г. Краснодар |
|
16 мая 2017 г. |
Дело N А32-14354/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" (ИНН 2362001009, ОГРН 1162375059472) - Турченко С.В. (доверенность от 20.01.2015), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 15.12.2016), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Выселковский район, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2016 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-14354/2015, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Агрофирма имени Ильича" (впоследствии заменено на процессуального правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича"; далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконными отказы департамента, выраженные в письмах от 21.01.2015 N 52-522/15-32.20, от 23.01.2015 N 52-697/15-32.20 и N 52-768/15-32.20;
- обязать департамент подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 313 600 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:19, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 0,3 км от ст. Ирклиевская по направлению на северо-восток (дело N А32-14760/2015); земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 036 500 кв. м с кадастровым номером 23:05:0103000:21, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 1,9 км от ст. Балковской по направлению на северо-восток (дело N А32-14847/2015); земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 134 500 кв. м с кадастровым номером 23:05:0301006:1, расположенного относительно ориентира Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 980 м по направлению на юг от ориентира южная окраина ст. Березанской (дело N А32-14354/2015) по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости указанных участков и направить договор в адрес общества в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения (требования уточнены; т. 4, л. д. 122).
Определением от 09.06.2015 дела N А32-14354/2015, N А32-14760/2015 и N А32-14847/2015 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А32-14354/2015.
Требования мотивированы тем, что отказы департамента в предоставлении в собственность общества за плату земельных участков не соответствуют статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и Административного регламента предоставления департаментом государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, утвержденного приказом департамента от 04.06.2012 N 767 (далее - Административный регламент). Отказы уполномоченного органа также нарушают права общества (арендатора испрашиваемых в собственность земельных участков) в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Выселковский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что по договорам от 27.11.2003 N 0500001942, от 25.11.2003 N 0500001649 и от 29.11.2003 N 0500001922 обществу в аренду на 10 лет предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:05:0301006:1, 23:05:0101000:19, 23:05:0103000:21. Общество обратилось в департамент с заявлениями о выкупе указанных участков, который отказал заявителю в предоставлении земельных участков в собственность (письма от 21.01.2015 N 52-522/15-32.20, от 23.01.2015 N 52-697/15-32.20 и N 52-768/15-32.20). При проверке доводов заявителя о незаконности отказов уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались положениями статей 27, 85 и 102 Земельного кодекса, нормами Закона N 101-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и Административного регламента. По делу судом первой инстанции назначалась экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Из заключения эксперта от 20.02.2016 N 7 следует, что береговая полоса р. Бейсуг пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1 (площадь пересечения составляет 562 кв. м). Кроме того, часть указанного участка (общей площадью 41 553 кв. м) расположена в границах придорожной полосы отвода автомобильной дороги М-4 "Дон". Действующим законодательством установлен запрет на приватизацию участков относящихся к территориям (землям) общего пользования, а также расположенным в границах береговой полосы поверхностного водного объекта. Поэтому суды признали, что предоставление в собственность общества земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1 невозможно. Согласно пункту 2.6.3 Административного регламента (действовал в период рассмотрения департаментом заявок общества) копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом. Обществом предоставлена в департамент не заверенная копия паспорта лица, подписавшего заявления о приобретении земельных участков в собственность. Кроме того, к заявлениям, поданным в департамент, не были приложены документы, подтверждающие надлежащее использование участков обществом. Поэтому отказы департамента в предоставлении обществу испрашиваемых в собственность земельных участков не могут быть признаны незаконными (часть 3 статьи 201 Кодекса), что влечет отказ в удовлетворении требований.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21, в указанной части требования удовлетворить. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (статьи 2, 6 и 7 Закона N 210-ФЗ). Стороны связаны правоотношениями по аренде испрашиваемых в собственность обществом земельных участков свыше 10 лет, доказательств прекращения таких отношений, либо выбытия земельных участков из владения общества в указанный период (ограничения оборотоспособности) спорных участков не установлено. В материалы дела не представлено доказательств и судами не установлены обстоятельства, препятствующие в реализации права, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Согласно представленным в дело описям вложения в письмо (бандероль) с объявленной ценностью, описями вложения и простым уведомлением от 16.12.2014 заявитель направил в адрес департамента три комплекта документов, предусмотренных административным регламентом, в том числе копию паспорта представителя (Волошина Ю.А.). Следовательно, общество направило в департамент все документы, предусмотренные административным регламентом, действовавшим на момент обращения заявителя в уполномоченный орган. Поэтому предусмотренные законом основания для отказа в приватизации спорных участков отсутствовали. Несостоятелен и вывод судебных инстанций о недоказанности надлежащего использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21. В силу пункта 3.2.2 административного регламента при рассмотрении заявления и представленных документов работник отдела заключения договоров заинтересованного лица, ответственный за предоставление государственной услуги, организует проведение государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (далее - ГКУ КК "Кубаньземконтроль") проверки использования земельного участка. Проверка использования участка проводится указанным учреждением в сроки, определенные в письме уполномоченного органа о проведении такой проверки. В соответствии с поручением департамента от 29.12.2014 N 52-20385/14-32.22 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" проведено обследование земельных участков с составление актов от 14.01.2015 N 1, N 3 и N 6. В актах отражено, что земельные участки используются заявителем для выращивания сельскохозяйственной продукции. Санитарное состояние удовлетворительное. На момент обследования на земельном участке с кадастровым номером 23:05:0103000:21 проведена основная подготовка почвы, на земельном участке с кадастровым номером 23:05:0101000:19 выращивается озимая пшеница. Кроме того, пунктом 2.2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые заявитель должен представить самостоятельно. Документ, подтверждающий надлежащее использование земельного участка, в этом перечне отсутствует, поэтому у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие судебных выводов нормам законодательства, действовавшего в спорный период, а также представленным в дело доказательствам.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1 следует оставить без изменения. В остальной части решение и апелляционное постановление следует отменить, дело в соответствующей части - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.11.2003 комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Выселковского района (далее - комитет; арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 0500001942 аренды земельного участка площадью 134 500 кв. м с кадастровым номером 23:05:0301006:1 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного относительно ориентира Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 980 м по направлению на юг от ориентира южная окраина ст. Березанской. Срок действия договора составляет 10 лет. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 05.10.2006 (т. 1, л. д. 57 - 79).
