г. Краснодар |
|
16 июня 2017 г. |
Дело N А32-27711/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Семена Дмитриевича (ИНН 2343003593, ОГРН 102230365170) - Тарханова А.В. (доверенность от 05.08.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) -
Таракановской Н.С. (доверенность от 16.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-27711/2016, установил следующее.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Иванова Семена Дмитриевича (далее - хозяйство, заявитель) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента от 29.06.2016 об отказе по предоставлению государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1;
- обязать департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1, площадью 25 700 кв. м, местоположение: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 0,2 км от п. Степной по направлению на юг, КСП "Армавирское", участок N 50, используемого заявителем на праве аренды с 2003 года.
Требования мотивированы тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность общества за плату испрашиваемого земельного участка не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нормам Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в приобретении прав на земельный участок нарушает права и законные интересы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 требования удовлетворены. Отказ департамента, оформленный письмом от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20, признан незаконным. Суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1. С департамента в пользу хозяйства взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что на основании договоров аренды от 31.01.2003 N 2100480000, от 23.01.2008 N 8821000068 и от 20.05.2015 N 8821000232, заключенных администрацией Новокубанского района Краснодарского края (далее - администрация) хозяйство пользуется земельным участком сельскохозяйственного назначения общей площадью 25 700 кв. м с кадастровым номером 23:21:0607001:1. Договор аренды от 20.05.2015 N 8821000232 заключен на срок до 19.05.2025. Хозяйство обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) арендуемого им земельного участка, который отказал в предоставлении участка в собственность (письмо от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20). Отказ мотивирован тем, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1 подано до дня истечения трех лет с момента заключения договора от 20.05.2015 N 8821000232, поэтому у хозяйства не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого участка. При проверке доводов хозяйства о незаконности отказа уполномоченного органа субъекта Российской Федерации суды руководствовались положениями статьи 39.3 Земельного кодекса, а также нормами Закона N 101-ФЗ. Судебные инстанции исходили из того, что арендатор имеет право на приобретение в собственность арендуемого участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку используется им на основании договоров аренды с 2003 года, то есть более трех лет (на дату обращения с заявлением в департамент). Материалы дела подтверждают, что участок используется в соответствии с его целевым назначением. В обоснование надлежащего использования участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1 хозяйство представило суду акты обследования ГУП Краснодарского края "Кубаньземконтроль". В деле отсутствуют документы, свидетельствующие о ненадлежащем использовании фермерским хозяйством земельного участка, в частности, доказательства привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьями 8.6 - 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора с приложением всех документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о незаконности отказа департамента в оказании соответствующей государственной услуги, выраженного в письме от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции удовлетворили требования общества, возложив на уполномоченный орган обязанность по подготовке и направлению хозяйству проекта договора купли-продажи испрашиваемого участка. Довод департамента о том, что фермерское хозяйство использует земельный участок на арендном праве менее трех лет, апелляционный суд признал необоснованным. Материалы дела подтверждают, что крестьянское хозяйство использует испрашиваемый в собственность земельный участок на протяжении длительного периода времени (с 2003 года). В соответствии с положениями статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) при расчете срока аренды учитывается как срок действующего договора, так и сроков ранее заключенных с заявителем (оконченных) договоров аренды испрашиваемого в собственность земельного участка. Таким образом, при определении срока аренды департамент должен руководствоваться нормами действующего законодательства и исходить из общего срока договоров аренды, начиная с 2003 года. Ссылка уполномоченного органа на прекращение арендных отношений в 2013 году и возникновение их только в 2015 году (договор от 20.05.2015 N 8821000232), что исключает применение к отношениям сторон подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (отсутствует факт использования участка по договору аренды более трех лет), признана несостоятельной. То обстоятельство, что договор аренды от 20.05.2015 N 8821000232 заключен по результатам публичных процедур, само по себе не означает, что право аренды данного участка было прервано. Испрашиваемый заявителем земельный участок не выбывал из владения хозяйства, что департаментом не оспаривается. Действия администрации по проведению публичных процедур, по результатам которых спорный участок был (без торгов) предоставлен в аренду хозяйству, соответствуют закону (статья 39.18 