г. Краснодар |
|
29 июня 2017 г. |
Дело N А32-12445/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании истца - администрации муниципального образования Белореченский район (ИНН 2303010026, ОГРН 1022300715480) - Какаевой О.И. (доверенность от 10.01.2017), от ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Бжевского А.С. (доверенность от 20.06.2017), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Экоэнерго" (ИНН 3015087458, ОГРН 1093015002244) - Митрофанова В.И. (доверенность от 26.12.2016) и Зеленко Ю.В. (доверенность от 01.01.2016), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Белореченского отдела, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2017 по делу N А32-12445/2016 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.), установил следующее.
Администрация муниципального образования Белореченский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (в настоящее время - межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея; далее - территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:278, расположенный в Бжедуховском сельском поселении Белореченского района, в пос. Нижневеденеевском.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Белореченского отдела и ООО "Лукойл-Экоэнерго" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 (судья Левченко О.С.) в удовлетворении искового заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, как в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), так и согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Государственная регистрация права федеральной собственности произведена правомерно. Спорный земельный участок предоставлен государственному предприятию федерального уровня собственности до его приватизации (до января 1993 года). Поскольку на момент разграничения государственной собственности на землю предприятие существовало, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что участок нельзя отнести к землям, государственная собственность на которые не разграничена. С даты государственной регистрации ООО "Кубанская генерирующая компания", образованного в результате реорганизации ОАО "Кубаньэнерго" (правопреемника государственного предприятия) в форме выделения, к ООО "Кубанская генерирующая компания" (как правопреемнику) перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком федерального уровня собственности, на котором расположен объект энергоснабжения. На земельном участке с кадастровым номером 23:39:0000000:278 расположены объекты единой национальной (общероссийской) электрической сети, которые принадлежат субъекту электроэнергетики и используются им для эксплуатации объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети, поэтому суд пришел к выводу о том, что спорный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами. В силу прямого указания закона такой участок является федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса). Кроме того, суд первой инстанции указал, что администрация не владеет спорным земельным участком, поэтому требование о признании отсутствующим права не может быть признано надлежащим способом защиты.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2017 решение от 10.10.2016 отменено, исковое заявление удовлетворено. Апелляционный суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 5 630 352 кв. м (кадастровый номер 23:39:0000000:278), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования: для эксплуатации ГЭС, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с/п Бжедуховское. Суд также указал, что постановление является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) регистрационной записи от 27.10.2014 N 23-23-01/2017/2014-505 о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:278. Судебный акт мотивирован следующим. В юридически значимый для рассмотрения дела период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), с 01.07.2006 - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент приватизации имущественного комплекса Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" спорный земельный участок был включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Поскольку на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ имущественный комплекс КПО энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" был приватизирован, на спорном земельном участке отсутствовали объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, в силу закона право государственной собственности на участок осталось не разграниченным. Апелляционный суд признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок занят объектами федеральной энергетической системы. Земельный участок занят объектами недвижимого имущества, образующими имущественный комплекс Белореченской ГЭС. Согласно письму от 16.01.2017 N 09-120 Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России объекты электросетевого хозяйства Белореченской ГРЭС, расположенные на территории Краснодарского края, не включались в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Объекты электросетевого хозяйства, расположенные на спорном земельном участке, не обладают техническими характеристиками, закрепленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 41, в связи с чем не могут быть включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Ответчик не представил доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, названных в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса. Суд апелляционной инстанции также исследовал вопрос о нахождении в границах спорного земельного участка (на обособленной части с кадастровым номером 23:39:0506003:118 площадью 5 553 788 кв. м) водного объекта - Ганжинского водохранилища, включенного в государственный водный реестр, который в границах береговой линии в силу требований части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации относится к исключительной федеральной собственности (письмо Кубанского БВУ N 06-07/1084 от 22.02.2017). Из содержания землеустроительного дела, подготовленного ГУП КК "Белореченский земельный центр", следует, что территория водного объекта в границах его береговой линии не включается в состав сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:278 (его обособленной части с кадастровым номером 23:39:0506003:118). Территориальное управление не представило доказательств нахождения Ганжинского водохранилища в составе границ земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:278. При обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в качестве документа, подтверждающего возникновение данного права, представлена кадастровая выписка о земельном участке. Данный документ не достаточен для вывода об отнесении участка к собственности Российской Федерации. Поскольку право государственной собственности на участок не разграничено, правомочия собственника в отношении него осуществляет муниципальное образование Белореченский район в лице его администрации. Избранный администрацией способ защиты является надлежащим.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 26.03.2017 и оставить в силе решение от 10.10.2016. По мнению подателя жалобы, разграничение государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации обусловлено его предоставлением предприятию федерального уровня собственности. Одним из оснований внесения земельного участка в перечень являлось его включение в состав земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения (абзац 2 статьи 3 Закона N 101-ФЗ). Апелляционный суд не принял во внимание, что в границах спорного участка находится Ганжинское водохранилище.
