как перспективные точки экономического роста всей Чувашской Республики:
особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новочебоксарск" (далее - ОЭЗ), которая создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022 г. N 1977 "О создании на территории муниципального образования город Новочебоксарск Чувашской Республики особой экономической зоны промышленно-производственного типа"; мультипликативный эффект от реализации этого проекта - свыше 1 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, порядка 15 млрд. рублей привлеченных инвестиций, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 3,7 млрд. рублей;
территория опережающего социально-экономического развития (город Канаш) - в реестре резидентов на территории моногорода Канаш зарегистрированы 11 резидентов, вложено 874,6 млн. рублей инвестиций, создано 262 рабочих места;
индустриальные парки Батыревского муниципального округа и города Новочебоксарска, созданные в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 865-р (ред. от 20 мая 2022 г.) (далее - индивидуальная программа); потенциальными резидентами индустриального парка г. Новочебоксарска являются 9 организаций, стоимость проектов составляет 1,5 млрд. рублей, планируется создание более 500 рабочих мест. В индустриальный (агропромышленный) парк Батыревского муниципального округа заявлено 6 потенциальных резидентов; стоимость проектов - 330 млн. рублей, предполагается создание порядка 60 рабочих мест;
частные технопарки - ведется строительство двух частных промышленных парков - индустриального парка "МАШЗАВОД" и технопарка "АБАТ" (общая стоимость проектов - 1,4 млрд. рублей). Их реализация позволит создать 640 рабочих мест, обеспечит объем выручки резидентов парков накопленным итогом к 2032 году более 20 млрд. рублей, объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней 2,4 млрд. рублей.
В настоящее время в Чувашской Республике продолжается реализация следующих инвестиционных проектов:
разработка универсального управляющего модуля, поддерживающего работу с процессорами программируемых контроллеров линейки "Эликонт", применяемых в автоматизированных системах управления технологическими процессами непрерывных производств - "Эликонт-PLC", АО "ЭЛАРА";
разработка и выпуск грузовиков для бездорожья под брендом "СИЛАНТ", предназначенных для горнодобывающих компаний, ООО "ЧЗСА";
разработка и освоение низковольтных комплектных электроприводов на базе синхронных вентильных двигателей и преобразователей с повышенной частотой широтно-импульсной модуляции (> 30 кГц) мощностью до 150 кВт (включительно) с КПД > 92% на основе карбида кремния в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1649 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", АО "Чебоксарский электроаппаратный завод";
локализация производства комплектующих (запорная арматура (различного вида краны) из нержавеющей стали), которые ранее закупались у иностранных производителей, ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель";
освоение серийного производства аэрозольных огнетушителей и генераторов аэрозольного пожаротушения пиротехнического типа с пониженной температурой и пониженной коррозионной активностью аэрозольного потока при финансовой поддержке Фонда, АО "ЧПО им. В.И. Чапаева";
расширение производства огнестойких и силовых кабелей и проводов, АО "Марпосадкабель";
производство парапетных ограждений и стеновых колодезных колец, ООО "Лига-С";
модернизация производства, ООО "Спиртовой завод "Ядринский";
строительство комплекса придорожного сервиса на 585+860 км трассы М7 "Волга", ООО "Засурское";
модернизация и техническое перевооружение АО "Завод "Электроприбор";
организация производства прицепов и полуприцепов на территории ТОСЭР г. Канаш, ООО "АСТРА";
организация производства коагулянтов, ООО "ГранЭКО";
модернизация производств кремнийорганического комплекса с увеличением выпуска товарной продукции, ПАО "Химпром";
строительство производственного комплекса "Звениговский", ООО "Звениговский";
создание производства гусеничного бульдозера эксплуатационной массой более 70 тонн с двухпоточной гидромеханической трансмиссией, ООО "ПК "Промтрактор";
строительство завода объемно-блочного домостроения, ООО "Завод ОБД";
освоение производства инновационных электротехнических изделий со строительством новой производственной площадки, АО "НПО "Каскад";
реконструкция сектора внутренних воздушных линий здания аэровокзала Международного аэропорта "Чебоксары", ООО "МАЧ";
реконструкция и модернизация производственных объектов, ООО "ЧМК".
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в 2023 году, по оценке, составит 108,0 процента к уровню 2022 года по базовому варианту, в 2024 году - 103,2 процента, в 2025 году - 103,7 процента, в 2026 году - 104,5 процента.
