г. Краснодар |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А63-13234/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола помощником судьи Курбаковым В.Ю. и участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ставбизнеспроект" (ИНН 2635083099, ОГРН 1052604228720) - Головченко В.Е. (доверенность от 04.07.2016), в отсутствие истца - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), ответчика - закрытого акционерного общества "Альфа-Трасса" (ИНН 7721226790, ОГРН 1037700067460), общества с ограниченной ответственностью "Ставпроминвест" (ИНН 2634047330, ОГРН 1022601972722), третьих лиц - Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2016 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-13234/2015, установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее -комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ЗАО "Альфа-Трасса", ООО "Ставбизнеспроект" и ООО "Ставпроминвест" со следующими требованиями:
- возложить на ООО "Ставпроминвест" обязанность привести фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 26:12:022403:1511, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 9, в соответствие с видом его разрешенного использования, прекратив использование земельного участка под кафе "Пекин", гастроном "Весна", магазин по продаже лаков и красок, магазин автозапчастей, сервисный центр по ремонту промышленного оборудования, которые находятся на 1-м этаже, в нежилом помещении площадью 1567,8 кв. м с кадастровым номером 26:12:022402:143;
- возложить на ООО "СтавБизнесПроект" и ООО "Альфа-Трасса" обязанность привести фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 26:12:022403:1511, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 9, в соответствие с видом его разрешенного использования, путем использования под административную, производственную и (или) складскую деятельность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя (далее - комитет градостроительства) и администрация г. Ставрополя (далее - администрация).
Решением от 11.11.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 28.02.2017, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования находится в территориальной зоне Ж-1 "Зона многоэтажной жилой застройки (4 - 9 этажей)". Постановлением администрации от 07.09.2016 N 2090 (далее - постановление N 2090) вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 9, квартал 86, предоставленного в аренду ответчикам под зданиями и строениями (литеры Б, б, 61 и 62 - производственные, литеры Д и Д1 - административно-производственные и складские и литеры П и П1 - складские) изменен на использование под "магазины, бытовое обслуживание (общественное здание, объект торгового назначения, объект обслуживания населения)". Ответчики фактически используют спорный участок в соответствии с указанным в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования. Использование земельного участка под "магазины, бытовое обслуживание (общественное здание, объект торгового назначения, объект обслуживания населения)", соответствует Правилам землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 (далее - Правила). Комитет не представил доказательства угрозы жизни или здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования к ООО "Ставпроминвест". По мнению подателя жалобы, осуществление на спорном участке деятельности, не соответствующей виду разрешенного использования земельного участка, подтверждено материалами дела. Земельный участок с кадастровым номером 26:12:022403:1511 находится в территориальной зоне Ж-1. Согласно Правилам, градостроительный регламент зоны Ж-1 не предусматривает размещения объектов общественного питания. В настоящее время спорный земельный участок ООО "Ставпроминвест" продолжает использовать под размещение кафе "Пекин", в то время как постановление администрации N 2090 не предусматривает вид разрешенного использования "под объект общественного питания". Выводы судов о том, что полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля не предусматривают возможность предъявления органами местного самоуправления иска о запрете использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, ошибочен.
В судебном заседании представитель ООО "СтавБизнесПроект" возражал против отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя ООО "СтавБизнесПроект", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление в обжалуемой части следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.01.2016 N 26/001/006/2016-024 ответчикам на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по ул. Гражданской, 9, в г. Ставрополе:
- ООО "Ставпроминвест" принадлежат производственные нежилые здания (литеры Б, б, 61, 62) площадью 266,6 кв. м (запись о регистрации права от 14.01.2004 N 26-01/12-2/2003-3629), складские помещения (литеры П, П1 - пристройка) площадью 59 кв. м (запись о регистрации права от 14.01.2004 N 26-01/12-42/2003-3623), нежилые помещения N 147 и 148 площадью 35,1 кв. м в административном здании (литеры Д, Д1; запись о регистрации права от 13.06.2007 N 26-26-12/040/2007-563); нежилые помещения N 11 - 38, 57, 58, 62, 63, 65 - 72, 74 - 76, 79, 81 - 85, 92 - 94, 96, 97, 103 - 105, 107 - 109, 248 -296 площадью 1567,8 кв. м в административном здании (литеры Д, Д1; запись о регистрации права от 14.01.2004 N 26-01/12-2/2003-3625);
- ООО "СтавБизнесПроект" принадлежат нежилые помещения N 134 - 137, 139 -146, 170 - 173 площадью 318,5 кв. м в административном здании (литеры Д, Д1; запись о регистрации права от 09.06.2006 N 26-26-12/007/2006-877);
- ЗАО "Альфа-Трасса" принадлежат подвал (литера Д1) помещения N 1 - 10, нежилые помещения N 111 - 133, 138, 149 - 169 площадью 2346 кв. м в административном здании (литеры Д, Д1; запись о регистрации права от 09.06.2006 N 26-26-12/007/2006-878).