В отзывах администрация и общество указали на отсутствие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, представители администрации и общества полагали, что судебный акт апелляционного суда основан на представленных в дело доказательствах и соответствует закону.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Белореченска Краснодарского края от 22.01.1993 N 81 подтверждено наличие у КПО энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в лице подразделения "Адыгейские электросети" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1 050,95 га (т. 2, л. д. 26 - 32).
В соответствии с планом приватизации Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" данное предприятие в 1993 году приватизировано путем преобразования в АООТ энергетики и электрификации Кубани "Кубаньэнерго", за которым закреплены объекты недвижимого имущества, ранее находившиеся в федеральной собственности (т. 1, л. д. 63 - 72). В плане приватизации указано, что на момент приватизации государственное предприятие (объединение) находилось в федеральной собственности.
Согласно постановлению главы администрации г. Белореченска от 24.01.1995 N 82, в соответствии с актом технического обследования водохранилищ Адыгейских электрических сетей, в госземзапас изъята часть земель из землепользования Адыгейских электрических сетей общей площадью 476,8 га, из них под водой 322 га, под общественными постройками и дорогами 9 га, другие неиспользуемые земли площадью 145,8 га. За Адыгейскими электрическими сетями сохранено землепользование общей площадью 574,15 га, из них под водой 556,21 га, под общественными постройками 13,51 га, под дорогами 4,43 га (т. 2, л. д. 36, 37). На основании данного постановления АО "Кубаньэнерго" в лице его структурного подразделения - Адыгейские электрические сети выдан государственный акт серии КК-2 N 406000339 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 574,15 га (т. 1, л. д. 78 - 89).
За счет территории данного земельного участка образованы следующие земельные участки: площадью 5 603 352 кв. м (кадастровый номер 23:39:0000000:278) для размещения ГЭС; площадью 255 кв. м (кадастровый номер 23:39:0502001:40) для эксплуатации гаража; площадью 1 337 кв. м (кадастровый номер 23:39:0502001:39) для эксплуатации административного здания.
ОАО "Кубаньэнерго" 30.12.2005 приняло решение о создании путем выделения ОАО "Кубанская генерирующая компания", к которому на основании разделительного баланса в 2006 году перешли права на ряд объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:39:0000000:278 и используемых для эксплуатации Белореченской ГЭС (т. 1, л. д. 105 - 148; т. 2, л. д. 38 - 52).
Постановлением администрации от 26.01.2012 N 133 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Кубаньэнерго", в том числе на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:278 в связи с переходом данного права в силу закона к ОАО "Кубанская генерирующая компания" (т. 1, л. д. 46, 161 - 163).
ОАО "Кубанская генерирующая компания" 01.08.2013 приняло решение о реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (т. 2, л. д. 53 - 56).
Постановлением администрации от 28.11.2013 N 2859 земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:278 предоставлен в аренду на 49 лет ООО "Кубанская генерирующая компания" (т.1, л. д. 31, 32).
Муниципальное образование Белореченский район (арендодатель) и ООО "Кубанская генерирующая компания" (арендатор) 28.11.2013 заключили договор N 3900005329 аренды спорного земельного участка, предназначенного для эксплуатации ГЭС (т. 1, л. д. 25 - 37).
На основании решения внеочередного общего собрания участников ООО "Кубанская генерирующая компания" от 28.01.2014 данное общество реорганизовано в форме присоединения к ООО "Лукойл-Экоэнерго" с переходом всех прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом (т. 2, л. д. 57 - 68).