Повышению темпов роста объема работ по виду деятельности "строительство" будет способствовать реализация социальных проектов и программ, региональных проектов, таких как:
региональный проект Чувашской Республики "Дорожная сеть";
региональный проект Чувашской Республики "Чистая вода";
региональный проект Чувашской Республики "Оздоровление Волги";
региональный проект Чувашской Республики "Формирование комфортной городской среды", предусматривающий благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, а также мест массового отдыха населения (парков);
региональный проект Чувашской Республики "Жилье", включающий мероприятия по стимулированию жилищного строительства;
индивидуальная программа.
Реализация социальных проектов за счет бюджетных средств будет продолжена до 2026 года, таким образом, потенциал строительного комплекса республики будет использован в полном объеме.
По оценке, в 2023 году ввод в действие жилых домов по базовому варианту составит 851,5 тыс. кв. метров, или 100,1 процента к уровню прошлого года.
В соответствии с поручением Главы Чувашской Республики в 2023 году необходимо обеспечить ввод жилья в объеме не ниже уровня, достигнутого в 2022 году. При этом плановое значение ввода жилья на 2023 год в соответствии с региональным проектом "Жилье" составляет 730 тыс. кв. метров.
В 2026 году общая площадь введенного жилья, по оценке (базовый вариант), увеличится до 877,0 тыс. кв. метров, или на 101,5 процента к уровню прошлого года.
Индекс потребительских цен на конец 2023 года ожидается на уровне 104,9 процента (среднероссийский уровень - 105,3 процента). В условиях завершения перестройки производственно-логистических цепочек инфляция в 2024 году по сравнению с 2023 годом прогнозируется ниже - на уровне 4,0 процента (базовый вариант) (по России - 4,0 процента). К концу 2025 и 2026 годов инфляция ожидается на уровне 4,1 и 4,2 процента соответственно, что незначительно выше целевого уровня инфляции, установленного Банком России (4,0 процента). Постепенному снижению инфляции будут способствовать рост предложения товаров, развитие производства и переориентации импортных поставок на дружественные и нейтральные страны, а также реализация мер по сбалансированию товарных рынков.
При формировании прогнозных показателей индекса потребительских цен также учтено состояние исходных статистических показателей за январь - апрель 2023 года - индекс потребительских цен составил 101,8 процента (в среднем по России - 102,1 процента), в апреле 2023 года по отношению к апрелю 2022 года показатель составил 101,6 процента (по России - 102,3 процента).
В среднесрочный прогноз развития показателей потребительского рынка Чувашской Республики заложены задачи реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации, подпрограммы "Совершенствование потребительского рынка и системы защиты прав потребителей" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 декабря 2018 г. N 496, а также реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на основные виды социально значимых товаров и услуг.
При прогнозировании показателей развития потребительского рынка исследована динамика показателей за предыдущие годы и четыре месяца 2023 года, по результатам чего систематизированы факторы, обусловившие выявленную динамику:
снижение потребительского платежеспособного спроса населения, особенно на непродовольственную товарную группу;
укрепление рубля по отношению к иностранным валютам;
дефляция на потребительском рынке с января по апрель текущего года.
Меры по сдерживанию роста цен на товары позволили предотвратить ажиотажный спрос, обеспечить постоянный уровень текущих товарных запасов в торговле в течение 2022 - 2023 годов и обеспечить уровень инфляции в апреле 2023 года к декабрю предыдущего года на уровне 1,8 процента (по России - 2,1 процента).
Оборот розничной торговли в 2023 году, по оценке, составит 235,5 млрд. рублей, или 101,0 процента к предыдущему году.
Положительная динамика оборота розничной торговли в 2023 году и в последующие годы обусловлена постепенным восстановлением потребительского спроса населения на непродовольственные товары. Восстановительные процессы в экономике в среднесрочной перспективе обеспечат рост показателей розничной торговли и оказания платных услуг населению. В 2024 году по базовому варианту прогноза оборот розничной торговли составит 254,0 млрд. рублей (103,8 процента), в 2025 году - 269,7 млрд. рублей (103,1 процента), в 2026 году - 285,8 млрд. рублей (103,0 процента). По консервативному варианту развития в 2024 году - 252,0 млрд. рублей (102,4 процента), 2025 году - 268,6 млрд. рублей (102,5 процента), в 2026 году - 284,7 млрд. рублей (102,4 процента).
