г. Краснодар |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А63-1353/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., при организации видеоконференцсвязи Арбитражным судом Ставропольского края в составе судьи Соловьевой И.В., при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы филиала "Северо-Кавказская железная дорога" - Беланова В.И. (доверенность от 19.12.2016), от ответчиков:
общества с ограниченной ответственностью "МК-Нефтепродукт" (ИНН 2623016524, ОГРН 1022603024344) - Худынова А.А. и Харций С.В. (доверенности от 17.07.2017, 28.11.2016), администрации муниципального образования город Михайловск (ИНН 2623005593, ОГРН 1022603020550) - Пешкова М.С. (доверенность от 24.11.2016), в отсутствие представителей ответчиков: закрытого акционерного общества "Партнер", общества с ограниченной ответственностью "Партнер Бизнес Групп", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федерального агентства железнодорожного транспорта, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", администрации муниципального образования город Михайловск на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2016 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А63-1353/2015, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - общество-1) подало в Арбитражный суд Ставропольского края иск к обществу с ограниченной ответственностью "МК-Нефтепродукт" (далее - общество-2), администрации муниципального образования город Михайловск (далее - администрация), закрытому акционерному обществу "Партнер", обществу с ограниченной ответственностью "Партнер Бизнес Групп" (далее - общества-3,-4) о признании недействительной (ничтожной) оформленной постановлением главы администрации от 24.10.2001 N 717 сделки по передаче федеральных государственных земель железнодорожного транспорта площадью 0,74 га в постоянное (бессрочное) пользование обществу-3, о применении последствий ее недействительности в виде признания незаконными документов по формированию и выделению соответствующего земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 26:11:020122:3, изменению его разрешенного использования, последующих сделок и ненормативных актов в отношении данного земельного участка, включая разрешение на строительство от 01.04.2010 N RU 26526101-168, о признать недействительным (ничтожным) заключенного администрацией и обществами-2,-3,-4 договора от 17.10.2012 N 7 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 и дополнительных соглашений к нему, о применении последствий их недействительности в виде признания незаконными документов по изменению сведений государственного кадастрового учета, разрешения на строительство от 22.07.2013 N RU 26526101-1007, государственной регистрации права собственности общества-2 на объект незавершенного строительства - станцию технического обслуживания (номер регистрации 26-26-33/024/2010-611), последующих сделок и ненормативных актов, о признании названного объекта самовольной постройкой, о понуждении общества-2 к освобождению земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11, относящегося к федеральной собственности и землям железнодорожного транспорта, и его возращению обществу-1 в состоянии, пригодном для его использования по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - управление Росимущества, кадастровая палата, управление Росреестра, агентство).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017, признан недействительным (ничтожным) договор от 17.10.2012 N 7 аренды в редакции дополнительного соглашения от 13.05.2013. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Суды исходили из следующего. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 26:11:020122:3 прекращено в установленном законом порядке. Администрация не обладала полномочиями по формированию земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 в границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11, составляющего полосу отвода железной дороги и предоставленного обществу-1 в аренду. В порядке применения последствий недействительности договора аренды от 24.09.2007 N 197 не могут быть признаны незаконными действия и документы по изменению сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 26:11:020122:3, разрешение на строительство от 22.07.2013 N RU 26526101-1007, государственная регистрация права собственности общества-2 на объект незавершенного строительства, последующие сделки и ненормативные акты в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3, а объект незавершенного строительства - самовольной постройкой.
Администрация и общество-1 обжаловали решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
По мнению администрации, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 и внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) записи о праве постоянного (бессрочного) пользования общества-3 на него осуществлены до кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11, государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него и заключения соответствующего договора аренды с обществом-1. У администрации отсутствовали какие-либо препятствия в распоряжении земельным участком с кадастровым номером 26:11:020122:3. Формирование и кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11 осуществлены без учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:11:020122:3, без согласования границ с его правообладателями. Выдав кадастровый план от 11.09.2002 N 11-01/02-1363, орган кадастрового учета подтвердил факт осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды произведено в соответствии с установленной законодателем обязанностью.
В кассационной жалобе общества-1 приведены следующие доводы. Наличие границ земельного участка полосы отвода железной дороги установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А63-12437/2011, А63-8346/2013.