Согласно передаточному акту от 11.04.2014 ООО "Лукойл-Экоэнерго" переданы права и обязанности ООО "Кубанская генерирующая компания" по договору аренды земельного участка от 28.11.2013 N 3900005329.
Администрация и ООО "Лукойл-Экоэнерго" 27.01.2016 подписали соглашение N р-1-2070 о расторжении договора от 28.11.2013 N 3900005329 аренды земельного участка (т. 2, л. д. 178).
Расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости в количестве 44 штук входят в имущественный комплекс Белореченской ГЭС и используются для производства электроэнергии (мощности) для последующей ее реализации (т. 3, л. д. 62 - 64). В то же время объекты имущественного комплекса Белореченской ГЭС не относятся к таковым и не включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (т. 3, л. д. 68, 84).
Сведения о земельном участке площадью 5 630 352 +/-830,5 кв. м (кадастровый номер 23:39:0000000:278) из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, предназначенном для эксплуатации ГЭС, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (ориентир - сооружение Белореченской ГЭС, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Белореченский район, с/п Бжедуховское), внесены в государственный кадастр недвижимости 18.01.2008 (т. 1, л. д. 93 - 104).
27 октября 2014 года в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на предназначенный для эксплуатации ГЭС земельный участок площадью 563,0352 га с кадастровым номером 23:39:0000000:278. В качестве основания для регистрации в свидетельстве указан Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АН N 046014; т. 1, л. д. 90).
Администрация, полагая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок нарушает права и законные интересы муниципального образования в сфере распоряжения земельными участками неразграниченной государственной собственности, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно правовой позиции, приведенной в пунктах 3 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, а с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования администрации, исходил из того, что на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ имущественный комплекс КПО энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" был приватизирован, на спорном земельном участке, государственная собственность на которые не была разграничена в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, отсутствовали объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, поэтому в силу закона участок остался не разграниченным между уровнями публичной собственности. Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ и государственная собственность на которые не разграничена изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
В то же время суд апелляционной инстанции не принял во внимание следующее.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В силу статьи 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами исполнительной власти.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-8088 сформулирована правовая позиция, согласно которой законодатель определил основания разграничения права государственной собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:278 сформирован за счет части территории участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования структурному подразделению Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", относившегося к федеральной собственности (т. 1, 64 - 72, 78 - 89; т. 2, л. д. 26 - 32, 36, 37; т. 4, л. д. 64 - 75). При приватизации имущества предприятия вопрос о судьбе спорного участка земельного участка, на котором находятся объекты, составляющие имущественный комплекс Белореченской ГЭС, не разрешен.
Поскольку до момента приватизации на участке находились здания и сооружения государственного предприятия федерального уровня собственности, а земельный участок под этими объектами ранее (первоначально) был предоставлен государственному предприятию (объединению) на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено государственным актом серии КК-2 N 406000339, в силу закона с 01.07.2006 государственная собственность на землю подлежала разграничению исключительно в пользу Российской Федерации.
Принимая во внимание положения ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, приведенную в определении от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-8088, а также учитывая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 и это право зарегистрировано в 2014 году в ЕГРП в соответствии с действующим законодательством, следует признать верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового заявления администрации.
Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства формирования земельного участка с исключением из его состава водного объекта, отсутствия имущественного комплекса Белореченской ГЭС в реестре объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть не влияют о правомерность вывода суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок, первоначально предоставленный государственному предприятию (объединению) федеральной собственности, с 01.07.2006 в силу закона относится к федеральной собственности.
Поскольку условия для вывода об отнесении участка к нераграниченной государственной собственности отсутствовали, недостаточность сведений в представленной регистратору кадастровой выписке о земельном участке не может служить основанием, позволяющим удовлетворить исковое заявление администрации.
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции следует отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2017 по делу N А32-12445/2016 отменить, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 по данному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
...
Принимая во внимание положения ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, приведенную в определении от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-8088, а также учитывая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 и это право зарегистрировано в 2014 году в ЕГРП в соответствии с действующим законодательством, следует признать верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового заявления администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2017 г. N Ф08-4480/17 по делу N А32-12445/2016