г. Краснодар |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А32-39333/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского хозяйства Прохода С.П. "Охотничий хутор" (ИНН 230500127546, ОГРН 311230509800016) - Проходы С.П. (глава), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования г. Горячий Ключ (ИНН 2305011360, ОГРН 1022301070230), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского хозяйства Прохода С.П. "Охотничий хутор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2017 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Филимонова С.С., Соловьева М.В.) по делу N А32-39333/2016, установил следующее.
Крестьянское хозяйство Прохода С.П. "Охотничий хутор" (далее - крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ (далее - администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание с цехом переработки, хранением готовой сельхозпродукции и помещениями для отдыха сельхозработников в ст. Пятигорской г. Горячий Ключ", площадью застройки 374 кв. м, на территории многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:41:0701001:6 (учетный номер части участка 23:41:0701001:4 площадью 25 тыс. кв. м), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, секция 48, контуры 29, 30, 31 и возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство указанного объекта.
Решением от 28.02.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 18.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что представленная крестьянских хозяйством проектная документации на проектируемый объект не соответствует градостроительному плану земельного участка и не отвечает целям сельскохозяйственного производства, поэтому в силу статей 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предполагаемый к строительству объект не может быть построен на землях сельскохозяйственного назначения.
В кассационной жалобе крестьянское хозяйство просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, представленная проектная документация на проектируемый объект подготовлена в соответствии с градостроительным планом. Ответчик не указал, какие признаки свидетельствуют о том, что проектируемый объект не предназначен для сельскохозяйственного производства. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что проектируемый объект не предназначен для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также для транспортировки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
В судебном заседании глава крестьянского хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя крестьянского хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, крестьянское хозяйство обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание с цехом переработки, хранением готовой сельхозпродукции и помещениями для отдыха сельхозработников в ст. Пятигорской г. Горячий Ключ", площадь застройки 374 кв. м, этажность 2, на территории многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:41:0701001:6 (учетный номер части участка 23:41:0701001:4 площадью 25 тыс. кв. м), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, секция 48, контуры 29, 30 и 31.
В письме от 06.10.2016 N 1668 Управление архитектуры и градостроительства администрации отказало в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Отказ мотивирован тем, что проектируемый объект имеет признаки объекта, не предназначенного для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Крестьянское хозяйство, полагая, что отказ администрации противоречит закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконными возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Разрешение на строительство, в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу норм части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:41:0701001:0006, расположенный по адресу: г. Горячий Ключ, Безымянный сельский округ, секция 45, контур 23, секция 48, контуры 29, 30 и 31 относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства, правообладателем является крестьянское хозяйство. Согласно градостроительному плану указанного участка, утвержденному постановлением администрации муниципального образования г. Горячий Ключ от 03.03.2016 N 575, градостроительный регламент не устанавливается.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77 и 78 Земельного кодекса.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса).
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В силу пункта 2 статьи 3 названного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными производителями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном участии.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 74-ФЗ основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что проектируемый объект не предназначен для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также транспортировки (перевозки), хранения и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, поэтому не может быть возведен на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Указанный объект имеет признаки гостевого дома (номера с индивидуальными санузлами к каждой комнате на втором этаже, балконами). Установив названные обстоятельства, суды заключили, что представленная проектная документация на проектируемый объект не соответствует градостроительному плану земельного участка, в части целевого использования земельного участка.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суды признали, что оспариваемое заявителем решение об отказе в выдаче разрешения на строительство соответствует нормам градостроительного законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 28.02.2017 и апелляционного постановления от 18.05.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А32-39333/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.