До оформления права и его регистрации существует этап формирования земельного участка и осуществления его кадастрового учета. Наложение земельных участков невозможно без кадастровой ошибки. В судебных актах отсутствуют ссылки на законодательство о землях железнодорожного транспорта, устанавливающее запрет на нахождение автозаправок на землях железнодорожного транспорта. Формирование земель железнодорожного транспорта явилось результатом разграничения государственной собственности на землю. Каждое из заявленных требований направлено на восстановление прав государства на землю. Земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:11 находится во владении общества-1, что должно было повлечь квалификацию заявленных требований как негаторного иска. Суды двух инстанций некорректно ссылались на судебную практику, не имеющую отношение к рассматриваемому спору. Объекта незавершенного строительства следовало признать самовольной постройком с учетом ограничений на строительство определенных объектов недвижимости на землях железнодорожного транспорта. Общество-1 предъявило требование о восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нарушение права арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11 должно быть устранено путем принуждения общества-2 к сносу незаконно возведенных сооружений. Снос размещенного на земельном участке 26:11:020122:3 объекта незавершенного строительства мог быть осуществлен в порядке реституции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 подлежащими отмене в части удовлетворения иска с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении соответствующей части исковых требований.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением главы администрации от 24.10.2001 N 717 земельный участок площадью 0,74 га предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование обществу-3 для строительства и эксплуатации станции технического обслуживания. Границы участка отражены на приложенном к постановлению плане. Кадастровый учет земельного участка с первоначальной площадью 7030 кв. м осуществлен 11.09.2002 под кадастровым номером 26:11:020122:3. В Единый государственный реестр прав 27.01.2003 внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования общества-3 на земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:3 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.01.2003 серии 26-АГ N 121461).
В период с сентября 2001 года по февраль 2002 года открытым акционерным обществом "Ставрополь ТИСИЗ" на основании договора от 17.01.2001 N 910/01 и технического задания-программы выполнялись работы по инвентаризации полосы отвода земель Минераловодского отделения (филиала) ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" на территории Шпаковского района Ставропольского края, в ходе которых подлежали согласованию границы смежных земельных участков. Соответствующая техническая документация сдана исполнителем в Шпаковский районный отдел комитета по земельным ресурсам и землеустройству 26.04.2002. Комплекс кадастровых работ в целях государственной регистрации прав на земельные участки полосы отвода железной дороги на территории Шпаковского района Ставропольского края выполнен в период с 27 ноября по 10 декабря 2002 года на основании дополнительного соглашения N 2 к договору от 17.01.2001 N 910/01. Соответствующие межевые дела 16.12.2002 сданы исполнителем в Шпаковский районный отдел комитета по земельным ресурсам и землеустройству. В декабре 2002 года руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Шпаковского района утвержден акт государственного контроля и приемки работ по межеванию земельных участков полосы отвода железной дороги.
Земельный участок площадью 472,82 га, относящийся к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, энергетики, обороны и иного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет 26.12.2002 под кадастровым номером 26:11:000000:11 с разрешенным использованием под объектами и полосой отвода железной дороги. Запись о праве собственности Российской Федерации на него внесена в Единый государственный реестр прав 19.06.2003 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2006 серии 26-АГ N 213042). Министерство имущественных отношений Ставропольского края и федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Кавказская железная дорога" Министерства путей сообщения (правопредшественник общества-1) заключили договор от 29.08.2003 N 14 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11 под объектами и полосой отвода железной дороги. Запись о договоре аренды от 29.08.2003 N 14 внесена в Единый государственный реестр прав 29.10.2004.
Постановлением администрации от 03.09.2009 N 2422 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 с площадью, уменьшенной до 1625 кв. м. По заказу общества-3 подготовлен соответствующий межевой план от 10.09.2009 N 2611/102/09-7822. Измененные сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 внесены в государственный кадастр недвижимости 23.09.2009 по решению органа кадастрового учета от 23.09.2009 N 26/301/09-6324. Постановлением администрации от 28.10.2009 N 2946 внесены соответствующие изменения в постановление от 24.10.2001 N 717.
Обществу-3 выдано разрешение от 01.01.2010 N RU 26526101-168 на строительство станции технического обслуживания на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020122:3. В Единый государственный реестр прав 15.10.2010 внесена запись о праве собственности общества-3 на возведенный на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020122:3 объект незавершенного строительства 10 % готовности (свидетельство о государственной регистрации права от 15.10.2010 серии 26-АЗ N 135083). Постановлением администрации от 19.12.2011 N 2172 разрешено использования земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 под автозаправочным комплексом и станцией технического обслуживания.