Объем платных услуг населению в 2023 году, по оценке, составит 67,7 млрд. рублей, или 102,9 процента к уровню предыдущего года. В 2024 году по базовому варианту развития показатель прогнозируется в размере 72,1 млрд. рублей (102,5 процента), в 2025 году - 76,7 млрд. рублей (102,5 процента), в 2026 году - 80,2 млрд. рублей (102,5 процента). По консервативному варианту развития в 2024 году - 72,1 млрд. рублей (102,3 процента), в 2025 году - 76,5 млрд. рублей (102,0 процента), в 2026 году - 80,1 млрд. рублей (101,8 процента).
Положительная динамика показателей развития сферы торговли и платных услуг населению в 2023 - 2026 годах основывается на перспективном росте реальных располагаемых денежных доходов населения, повышении устойчивости и динамичном росте экономики, стабильно низком уровне инфляции, будет обеспечена посредством осуществления поддержки спроса населения мерами государственной поддержки (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты). Рост реальной заработной платы наряду с ростом потребительского кредитования также продолжит оказывать поддержку потребительскому спросу.
Важную роль в совершенствовании потребительского рынка также сыграют меры, направленные на совершенствование малоформатной торговли, развитие ярмарочной торговли, оптовых продовольственных рынков, цифровизацию торговых процессов, совершенствование логистических цепочек, и другие.
В 2023 году фонд оплаты труда, по оценке, составит 163,6 млрд. рублей, или 114,3 процента к уровню 2022 года. С учетом планируемых мер по повышению занятости и доходов населения в 2026 году фонд заработной платы по базовому варианту прогнозируется на уровне 208,6 млрд. рублей, или 107,9 процента к уровню 2025 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Чувашской Республике в 2023 году оценивается на уровне 47423,8 рубля, или 114,2 процента к уровню предыдущего года.
Тенденция развития реального сектора экономики в среднесрочном периоде повлияет на дальнейшую динамику роста заработной платы. В 2024 году среднемесячная начисленная заработная плата прогнозируется по базовому варианту 51692,0 рубля, или 109,0 процента к предыдущему году, в 2025 году - 55930,7 рубля, или 108,2 процента, в 2026 году - 60237,4 рубля, или 107,7 процента.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозируемый период будут направлены следующие меры:
ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников;
проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы;
проведение мероприятий по выявлению и снижению неформальной занятости, обеспечению своевременности и полноты выплаты заработной платы.
Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда.
По оценке, в 2023 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 103,1 процента к 2022 году. Вследствие реализации комплекса мер по обеспечению роста и легализации доходов населения, социальной поддержке населения, эффективного и устойчивого функционирования регионального рынка труда по базовому варианту в прогнозируемом периоде рост реальных располагаемых доходов населения составит в 2024 году 102,7 процента, в 2025 году - 102,6 процента, в 2026 году - 102,6 процента. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится с 14,8 процента в 2022 году до 11,9 процента в 2026 году по базовому варианту. Особый вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса и легализации занятости будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей.
В результате реализации активной политики занятости и социальной поддержки безработных граждан ситуация на рынке труда республики сохранится стабильной. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, по оценке, в 2023 году составит 4,4 тыс. человек; уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) составит 2,7 процента. К 2026 году уровень безработицы снизится до 2,4 процента.
Одним из факторов, определяющих развитие регионального рынка труда в среднесрочной перспективе, являются нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста и снижением численности рабочей силы. В этих условиях для поддержания устойчивого экономического развития региона и повышения благосостояния граждан важнейшей задачей становится повышение эффективности использования трудовых ресурсов и привлекательности региона для внешней рабочей силы.
Сохранению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в республике способствует реализация мероприятий национального проекта "Демография", включающих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан старшего возраста, а также женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста. Профессиональное обучение дает возможность получения профессиональных знаний и умений, необходимых для возобновления или начала трудовой деятельности.
Комплекс мероприятий, направленных на восстановление занятости и повышение доходов населения, позволит в среднесрочной перспективе сохранить стабильность и в базовом варианте прогноза добиться снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с 4,4 тыс. человек в 2023 году до 4,0 тыс. человек к концу 2026 года.