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 3190 кв. м с кадастровым номером 26:12:022403:1511, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 9, разрешенное использование - под зданиями и строениями (литеры Б, б, 61, 62 - производственные, литеры Д, Д1 - административно- производственные и складские, литеры П, П1 - складские).
На основании постановления администрации от 05.09.2014 N 2960 комитет (арендодатель) и ответчики (арендаторы) заключили договор от 27.10.2014 N 4254 аренды со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:12:022403:1511, сроком с 05.09.2014 по 04.09.2024, под зданиями и строениями. Договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 1, л. д. 77 - 81).
20 мая 2015 года должностными лицами комитета в целях контроля за использованием земель муниципального образования проведена проверка земельного участка, расположенного в г. Ставрополе по ул. Гражданской, 9, по результатам которой составлен акт обследования. Из акта следует, что на земельном участке расположено капитальное четырехэтажное здание, на первом этаже которого находится кафе "Пекин", продуктовый гастроном "Весна", магазин по продаже лаков, красок, автомагазин, швейная фабрика "Весна", сервисный центр по ремонту промышленного оборудования (т. 1, л. д. 58, 59).
Претензиям от 22.05.2015 N 08/13-3062с, 08/13-3063с и 08/13-2984с комитет предложил ответчикам в двадцатидневный срок с момента их получения устранить нарушения земельного законодательства, привести фактическое использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, либо обратиться с соответствующим заявлением об изменении вида разрешенного использования (т. 1, л. д. 60 - 62).
При повторной проверке, проведенной комитетом 09.07.2015 и 16.05.2016, установлено, что земельный участок используется арендаторами не в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Требования, указанные в претензиях не выполнены (т. 1, л. д. 56, 57).
Ссылаясь на то, что фактическое использование земельного участка не соответствует сведениям о разрешенном использовании данного объекта, указанным в государственном кадастре недвижимости, комитет обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникает у него в силу закона, договора или иного законного основания.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 85 Земельного кодекса порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс).
На основании статьи 7 Земельного кодекса возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В статье 30 Градостроительного кодекса закреплено, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 1) и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:022403:1511, в соответствии с картой градостроительного зонирования находится в территориальной зоне Ж-1 "Зона многоэтажной жилой застройки (4 - 9 этажей)".
Согласно статье 40 Правил, зона Ж-1 предназначена для проживания населения с включением в состав жилого образования отдельно стоящих и встроенно-пристроенных объектов всех уровней обслуживания, в том числе общегородского. Пунктом 2 названной статьи предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями; объекты органов государственной власти, местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, музеи, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные; гаражи встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно- диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы. Вспомогательными видами разрешенного использования являются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилых домов, общественных и иных зданий, сооружений, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, газораспределительные пункты, резервуары, насосные, гидранты и т.д., а также рекламные конструкции, площадки детские, спортивные, бытовые, автостоянки, парковки для автомобилей, расположенные в границах земельного участка объекта (пункт 4).
По результатам обращения ответчиков с заявлением об изменение вида разрешенного использования на спорный участок, администрация приняла постановление N 2090, согласно которому вид разрешенного использования спорного земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 9, квартал 86, предоставленного в аренду ответчикам под зданиями и строениями (литеры Б, б, 61 и 62 - производственные, литеры Д и Д1 - административно-производственные и складские и литеры П и П1 - складские) изменен на использование под "магазины, бытовое обслуживание (общественное здание, объект торгового назначения, объект обслуживания населения)".
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, судебные инстанции заключили, что деятельность ответчиков соответствует виду разрешенного использования земельного участка. Комитет не представил доказательства создания ответчиками угрозы жизни или здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия (статьи 9 и 65 Кодекса).
Довод подателя жалобы о том, что земельный участок не предназначен для размещения объектой общественного питания был предметом рассмотрения нижестоящих инстанций и правомерно отклонен. Пункт 2 статьи 40 Правил допускает использование земельного участка для размещения объектов обслуживания населения, как отдельно стоящих, так и встроенно-пристроенных. Требованиями СП 118.13330.2012. Свода правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10), установлено, что к помещениям общественного назначения, относятся, в том числе, предприятия питания (открытая и закрытая сеть; пункт 3.2).
Кассационная жалоба комитета не содержит доводов, опровергающих выводы судебных инстанций.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 11.11.2016 и апелляционного постановления от 28.02.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А63-13234/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.