Земельного кодекса) и не могут ущемлять права (интересы) заявителя (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. По смыслу статей 198 и 200 Кодекса, заявитель должен доказать факт нарушения его права оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону. Из норм Земельного кодекса и положений Закона N 101-ФЗ следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть предоставлен в собственность арендатору при соблюдении следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; пользование арендованным участком осуществлялось надлежащим образом. Начало течения срока пользования арендованным земельным участком связано с моментом заключения нового договора аренды, а не с момента начала погашенных договорных отношений, существовавших до заключения нового договора аренды. Договор аренды N 8821000232 заключен 20.05.2015, хозяйство обратилось с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка 30.05.2016, то есть до дня истечения трехлетнего срока с момента заключения договора аренды, предусмотренного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Поэтому у хозяйства не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого участка, у департамента имелись законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка. Подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не содержит оговорок относительно включения в установленный срок ранее заключенных договоров аренды. У хозяйства право на приобретение в собственность арендуемого земельного участка возникнет только по истечению трех лет с момента заключения действующего договора от 20.05.2015. Отношения по ранее заключенным договорам аренды прекращены, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют записи об аренде спорного участка на основании договоров от 31.01.2003 N 2100000048 и от 21.01.2008 N 8821000068. После прекращения договора аренды от 21.01.2008 N 8821000068 хозяйство продолжало пользоваться земельным участком в отсутствие установленных законом (гражданско-правовой сделкой) оснований. Установление в указанном договоре срока его действия (пункт 8.1) свидетельствует о договоренности сторон об окончании с указанной даты ранее возникших правоотношений (статьи 425, 610 Гражданского кодекса). Поэтому после истечения срока действия договора аренды от 21.01.2008 N 8821000068 заявитель вносил не арендные платежи, а плату за фактическое использование земельного участка. Договор аренды от 20.05.2015 N 8821000232, заключенный с администрацией сроком на 10 лет, является новым договором, при этом стороны не связаны условиями ранее действовавших договоров, прекративших свое действие.
Хозяйство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют закону (статьи 610, 621 Гражданского кодекса, статья 39.3 Земельного кодекса, статья 21 Закона N 553-КЗ) и основаны на материалах дела, свидетельствующих о том, что хозяйство на протяжении длительного периода времени (с 2003 года) непрерывно и надлежаще использовало испрашиваемый земельный участок.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель фермерского хозяйства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления от 28.09.2002 N 637 администрация (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили договор от 31.01.2003 N 2100000048 аренды земельного участка площадью 2,57 га с кадастровым номером 23:21:0607001:0001. Участок из земель сельскохозяйственного назначения расположен на территории Прикубанского сельского округа, северо-западнее х. Веселого и предоставлен арендатору на срок до 28.09.2007 для производства сельскохозяйственной продукции. Договор зарегистрирован 21.04.2003 в установленном законом порядке, что подтверждается оттиском штампа печати на последнем листе договора (т. 1, л. д. 7 - 10).
23 января 2008 года администрация (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили новый договор аренды N 88210000068, согласно которому арендатору передан тот же земельный участок сроком на 5 лет - до 09.01.2013. Договор аренды заключен на основании постановления от 09.01.2008 N 68 и прошел процедуру государственной регистрации (т. 1, л. д. 11 - 17).
На основании заявления хозяйства и издания постановления от 20.05.2015 N 549 (после опубликования извещения о предоставлении земельного участка для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) администрация (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили договор от 20.05.2015 N 8821000232 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:0001. Срок действия договора составляет 10 лет, до 19.05.2025, который зарегистрирован в порядке, установленном законом (т. 1, л. д. 16 - 25, 85, 86).
По сведениям ЕГРН (выписка от 06.12.2016) право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации (Краснодарским краем) 07.09.2004. Также зарегистрировано обременение права (аренда) в пользу хозяйства на основании договора от 20.05.2015 N 8821000232 (т. 1, л. д. 71, 72).
31 мая 2016 года в департамент поступило заявление хозяйства от 30.05.2016 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1 (т. 1, л. д. 26 - 28). К заявлению приложены: нотариально заверенная копия паспорта заявителя, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на налоговый учет; нотариально заверенная копия устава и копия приказа о назначении главы хозяйства; выписка из ЕГРЮЛ; справка администрации от 19.05.2016; заверенные копии договоров аренды от 31.01.2003 N 2100000048, от 23.01.2008 N 8821000069 и от 20.05.2015 N 8821000232; решение о намерении приобрести земельный участок в собственность; документ, подтверждающий надлежащее использование участка (форма N 1-КФХ и N 2-КФХ за 2015 год согласно абзацу десятому статьи 21 Закона N 552-КЗ).