Постановлением администрации от 17.10.2012 N 1605 переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования общества-3 на земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:3 на право аренды общества-4 (общество-3 преобразовано в общество-4). Администрацией и обществом-4 заключен договор от 17.10.2012 N 7 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 до 16.10.2061. В Единый государственный реестр прав 21.11.2012 внесена соответствующая запись с номером регистрации 26-26-33/036/2012-672. В связи с реорганизацией общества-4 в форме присоединения к обществу-2 на основании постановления администрации от 30.05.2013 N 1480 дополнительным соглашением от 13.05.2013 в договор аренды от 17.10.2012 N 7 внесены соответствующие изменения, а в Единый государственный реестр прав 26.06.2013 - запись об этом соглашении с номером регистрации 26-33/021/2013-201. Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 21.11.2012 погашено свидетельство от 09.11.2009 серии 26-АЖ N 037452 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества-3 на земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:3.
На основании разрешения от 09.12.2013 N RU 26526101-343 обществом-2 введен в эксплуатацию возведенный на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020122:3 объект капитального строительства - автозаправочный комплекс. Доказательства государственной регистрации права собственности общества-2 на названный объект в деле отсутствуют.
Как в первоначальных, так и в существующих границах земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:3 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11, сформированного в полосе отвода железной дороги. Данное обстоятельство преюдициально установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2015 по делу N А63-8346/2013, которым по заявлению общества-1 признано незаконным бездействие кадастровой палаты, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11.
В письмах от 30.10.2013 N 819, от 30.09.2014 N 719-юр общество-1 потребовало от общества-2 освободить земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:11 в границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 в полосе отвода железной. Невыполнение обществом-2 указанных требований повлекло обращение общества-1 в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса определено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу статей 166, 168 Гражданского кодекса, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
Новая редакция названных норм, в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", к рассматриваемым отношениям неприменима.
Самовольной постройкой, в силу статьи 222 Гражданского кодекса, является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статьи 304, 305 Гражданского кодекса). Иск о сносе самовольной постройки, предъявленный в защиту своего права на земельный участок лицом, которое не лишено владения этим участком, следует рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения.
В пунктах 22, 23 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что правом на обращение в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки обладает не только собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, но и его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. Наличие государственной регистрации права на недвижимое имущество, имеющее признаки самовольной постройки, не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания признания имущества самовольной постройкой.
Порядок изъятия и предоставления земельных участков, относящихся к государственной собственности, на момент издания главой администрации постановления от 24.10.2001 N 717 был урегулирован Земельным кодексом РСФСР, в силу положений статей 28, 29 которого и с учетом пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" основанием возникновения у конкретного лица права на застройку земельного участка, находящегося в государственной собственности, являлся акт компетентного органа (соответствующей администрации) о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), вступившего в силу 30.10.2001, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется.
Статьей 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в применимой к рассматриваемым отношениям редакции; далее - Закон N 153-ФЗ) к землям железнодорожного транспорта отнесены земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог было утверждено приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848). До его утверждения предоставление во временное пользование земельных участков в пределах этой полосы отвода физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РСФСР осуществлялось на основании Положения о землях транспорта, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24, и пунктом 13 Устава железных дорог СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 N 270 (письмо Госкомзема Российской Федерации от 17.10.1997 N 2-30/1934, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.10.1997 N М-8429). Железные дороги Российской Федерации из закрепленных за ними в постоянное (бессрочное) пользование земель в пределах полосы отвода вправе были предоставлять во временное пользование земельные участки физическим и юридическим лицам, в том числе для иных объектов, не препятствующих бесперебойному функционированию железных дорог при безусловном их соответствии требованиям безопасности движения. Такое предоставление производилось по решению руководства железной дороги по договорам на временное землепользование, заключаемым железными дорогами или входящими в их состав предприятиями.
Землями транспорта, в соответствии со статьей 90 Земельного кодекса, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том числе железнодорожного транспорта. Деятельность организаций и эксплуатация объектов железнодорожного транспорта обеспечивается предоставлением земельных участков для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог определена как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Земли железнодорожного транспорта, в силу пункта 1 статьи 9 Закона N 17-ФЗ, должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) Правительство Российской Федерации уполномочено на установление порядка и условий пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и закрепленными за акционерным обществом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, пунктом 2 которых в обязанности заинтересованных лиц (владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельца железнодорожного пути не общего пользования, организации, осуществляющей строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, иным) в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ вменено обеспечение проведения кадастровых работ. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, которыми предписано учитывать сложившееся землепользование при определении ширины полосы отвода железной дороги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 с учетом особенностей управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу-1 (далее - Правила). Пунктами 2, 4 Правил в действовавшей до 25.04.2011 редакции устанавливалось, что пользование земельными участками осуществляется на основании заключаемого управлением Росимущества с обществом-1 договора аренды земельного участка, за исключением случая, когда договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения Правил. В договор аренды земельного участка императивно предписано включать обязательство арендатора по передаче части арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, сооружения, по их заявлению в пределах срока действия договора аренды. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2007 N ГКПИ06-1020 пункт 2 Правил признан недействующим в части слов "... был..." и "... до утверждения настоящих Правил". Высшая судебная инстанция исходила из того, что ни Земельный кодекс, ни Законы N 17-ФЗ, 29-ФЗ не содержат запрета на заключение договора аренды земельного участка, находящегося на полосе отвода железной дороги, с собственником расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Пункт 2 Правил в оспариваемой части с момента их утверждения препятствует собственнику расположенного на земельном участке здания, сооружения заключить договор аренды данного участка, допускает возможность заключения такого договора управлением Росимущества только с обществом-1. Названный пункт в прежней редакции не соответствовал пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса, поскольку ограничивал исключительное право собственников зданий, сооружений, расположенных на являющихся федеральной собственностью земельных участках, на приобретение данных участков в аренду, подменяя его правом на заключение с обществом-1 договора субаренды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 N 239 в пункт 2 правил внесены соответствующие изменения.