25 ноября 2003 года комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 0500001649 аренды земельного участка площадью 313 600 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:19 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 0,3 км от ст. Ирклиевская по направлению на северо-восток. Срок действия договора составляет 10 лет. Договор зарегистрирован в ЕГРП 03.11.2006 (т. 2, л. д. 10 - 13).
29 ноября 2003 года комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 0500001922 аренды земельного участка площадью 1 036 500 кв. м с кадастровым номером 23:05:0103000:21 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 1,9 км от ст. Балковской по направлению на северо-восток. Срок действия договора составляет 10 лет. Договор зарегистрирован в ЕГРП 29.09.2006 (т. 3, л. д. 9 - 12).
16.12.2014 общество обратилось в департамент с заявлениями о приватизации (выкупе) земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0301006:1, 23:05:0101000:19, 23:05:0103000:21 (т. 1, л. д. 48, 49, 81, 82, 105, 106).
В письме от 21.01.2015 N 52-552/15-32-20 обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1. Отказ мотивирован тем, что к заявлению не приложена копия паспорта, удостоверяющего личность представителя юридического лица. В соответствии с актом обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" указанный участок прилегает к береговой полосе р. Бейсуг. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1 расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный зоологический заказник "Ново-Березанский". Таким образом, испрашиваемый обществом в собственность земельный участок ограничен в обороте (т. 1, л. д. 81, 82).
Письмом от 23.01.2015 N 52-468/15-32.20 обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:05:0101000:19. Отказ мотивирован тем, что к заявлению не приложена копия паспорта, удостоверяющего личность представителя юридического лица. По результатам обследования, проведенного ГКУ КК "Кубаньземконтроль", также выявлено, что часть указанного участка с южной стороны прилегает к реке Черной, что является основанием для признания земельного участка ограниченным в обороте (т. 2, л. д. 20, 21).
23 января 2015 года письмом N 52-697/15-32-20 обществу отказано и в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:05:0103000:21. Отказ мотивирован уполномоченным органом тем, что в нарушение пунктов 2.6, 2.6.1 Административного регламента к заявлению приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя, форма которого не соответствует требованиям действующего законодательства (т. 3, л. д. 25, 26).
Полагая, что отказы департамента в предоставлении земельных участков в собственность противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу норм части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
Судом первой инстанции по ходатайству общества назначалась экспертиза. В заключении эксперта от 20.02.2016 N 7 указано, что береговая полоса р. Бейсуг пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1 (площадь пересечения составляет 562 кв. м). Кроме того, часть указанного участка (общей площадью 41 553 кв. м) расположена в границах придорожной полосы отвода автомобильной дороги М-4 "Дон". С учетом выводов, содержащихся в заключении судебного эксперта от 20.02.2016 N 7, а также статей 27, 85 и 102 Земельного кодекса, судебные инстанции признали, что испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 23:05:0301006:1 не подлежит приватизации в связи с включением в него земель (территорий) общего пользования.
Судебные акты в соответствующей части требований сторонами не оспариваются, поэтому решение и апелляционное постановление в соответствующей части окружным судом не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Законом N 210-ФЗ.
Под государственной услугой данный Закон подразумевает деятельность по реализации функций соответствующего органа при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартами их предоставления. В обязанности соответствующих органов вменено предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами. Уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (статьи 2,6 и 7 Закона N 210-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие общие положения и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления услуги предусматривает наименование государственной или муниципальной услуги, наименование органа, предоставляющего услугу, а также результат предоставления государственной или муниципальной услуги (статьи 12, 14 Закона N 210-ФЗ).