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в общей численности занятого населения составит, по оценке, в 2023 году 20,9 процента, по базовому варианту прогноза в 2024 году - 21,0 процента, в 2025 году - 21,5 процента, в 2026 году - 22,3 процента. Ежегодный рост показателя прогнозируется за счет улучшения инвестиционного климата и установления дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка осуществляется в трех направлениях: поддержка самозанятых граждан (на конец 2022 года количество осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики самозанятых граждан составляло более 36,3 тыс.), поддержка начинающих предпринимателей (с момента регистрации которых прошло не более 1 года) и социальных предпринимателей, а также поддержка действующих предпринимателей.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы приведены в приложении N 1 к настоящему прогнозу.
4. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики.
В Чувашской Республике с 2012 года осуществлен переход на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на основе государственных программ Чувашской Республики (далее - госпрограммы), которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
В настоящее время удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 100,0 процента. Проведена автоматизация процессов управления реализацией госпрограмм и оценки эффективности их реализации.
В Чувашской Республике реализуются 24 госпрограммы, в состав которых входят 97 подпрограмм (без учета подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики"). Всего в госпрограммах обеспечивается достижение более 900 целевых показателей (индикаторов).
В рамках дальнейшего развития проектного управления в Чувашской Республике в настоящее время осуществляется трансформация государственных программ Чувашской Республики по проектному принципу.
5. Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности.
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2024 - 2026 годы разработан Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики при участии заинтересованных исполнительных органов Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных внебюджетных фондов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2012 г. N 344 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики".
При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов на 2024 - 2026 годы за основу принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы.
С 2022 года в условиях внешней санкционной политики функционирование региональной экономики кардинально изменилось. Несмотря на это, региональная экономика и рынок труда продемонстрировали устойчивость и адаптивность к меняющимся условиям регионального развития.
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), достигший исторического минимума в 2022 году, по оценке, составит в 2023 году в среднем 2,7 процента. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составит 4,4 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,8 процента.
К концу прогнозного периода численность занятых увеличится во всех видах экономической деятельности, за исключением торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания.
Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, работающих лиц старше и моложе трудоспособного возраста и численности иностранных трудовых мигрантов. В основе формирования трудовых ресурсов лежат демографические и миграционные процессы.
По оценке, прогнозируется равномерное увеличение общей численности трудовых ресурсов Чувашской Республики, которая составит в 2023 году 642,4 тыс. человек, в 2024 году - 642,5 тыс. человек, в 2025 - 2026 годах - 642,6 тыс. человек.
Численность населения трудоспособного возраста в 2026 году снизится на 0,2 процента по сравнению с 2023 годом и составит 583,1 тыс. человек. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Чувашской Республике, в 2023 году увеличится до 1,7 тыс. человек и в 2026 году снизится до 1,6 тыс. человек.
Распределение трудовых ресурсов осуществляется по принадлежности к населению, занятому в экономике, или к населению, не занятому в экономике.
В 2023 году, по оценке, численность занятых в экономике Чувашской Республики граждан составит 495,4 тыс. человек, или 77,1 процента от прогнозной численности трудовых ресурсов. Предполагается увеличение численности занятых в экономике до 502,9 тыс. человек в 2026 году (+ 1,5 процента к аналогичному показателю 2023 года).
Наиболее ресурсоемкими секторами в структуре занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности являются сектор "обрабатывающие производства", в котором занято 20,7 процента от общего количества занятых в экономике, "оптовая и розничная торговля" - 16,0 процента, "строительство" - 10,0 процентов, "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство" - 9,6 процента, "образование" - 7,8 процента, "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" - 7,0 процента.
В 2024 - 2026 годах структура занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности не претерпит значительных изменений.
Общая численность населения, не занятого в экономике, в 2026 году, по прогнозу, сократится на 5,0 процента по отношению к 2023 году и составит 139,7 тыс. человек.
По оценке, в 2023 году численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от работы, составит 52 тыс. человек. На их долю в 2026 году придется 37,4 процента от общей численности незанятого трудоспособного населения.