Департамент отказал хозяйству в предоставлении земельного участка в собственность (письмо от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20). Отказ мотивирован тем, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1 подано до дня истечения трех лет с момента заключения договора аренды от 20.05.2015 N 8821000232. С учетом положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, у хозяйства не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 29).
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права, хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона (в редакции, действовавшей на дату подачи крестьянским хозяйством заявления) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса к нему прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Законом N 101-ФЗ (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 21 Закона N 532-КЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случае, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Такие земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости. В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 20 лет земельный участок (часть земельного участка) предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность бесплатно при условии отсутствия в течение указанного срока административных наказаний, связанных с использованием этого земельного участка, из расчета 1,5 гектара на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, проработавшего в нем не менее 10 лет. В случае, если площадь используемого по договору аренды земельного участка менее расчетной, то земельный участок предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность бесплатно, исходя из его фактической площади.
Расчет срока аренды земельного участка в настоящей статье предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для правильного разрешения спора обстоятельства. Испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется хозяйством с 2003 года на основании договоров, заключенных с администрацией. Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0607001:1 используется в соответствии с целевым назначением (выращивание сельскохозяйственных культур), что подтверждается представленными в дело актами ГУП Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (т. 1, л. д. 82 - 84). Арендатор не привлекался к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.6 - 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В дело представлена также справка Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации от 02.08.2016 N 02-07/2-03/16-755, согласно которой задолженность по договорам аренды от 31.01.2003 N 2100000048, от 21.01.2008 N 8821000068 и от 20.05.2015 N 8821000232 отсутствует (т. 1, л. д 31). Хозяйство обратилось в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, приложив к нему все документы, необходимые для оказания (предоставления) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответствующей государственной услуги.
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды признали, что отказ департамента в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1, выраженный в письме от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20, противоречит статье 39.16 Земельного кодекса. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что хозяйство имеет право на приобретение в собственность испрашиваемого участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов (на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов хозяйства суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой заявителем.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе департамент приводит доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Уполномоченный орган полагает, что подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не содержит оговорок относительно включения в установленный срок ранее заключенных договоров аренды. По мнению департамента, право на приобретение в собственность арендуемого земельного участка возникнет у заявителя только по истечению трех лет с момента заключения договора от 20.05.2015 N 8821000232. Отношения по ранее заключенным договорам прекращены (статьи 425, 610 Гражданского кодекса), соответствующие записи в ЕГРН погашены. Поэтому до заключения договора от 20.05.2015 N 8821000232 хозяйство продолжало пользоваться участком без правоустанавливающих документов. Указанный договор заключен сроком на 10 лет и является новым договором аренды, а стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора, прекратившего свое действие в 2013 году.
Приведенные департаментом в жалобе доводы проверялись судами первой и апелляционной инстанций и были отклонены как не основанные на законе (статьи 432, 621 Гражданского кодекса, статья 39.3 Земельного кодекса, статья 21 Закона N 552-КЗ) и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора. Материалы дела подтверждают, что арендатор непрерывно (с 2003 года) владел (пользовался) испрашиваемым земельным участком и надлежаще (формы N 1-КФХ и N 2-КФХ за 2015 год, акты обследования ГУП Краснодарского края "Кубаньземконтроль", справка Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации от 02.08.2016 N 02-07/2-03/16-755) исполнял договорные обязанности. Земельный участок после 09.01.2013 не возвращался администрации, арендодатель не уведомлял арендатора о принятии в установленном порядке решения не передавать имущество в аренду по окончании срока действия договора от 21.01.2008 N 8821000068. Предоставление земельного участка хозяйству в аренду по договору от 20.05.2015 N 8821000232 по результатам публичных процедур (заявление хозяйства, извещение о предоставлении земельного участка) соответствует требованиям закона (статья 39.18 Земельного кодекса) и не лишает заявителя права на льготный выкуп спорного участка. Поэтому судебные инстанции правомерно защитили нарушенное право (законный интерес) хозяйства, обязав департамент осуществить испрашиваемую заявителем государственную услугу.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.05.2017, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А32-27711/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.