г. Краснодар |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А32-26505/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гах Т.В. (доверенность от 19.12.2016), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2016 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-26505/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с требованием о возложении обязанности на администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять по акту приема-передачи в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар объекты коммунально-бытового назначения: коллектор жилого дома 21/35 по адресу: г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых; коллектор товарного двора по адресу: ст. Краснодар-1, ул. Товарная; канализацию к жилому дому (40 квартир) по адресу: г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых, 22 (уточненные требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 19.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 19.12.2016 и постановление от 14.04.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что выходом на место 28.01.2016 специалистами департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации, ООО "Краснодар Водоканал" и Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению общества установлено, что сети водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются переломы, разрушенные смотровые колодцы, провалы. Письмом от 10.03.2016 N 6744.26 нарушения доведены до сведения руководства филиала общества, филиалу общества сообщено, что прием в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар сетей водоотведения от жилых домов необходимо выполнить только совместно с магистральными сетями водоотведения, находящимися на балансе Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению общества. По состоянию на 15.09.2016 информация о проведенной работе по ремонту имущества и повторное обращение о приеме в муниципальную собственность объектов от общества не поступала.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
От управления отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на забалансовом учете Краснодарской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала общества значатся следующие объекты коммунально-бытового назначения: коллектор жилого дома 21/35 по адресу: г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых; коллектор товарного двора по адресу:
ст. Краснодар-1, ул. Товарная; канализация к жилому дому (40 квартир) по адресу:
г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых, 22.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р, Министерства финансов Российской Федерации N 110А и Министерства путей сообщения России N Т-92р "Об объектах, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год" (далее - распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р), во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги"" (далее - постановление N 585), утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1).
Пунктом 2 распоряжения N 1499-р/110а/Т-92р установлено, что общество осуществляет содержание указанных в пункте 1 распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо закрепления на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция инвестиционных программ Минимущества России".
Поскольку действий по принятию в муниципальную собственность указанных объектов, являющихся предметом спора, администрацией не предпринято, 04.12.2015 общество направило в адрес администрации и управления уведомление с требованием рассмотреть вопрос о принятии спорных объектов в собственность муниципального образования города Краснодар.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации 10.03.2016 направил в адрес общества письмо, в котором указал, что спорные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем по состоянию на 09.03.2016 прием в собственность муниципального образования город Краснодар объектов инфраструктуры является нецелесообразным.
Администрация отказалась принимать спорные объекты коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, что послужило основанием для обращения общества с иском в суд.
При рассмотрении иска суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 235) органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрацией предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р "О завершении до 31.12.2004 передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы" передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленным постановлением N 235.
На основании распоряжения N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Обществу необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность или собственность, субъектов Российской Федерации согласно приложению N 1 к указанному распоряжению.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", принятого на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", установлен порядок передачи имущества, которое не подлежит приватизации при образовании предприятий за счет федерального имущества.
В соответствии с постановлением N 585 и распоряжением N 1499-р/110а/Т-92р, проводилась работа по формированию перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе федерального железнодорожного транспорта. Инженерные коммуникации, находившиеся в одном муниципальном образовании, включались в перечень под одним наименованием с указанием общей протяженности.
Коллектор жилого дома 21/35, г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых; коллектор товарного двора, ст. Краснодар-1, ул. Товарная; канализация к жилому дому (40 квартир), г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых, д. 22 входят в "Сети канализации протяженностью 5300 м" указаны в приложении N 1 к распоряжению N 1499-р/110а/Т-92-р в виде инженерных сетей канализации протяженностью 5300 м.
Таким образом, обязанность администрации по принятию спорных объектов в муниципальную собственность установлена законом.
Администрация возражает против принятия спорных объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, ссылаясь на то, что специалистами департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации, ООО "Краснодар Водоканал" и Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по теплоснабжению общества установлено, что сети водоотведения по адресам: ул. Мира, 88, 90, ул. Трамвайная, 2, ул. Братьев Дроздовых, 21-35, ул. Ставропольская, 45/1, 45/2, 45/3, 45/4 находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются переломы, разрушены смотровые колодцы, провалы.
Согласно акту обследования объектов от 04.03.2016, проведенного при участии ведущего специалиста департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации, начальника РЭУ-3 ООО "Краснодар Водоканал", главного механика ДТВу-3, инспектора СТЗ НГЧ-7, коллектор жилого дома 21/35 по адресу:
г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых, обеспечивает отвод стоков от муниципальных жилых домов, одноэтажных жилых коттеджей в канализационную сеть, которую обслуживает ДТВу-3Ю. Коллектор товарного двора по адресу: ст. Краснодар-1, ул. Товарная, обеспечивает отвод стоков от муниципальных объектов, расположенных по ул. Товарная, пер. Глиняный, административного объекта, расположенного рядом с гаражами. Канализация к жилому дому (40 квартир) по адресу: г. Краснодар, ул. Братьев Дроздовых, 22, обеспечивает отвод стоков от муниципального жилого дома в городскую канализацию.
Таким образом, все спорные объекты являются объектами коммунально-бытового назначения, используются для обслуживания жилых домов, и общество их непосредственно не эксплуатирует.
Поскольку спорные объекты своевременно не приняты в собственность муниципального образования, суды обоснованно удовлетворили требования общества.
Бездействие администрации нарушает права и законные интересы общества, которое вынуждено обеспечивать содержание и эксплуатацию спорного имущества при отсутствии на то каких-либо оснований. Общество не обязано нести бремя содержания спорных объектов и приведения в надлежащее техническое состояние.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 по делу N А32-26505/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.