г. Краснодар |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А61-3362/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Калашниковой М.Г. и Мацко Ю.В., без участия в судебном заседании заявителя - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (ИНН 1516613034, ОГРН 1071516000720), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), третьих лиц: государственного бюджетного учреждения "Дирекция по выполнению природных программ и экологического образования" (ИНН 1516609415, ОГРН 1051500514383), общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.01.2017 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А61-3362/2016, установил следующее.
Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) от 20.07.2016 по делу N А227-07/16 в части признания управления нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и ООО "Стройинвест".
Решением арбитражного суда от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление, как уполномоченный орган, обязано разработать документацию об аукционе, разместить ее на официальном сайте, и соответственно, нести за нее ответственность.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Податель жалобы полагает, что судебные акты являются незаконными, поскольку вынесены при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; суд неправильно применил нормы материального права и не применил нормы закона, подлежащие применению.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит отказать управлению в удовлетворении жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными. Антимонопольный орган заявил о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 28.06.2016 управление разместило в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0310200000316001228 на строительство берегоукрепительных сооружений на р. Фиагдон у селения Рассвет. Документация для проведения указанного аукциона утверждена 27.06.2016 директором ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" (далее - аукционная документация).
ООО "Стройинвест" обратилось в антимонопольной орган с жалобой на действия государственного заказчика - ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и уполномоченного органа - управления при осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: строительство берегоукрепительных сооружений на р. Фиагдон у селения Рассвет, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N 0310200000316001228). По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган вынес решение от 20.07.2016 по делу N А227-07/16, которым жалоба ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа - управления при осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: строительство берегоукрепительных сооружений на р. Фиагдон у селения Рассвет, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N 0310200000316001228) признана частично обоснованной. Антимонопольный орган выявил в действиях государственного заказчика и уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закон о контрактной системе и Приложения N 1 Постановления N 99.
Управление, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суды отказали в удовлетворении требования. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Закон о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1, частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Закона. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31). При этом согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о закупках заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (часть 7 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 часть 1).
Пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2 и 42 (работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог), 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, в частности, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, отнесены: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Суды установили, что согласно примечанию к пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки). Из буквального толкования документации следует: примечанием к пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 выделяется всего 2 группы строительных работ: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки). Постановление N 99 не предусматривает определение группы работ для подтверждения опыта исполнения контракта в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как видно из материалов дела и установили суды, пунктом 5.4 аукционной документации и пунктом 23 информационной карты аукционной документации установлено, что участник аукциона должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству или капитальному ремонту берегоукрепительных сооружений. Довод о том, что аукционная документация утверждена заказчиком - ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и размещена на официальном сайте, в связи с чем, в действиях управления отсутствуют указанные нарушения, отклонен судами на основании следующего.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.03.2007 N 55 "Вопросы Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд" утверждены "Положение об Управлении Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд" (далее - Положение) и "Порядок взаимодействия Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия - Алания" (далее - Порядок взаимодействия). Согласно пункту 1.1 Положения управление является уполномоченным органом исполнительной власти РСО-Алания наделенным полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Республики Северная Осетия - Алания. Пунктом 1.3 Положения установлено, что управление обладает исключительными полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Республики Северная Осетия - Алания следующими способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурса, аукцион и т. д. В силу подпунктов 4 - 5 пункта 3 Положения управление в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами в установленном порядке разрабатывает документацию для проведения аукциона, размещает информацию о закупках на официальном сайте. Согласно пункту 2.3 Порядка взаимодействия заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены, соответствие электронных копий документов оригиналам, заключение контрактов в установленные сроки, осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций. При этом в силу пункта 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и завершаются заключением контракта.
В силу части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Как следует из части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что, именно управление обязано разработать документацию об аукционе, разместить ее на официальном сайте, и соответственно, нести за не ответственность, в то время как такой ответственности за заказчиком Порядок взаимодействия не устанавливает. В рассматриваемом случае нарушения части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и Приложения N 1 к Постановлению N 99 касаются установления требований к участникам закупки; в силу пункта 2.3 Порядка взаимодействия ответственность за указанные нарушения должен нести именно заявитель.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.01.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по делу N А61-3362/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.