К 2026 году среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, снизится по сравнению с 2023 годом и составит 4,8 тыс. человек, или 3,4 процента от численности не занятого в экономике трудоспособного населения.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы приведен в приложении N 2 к настоящему прогнозу.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2024 - 2026 годы
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики |
2022 год отчет |
2023 год оценка |
Прогноз* |
|||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
112,2 |
104,9 |
103,7 |
104,0 |
103,8 |
104,1 |
103,9 |
104,2 |
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
114,7 |
104,9 |
104,4 |
104,5 |
103,7 |
104,1 |
104,0 |
104,2 |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
432136,2** |
451782,8 |
477425,6 |
483957,0 |
507477,1 |
518426,8 |
542041,4 |
555347,1 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
98,1** |
102,9 |
102,3 |
103,2 |
102,7 |
103,5 |
103,0 |
103,8 |
Индекс промышленного производства темп роста, процентов к предыдущему году |
99,6 |
107,0 |
102,0 |
103,0 |
102,5 |
103,5 |
103,0 |
105,0 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
|
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах, млн. рублей |
313875,1 |
366293,5 |
391293,5 |
396293,5 |
416294,0 |
427293,5 |
441294,0 |
459293,5 |
темп роста в действующих ценах, процентов к предыдущему году |
99,6 |
105,0 |
103,5 |
105,0 |
105,0 |
107,5 |
107,5 |
109,0 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
64567,7 |
67828,6 |
72150,0 |
73700,0 |
75200,0 |
77500,0 |
79500,0 |
82700,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
117,6 |
103,6 |
101,7 |
104,0 |
100,1 |
100,9 |
101,5 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, |
93777,0 |
105999,8 |
112332,7 |
114428,9 |
119976,6 |
123046,0 |
127283,2 |
131911,5 |
млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
125,8 |
103,7 |
101,5 |
103,8 |
102,5 |
104,5 |
103,0 |
105,0 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млн. рублей |
49200,3 |
54915,4 |
58181,8 |
59396,5 |
61777,3 |
63686,0 |
64903,2 |
67949,2 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
84,4 |
102,4 |
101,7 |
104,0 |
101,9 |
104,2 |
102,0 |
104,5 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", млн. рублей |
54506,7 |
56440,3 |
55353,9 |
55631,7 |
57180,6 |
57690,0 |
59067,5 |
60286,1 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
105,7 |
108,0 |
101,9 |
103,2 |
103,3 |
103,7 |
103,3 |
104,5 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
850,6 |
851,5 |
783,0 |
855,8 |
783,8 |
864,0 |
785,0 |
877,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
118,7 |
100,1 |
92,0 |
100,5 |
100,1 |
101,0 |
100,2 |
101,5 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
220987,9 |
235473,7 |
251975,7 |
253954,1 |
268606,0 |
269681,5 |
284679,4 |
285827,3 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
95,1 |
101,0 |
102,4 |
103,8 |
102,5 |
103,1 |
102,4 |
103,0 |
Платные услуги населению, млн. рублей |
62388,2 |
67728,3 |
72057,5 |
72059,5 |
76512,1 |
76667,8 |
80148,1 |
80156,1 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
99,6 |
102,9 |
102,3 |
102,5 |
102,0 |
102,5 |
101,8 |
102,5 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
143090,2 |
163612,2 |
176506,9 |
178399,4 |
190218,7 |
193296,6 |
204056,1 |
208614,1 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
41527,0 |
47423,8 |
51170,3 |
51692,0 |
55059,3 |
55930,7 |
59023,5 |
60237,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
33148,0 |
37026,3 |
39581,1 |
40173,6 |
42233,1 |
43266,9 |
44978,2 |
46555,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
98,9 |
103,1 |
102,1 |
102,7 |
102,3 |
102,6 |
102,4 |
102,6 |
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в общей численности населения, процентов от общей численности населения |
14,8 |
14,1 |
13,8 |
13,3 |
13,1 |
12,6 |
12,4 |
11,9 |
Уровень безработицы, процентов к рабочей силе |
3,2 |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
2,4 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
4,6 |
4,4 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
4,0 |
Прибыль крупных и средних организаций, млн. рублей |
40570,5 |
50700,0 |
52300,0 |
53700,0 |
54350,0 |
56900,0 |
56500,0 |
60400,0 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения, процентов |
20,8 |
20,9 |
20,7 |
21,0 |
20,9 |
21,5 |
21,2 |
22,3 |
------------------------------
* Вариант I (консервативный) основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономических условий и более сдержанном восстановлении внутреннего спроса.
Вариант II (базовый) описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий.