Отказ в удовлетворении требований общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21 обоснован судами первой и апелляционной инстанций непредставлением заявителем в департамент документов, подтверждающих их надлежащее использование.
По смыслу положений статьи 10 Закона N 101-ФЗ обстоятельства надлежащего использования юридическим лицом (арендатором) земельного участка, испрашиваемого в собственность, подлежат установлению арбитражным судом при разрешении спора о незаконности отказа уполномоченного органа в приобретении арендатором прав на такой участок. Однако применительно к обстоятельствам данного дела судам первой и апелляционной инстанции следовало учесть, что исчерпывающий перечень документов и информации, которые заявитель должен представить в департамент самостоятельно для оказания соответствующей государственной услуги, установлен пунктом 2.2.6 Административного регламента. Документ, подтверждающий надлежащее использование заявителем испрашиваемого в собственность земельного участка, в этом перечне не содержится.
Поэтому в соответствии с пунктом 3.2.2 Административного регламента при рассмотрении заявления и представленных документов сотрудник отдела заключения договоров уполномоченного органа, ответственный за предоставление государственной услуги, организует проведение ГКУ КК "Кубаньземконтроль" проверки использования земельного участка. Проверка использования земельного участка проводится специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль" в сроки, указанные в письме уполномоченного органа о проведении такой проверки.
Материалы дела подтверждают, что после получения от общества заявлений о вкупе земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21 и в соответствии с поручением департамента от 29.12.2014 N 52-20385/14-32.22 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" провело обследование данных участков с составлением актов от 14.01.2015 N 3 и N 6. В актах обследования отражено, что земельные участки используются обществом для выращивания сельскохозяйственной продукции. Санитарное состояние удовлетворительное. На момент обследования на земельном участке с кадастровым номером 23:05:0103000:21 проведена основная подготовка почвы, на земельном участке с кадастровым номером 23:05:0101000:19 выращивается озимая пшеница. Объекты недвижимости на участке отсутствуют (т. 4, л. д. 85, 128). Таким образом, ГКУ КК "Кубаньземконтроль" подтвердило уполномоченному органу (по его поручению) надлежащее использование обществом испрашиваемых в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21. В этой связи письма департамента N 52-468/15-32.20 и N 52-697/15-32-20 не содержали соответствующего основания для отказа в предоставлении государственной услуги. При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о неисполнении арендатором обязанности по надлежащему использованию испрашиваемых им в собственность земельных участков в период до его обращения в уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что обществом не выполнены установленные статьей 10 Закона N 101-ФЗ условия предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21 в части надлежащего их использования, не может быть признан окружным судом обоснованным.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили также из того, что в нарушение положений Административного регламента заявителем в департамент не представлена надлежаще заверенная копия паспорта представителя общества (Волошина Ю.А.), подписавшего заявления о приобретении участков в собственность. Суды при разрешении спора сослались на пункты 2.6.3 и 2.8 Административного регламента, согласно которым копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом. Одним оснований для отказа в предоставлении государственной услуги указано то, что к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства и Административного регламента.
Однако судебные инстанции не учли правовые подходы по применению соответствующих положений Административного регламента, выработанные окружным судом при разрешении аналогичных споров, в том числе с участием сторон по настоящему делу. В постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 по делу N А32-18697/2015, от 28.06.2016 по делу N А32-14762/2015, от 15.07.2016 по делу N А32-14763/2015 и от 05.10.2016 по делу N А32-14759/2015 указывалось следующее. В соответствии с пунктами 2.6.3 и 2.6.8 Административного регламента департамент вправе был запросить заверенную копию документа, удостоверяющего личность представителя заявителя в органах (организациях), обладающих такой информацией. Непредставление заинтересованным лицом заверенной копии документа, удостоверяющего личность представителя, не может служить основанием, достаточным для отказа в предоставлении государственной услуги. При этом доводы уполномоченного органа о невозможности самостоятельного получения таких документов в иных органах (организациях), отклоненные судами первой и апелляционной инстанций, не принимались окружным судом в качестве обоснованных, при разрешении аналогичных споров (о незаконности отказа в выкупе земельного участка).
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0101000:19 и 23:05:0103000:21 не могут быть признаны судом округа законными и обоснованными. Поэтому судебные акты в соответствующей части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать правовую оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить его с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 Кодекса.
В этой связи следует учесть, что при подаче кассационной жалобы обществу следовало уплатить 1500 рублей государственной пошлины (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Однако общество уплатило в федеральный бюджет 3 тыс. рублей пошлины (платежное поручение от 07.02.2017 N 384). При этом жалоба подана заявителем в электронном виде и в судебное заседание кассационной инстанции обществом не представлен оригинал платежного документа.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 по делу N А32-14354/2015 в части отказа в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" земельного участка с кадастровым номером 23:05:0301006:1 площадью 134 500 кв. м оставить без изменения.
В остальной части судебные акты отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.