Вышеприведенные нормативные положения не могут быть истолкованы таким образом, что право собственников правомерно возведенных в пределах полосы отвода объектов недвижимости на использование земли прекращается в связи с заключением Росимуществом (его территориальным органом) с обществом-1 договора аренды. Земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:3 сформирован и поставлен на кадастровый учет до кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11. Право постоянного (бессрочного) пользования общества-3 на земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:3 зарегистрировано до государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:11. На момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3 в постоянное (бессрочное) пользование обществу-3 для строительства станции технического обслуживания администрация обладала соответствующими полномочиями. Доказательства закрепления этого участка за правопредшественником общества-1 на каком-либо праве в деле отсутствуют. Разрешение от 01.01.2010 N RU 26526101-168 на строительство станции технического обслуживания выдано законному правообладателю земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3. Общество-2 как собственник правомерно возведенного на земельном участке объекта недвижимости вправе по своему выбору оформить арендные отношения либо с Росимуществом (его территориальным органом), либо с обществом-1. Заключенный управлением Росимущества и обществом-1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11 этому не препятствует. С учетом наличия у общества-2 права на использование земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:3, возведения спорного объекта с предварительным получением необходимых разрешений и согласований, его ввода в эксплуатацию, отсутствия с его стороны препятствий в бесперебойном функционировании железных дорог и соответствие требованиям безопасности движения такой объект не мог быть признан самовольной постройкой. При формировании земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:11 и заключении управлением Росимущества и обществом-1 договора аренды не учтено ранее сложившееся пользование земельным участком с кадастровым номером 26:11:020122:3. Общество-1 не доказало наличие у него заинтересованности в признании недействительными договора аренды от 24.09.2007 N 197 и дополнительного соглашения от 13.05.2013, а также в применении последствий их недействительности. Основания для удовлетворения иска общества-1 у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали.
Пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса арбитражному суду кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы предоставлено право отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части и принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу N А63-1353/2015 отменить в части признания недействительным договора аренды от 17.10.2012 N 7 в редакции дополнительного соглашения от 13.05.2013 отменить.
В удовлетворении соответствующего требования отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу N А63-1353/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 с учетом особенностей управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу-1 (далее - Правила). Пунктами 2, 4 Правил в действовавшей до 25.04.2011 редакции устанавливалось, что пользование земельными участками осуществляется на основании заключаемого управлением Росимущества с обществом-1 договора аренды земельного участка, за исключением случая, когда договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения Правил. В договор аренды земельного участка императивно предписано включать обязательство арендатора по передаче части арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, сооружения, по их заявлению в пределах срока действия договора аренды. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2007 N ГКПИ06-1020 пункт 2 Правил признан недействующим в части слов "... был..." и "... до утверждения настоящих Правил". Высшая судебная инстанция исходила из того, что ни Земельный кодекс, ни Законы N 17-ФЗ, 29-ФЗ не содержат запрета на заключение договора аренды земельного участка, находящегося на полосе отвода железной дороги, с собственником расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Пункт 2 Правил в оспариваемой части с момента их утверждения препятствует собственнику расположенного на земельном участке здания, сооружения заключить договор аренды данного участка, допускает возможность заключения такого договора управлением Росимущества только с обществом-1. Названный пункт в прежней редакции не соответствовал пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса, поскольку ограничивал исключительное право собственников зданий, сооружений, расположенных на являющихся федеральной собственностью земельных участках, на приобретение данных участков в аренду, подменяя его правом на заключение с обществом-1 договора субаренды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 N 239 в пункт 2 правил внесены соответствующие изменения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2017 г. N Ф08-2784/17 по делу N А63-1353/2015