г. Краснодар |
|
17 мая 2017 г. |
Дело N А15-2296/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кайдаш Е.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" (ИНН 0541031172, ОГРН 1050562009926), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан, третьих лиц: открытого акционерного общества "Махачкалинские горэлектросети" и общества с ограниченной ответственностью "Оздоровительный комплекс", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан кассационную жалобу публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2016 (судья Тагирова З.Т.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 (судьи Параскевова С.А., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А15-2296/2016, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление) от 30.03.2016 по делу N 20-82/2015 в части признания его совершившим нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Махачкалинские горэлектросети" и на стороне заинтересованного лица ООО "Оздоровительный комплекс" (далее - общество).
Решением суда от 30.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.01.2017, в удовлетворении требований заявителя отказано. Судебные акты мотивированы тем, что действиями компании допущены нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и ущемлены интересы общества путем незаконного и необоснованного направления в адрес ОАО "Махачкалинские горэлектросети" уведомления-заявки на полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении общества.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что в решении антимонопольный орган не указано, какой пункт части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции нарушила компания.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 30.03.2016 по делу N 20-82/2015, которым признало компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в том, что компания направила в адрес ОАО "Махачкалинские горэлектросети" уведомление-заявку от 07.04.2014 N 100 на полное прекращение поставки электроэнергии обществу.
Компания, не согласившись с указанным решением управления, обратилась в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно руководствовались следующим.
Компания внесена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, в разделе "Оптовая и розничная торговля электроэнергией". Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, компания (гарантирующий поставщик) осуществляла поставку электроэнергии обществу на основании договора энергоснабжения от 01.09.2013 N 10381020585. Из решения управления следует, что компания направила ОАО "Махачкалинские горэлектросети" уведомление-заявку от 07.04.2014 N 100 на полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении общества в связи с наличием задолженности. В уведомлении компания сообщила, что в случае отсутствия информации о погашении задолженности с 10 часов 16.04.2014 до получения заявки на снятие ограничения подачи электроэнергии произвести полное ограничение режима потребления электроэнергии общества.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в подлежащей применению редакции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 установлен Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок), который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором). Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (пункт 2 Порядка).
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Правила N 442).
В силу пункта 18 Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона о защите конкуренции, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что решение управления соответствует нормам действующего законодательства.
Довод подателя жалобы о том, что в решении управление не указало, какой пункт части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции нарушила компания, не является основанием для отмены судебных актов. Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отсутствие доказательств наличия исключительных условий для прекращения энергоснабжения действия компании по полному ограничению потребления электроэнергии обществу не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав; ущемление прав общества управлением доказано.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 1 500 рублей следует отнести на заявителя жалобы - компанию. Определением от 18.04.2017 суд кассационной инстанции предоставил компании отсрочку уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, следовательно, госпошлину за подачу жалобы следует взыскать в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по делу N А15-2296/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.