г. Краснодар |
|
29 июня 2017 г. |
Дело N А32-2363/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772) - Покусаева Ю.Е.(доверенность от 28.12.2016), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морской Бриз" (ИНН 2304053632, ОГРН 1082304002285), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 47256 3, 47258 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морской Бриз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-2363/2017, установил следующее.
ООО "Морской Бриз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и изменении постановления от 22.12.2016 N 002/711 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа, заменив штраф на предупреждение либо снизив размер штрафа до 250 тыс. рублей (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.04.2017, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушений, а также оснований для применения положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса, уменьшения размера штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 14.28 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на наличие у него признаков субъекта малого предпринимательства, совершение правонарушения впервые, отсутствие имущественного ущерба. Предварительный договор расторгнут обществом и дольщиком добровольно с заключением договора долевого участия в строительстве, зарегистрированного в установленном законом порядке. Имеются основания для замены назначенного штрафа предупреждением в силу положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса.
В отзыве на жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя департамента, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании поступивших от прокурора г. Геленджика от 31.10.2016 N 7-07-2016/3617 материалов установлено следующее.
Общество является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства жилого комплекса "Альбатрос" (Краснодарский край, Геленджик, Одесская, 1А (свидетельство о государственной регистрации права от 19.12.2014 серия 23-АН N 481913, разрешение на строительство от 10.02.2015 N RU 23303000-006-Ю, срок действия до 10.02.2018)).
Первый договор участия в долевом строительстве зарегистрирован 10.03.2015 в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
Административный орган выявил нарушение обществом части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), выразившееся в привлечении денежных средств гражданина до заключения (государственной регистрации) договора участия в долевом строительстве
Так, общество и Рудницкая И.Н. подписали предварительный договор участия в долевом строительстве жилого дома от 22.07.2015 N 54/Л1, по которому общество привлекло денежные средства указанного лица в размере 3195 тыс. рублей.
В дальнейшем указанный договор расторгнут и заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома от 09.11.2016 N 54/Л1, зарегистрированный в установленном законом порядке 21.11.2016.
По данному факту департамент составил протокол об административном правонарушении от 07.12.2016 N 002/711 о нарушении требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и вынес постановление от 22.12.2016 N 002/711 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, и приняли законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.28 Кодекса привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В примечании к этой норме права указано, что в случае нарушения лицом требований к привлечению денежных средств гражданина, связанному с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, административная ответственность, установленная частью 1 данной статьи, наступает в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.
Частью 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, или договора аренды такого земельного участка.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ).
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (часть 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ).
Застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (статья 2 Закона N 214-ФЗ).
Таким образом, для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан необходимо наличие разрешения на строительство, опубликование проектной декларации, государственная регистрация права на земельный участок и наличие договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию.
При этом в силу части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Суд установил, что общество и Рудницкая И.Н. заключили предварительный договор участия в долевом строительстве от 22.07.2015 N 54/Л1, предметом которого является обязательство заключить в будущем договор участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома, строительство которого ведет общество по адресу: Краснодарский край, Геленджик, Одесская, 1А.
По указанному предварительному договору участия в долевом строительстве общество привлекло денежные средства Рудницкой И.Н. в размере 3195 тыс. рублей, что подтверждается копиями приходных кассовых ордеров. При этом предварительный договор участия в долевом строительстве не зарегистрирован в установленном законом порядке.
Таким образом, на момент поступления денежных средств от Рудницкой И.Н. договор в установленном законом порядке не зарегистрирован.
В дальнейшем указанный договор расторгнут и заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома от 09.11.2016 N 54/Л1, зарегистрированный в установленном законном порядке 21.11.2016.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 Кодекса. Порядок привлечения общества к ответственности и принятия постановления от 22.12.2016 N 002/711 также соблюден.
Общество фактически не оспаривает факт совершения вмененного ему правонарушения. Последующее устранение правонарушения не влечет признание незаконным оспариваемого постановления департамента.
Судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 3.4, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 Кодекса.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии фактов причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
Суд не выявил наличие указанных условий. Так, суд счел отсутствующими установленные частью 2 статьи 3.4 Кодекса обстоятельства (отсутствие возникновения угрозы причинения имущественного ущерба). Суд расценил привлечение денежных средств участника долевого строительства при строительстве жилого комплекса незаконным способом до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве как причинение имущественного ущерба.
Суд отклонил довод общества о его отнесении к субъектам малого предпринимательства, указав, что наличие данного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса.
Основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного или снижения размера штрафа ниже низшего предела судебные инстанции не усмотрели. Суд кассационной инстанции такими полномочиями не наделен.
В данном случае, как отметил суд, назначенное обществу административное наказание в минимальном пределе санкции части 1 статьи 14.28 Кодекса согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Частями 1, 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям хозяйственные общества, партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, отвечающие определенным условиям.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ), его ведение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
При этом внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи (часть 4 сттаьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В материалы дела не представлены доказательства включения общества в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и его соответствия предъявляемым Законом N 209-ФЗ условиям.
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оспаривании решений административного органа государственная пошлина не уплачивается, поэтому государственная пошлина в размере 3 тыс. рублей, перечисленная обществом в доход федерального бюджета по платежному поручению от 16.05.2017 N 831, подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по делу N А32-2363/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Морской Бриз" из федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 16.05.2017 N 831.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.