** Оценка.
Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2024 - 2026 годы
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы
(тыс. человек)
N пп |
Наименование показателя |
2022 год отчет |
2023 год оценка |
2024 год прогноз |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Формирование трудовых ресурсов | ||||||
1. |
Численность трудовых ресурсов - всего |
642,3 |
642,4 |
642,5 |
642,6 |
642,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.1. |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
585,1 |
584,5 |
584,3 |
583,7 |
583,1 |
1.2. |
иностранные трудовые мигранты |
1,4 |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
|
в том числе потребность в привлечении иностранных работников по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
1.2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
0,130 |
0,161 |
0,142 |
0,152 |
0,152 |
1.2.2. |
обрабатывающие производства |
0,286 |
0,355 |
0,313 |
0,334 |
0,334 |
1.2.3. |
строительство |
0,114 |
0,141 |
0,125 |
0,133 |
0,133 |
1.2.4. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
0,257 |
0,319 |
0,281 |
0,300 |
0,300 |
1.2.5. |
транспортировка и хранение |
0,014 |
0,017 |
0,015 |
0,016 |
0,016 |
1.2.6. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
0,214 |
0,265 |
0,234 |
0,250 |
0,250 |
1.2.7. |
деятельность в области информации и связи |
0,010 |
0,012 |
0,011 |
0,012 |
0,012 |
1.2.8. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
0,104 |
0,129 |
0,114 |
0,121 |
0,121 |
1.2.9. |
образование |
0,013 |
0,016 |
0,014 |
0,015 |
0,015 |
1.2.10. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
0,070 |
0,087 |
0,077 |
0,082 |
0,082 |
1.2.11. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
0,009 |
0,011 |
0,010 |
0,011 |
0,011 |
|
прочие виды экономической деятельности |
0,150 |
0,186 |
0,164 |
0,175 |
0,175 |
1.3. |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
55,8 |
56,2 |
56,7 |
57,3 |
57,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.3.1. |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
55,0 |
55,5 |
56,0 |
56,5 |
57,0 |
1.3.2. |
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
II. Распределение трудовых ресурсов | ||||||
2. |
Численность занятых в экономике - всего |
496,4 |
495,4 |
498,3 |
500,5 |
502,9 |
|
в том числе по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
47,0 |
47,8 |
47,9 |
48,0 |
49,3 |
2.2. |
добыча полезных ископаемых |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
2.3. |
обрабатывающие производства |
102,1 |
102,5 |
102,8 |
102,9 |
103,0 |
2.4. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
9,0 |
9,0 |
9,4 |
9,6 |
9,7 |
2.5. |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
4,2 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
2.6. |
строительство |
49,2 |
49,5 |
49,6 |
49,8 |
49,9 |
2.7. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
80,9 |
79,5 |
79,1 |
79,0 |
78,8 |
2.8. |
транспортировка и хранение |
25,0 |
24,9 |
25,5 |
26,0 |
26,5 |
2.9. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
11,7 |
11,5 |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
2.10. |
деятельность в области информации и связи |
8,9 |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
9,2 |
2.11. |
деятельность финансовая и страховая |
8,9 |
8,8 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
2.12. |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
12,5 |
12,3 |
12,4 |
12,5 |
12,5 |
2.13. |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
12,8 |
12,9 |
12,9 |
13,0 |
13,0 |
2.14. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
9,3 |
9,2 |
9,1 |
9,2 |
9,2 |
2.15. |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
27,2 |
26,9 |
27,4 |
27,5 |
27,5 |
2.16. |
образование |
38,3 |
38,8 |
39,0 |
39,0 |
39,0 |
2.17. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
35,0 |
34,8 |
35,1 |
35,2 |
35,3 |
2.18. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
6,0 |
6,0 |
6,1 |
6,3 |
6,4 |
2.19. |
прочие виды экономической деятельности |
8,1 |
7,9 |
8,1 |
8,3 |
8,4 |
3. |
Численность населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике, - всего |
145,9 |
147,1 |
144,2 |
142,1 |
139,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
3.1. |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
49,0 |
52,0 |
52,0 |
52,2 |
52,2 |
3.2. |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднем за год) |
5,0 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
3.3. |
численность прочих категорий населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике |
91,9 |
90,1 |
87,3 |
85,0 |
82,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2023 г. N 704-р
Опубликование:
сетевое издание "право21.рф" 3 июля 2023 г.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2024 г. N 644-Р настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2024 г. N 542-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 декабря 2023 г. N 1502-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 октября 2023 г. N 1204-р