г. Краснодар |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А53-22129/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230) - Роман Е.С. (доверенность от 28.07.2017) и Скринаусовой Н.Г. (доверенностьот 27.12.2016), от ответчика - Министерства Обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Григорян Г.А. (доверенность от 21.12.2016), от третьего лица - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" - Крутько Е.В. (доверенность от 31.01.2017), в отсутствие ответчиков: администрации г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743), Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304), муниципального казенного предприятия г. Ростова-на-Дону "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", муниципального казенного предприятия "Ростгорсвет", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2017 (судья Пипник Т.Д.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А53-22129/2016, установил следующее.
АО "Оборонэнерго" (далее - общество) обратилось в суд с исковым заявлением к администрации г. Ростова-на-Дону, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, МКП г. Ростова-на-Дону "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", МКП "Ростгорсвет" с требованием о признании недействительной части сделки по передаче в собственность муниципальному образованию "город Ростов-на-Дону", федерального имущества: кабельной ЛЭП, г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, протяженностью 800 м; наружных электрических сетей, кабельные линии, 0,4 кВ, г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, протяженностью 75 м; воздушных ЛЭП, г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, протяженностью 950 м, оформленной приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.10.2013 N 948 и передаточным актом объектов недвижимого имущества от 15.12.2013.
Признать право собственности общества на следующие объекты:
- кабельную ЛЭП, г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, в/г 135, в/ч 48514, протяженностью 800 м;
- кабельную ЛЭП 0,4 кВ, г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, в/г 135, ДУ 8, протяженностью 75 м;
- трансформатор тока ТМГ-250 кВА, г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, в/г 135;
- воздушные ЛЭП г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, в/г 135, в/ч 48514, протяженностью 950 м;
- комплексную подстанцию БКТП-10/0,4 кВ, установленную согласно договору подряда от 07.02.2013 N 39-ЮФ-2013 по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. М. Нагибина, 31, в/г 135 (уточненные требования).
Решением суда от 21.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования. Податель жалобы указывает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права. Вывод судов о том, что спорное имущество изначально относилось к муниципальной собственности, ошибочен.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, представители ответчика и третьего лица возражали против ее удовлетворения, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис"", приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1332 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - приказ N 1332) прекращено право оперативного управления государственного учреждения Донская квартирно-эксплуатационная часть района.
Согласно перечню движимого имущества, передаваемого из оперативного управления квартирно-эксплуатационных учреждений Северо-Кавказского квартирно-эксплуатационного управления (территориального), и закрепляемого на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 1 к приказу N 1332) в хозяйственное ведение переданы:
- кабельная ЛЭП, г. Ростов-на-Дону, в/г 135 в/ч 48514, инвентарный номер 01210090;
- кабельная ЛЭП 0,4 кВ, г. Ростов-на-Дону, в/г 135 ДУ 8, пр. Нагибина, 31, инвентарный номер 01210170;
- воздушные ЛЭП г. Ростов-на-Дону, в/г 135 в/ч 48514, инвентарный номер 01210091,
- оборудование ТП, расположенной по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 31, ТМ-250/6-0,4 Кв, инвентарный номер 01210089, что подтверждается актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) от 26.11.2009 N 1001 (порядковые номера N 29, 156, 169, 209).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" последнее преобразовано в ОАО "28 Электрическая сеть" (ОАО "28 ЭС").
Приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 установлен перечень подлежащего приватизации имущества, в который также вошло вышеуказанное имущество (порядковые номера 15513, 15525, 2315, 5616).
31 декабря 2009 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица (ОАО "28 ЭС") путем реорганизации в форме преобразования.
В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации от 25.12.2009, составленным со ссылкой на приказ Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446, ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ" МО РФ передало, а ОАО "28 Электрическая сеть" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс реорганизованного ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ" МО РФ.
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" (протокол от 08.06.2011 N 2) принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго". Между сторонами подписан договор о присоединении от 09.06.2011 N 2, составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе спорных объектов (порядковые номера 3147, 7641, 22624, 27663).
Истцом спорные объекты - кабельная ЛЭП, г. Ростов-на-Дону, в/г 135 в/ч 48514; кабельная ЛЭП 0,4 кВ, г. Ростов-на-Дону в/г N 135 ДУ 8, пр. Нагибина, 31, инвентарный номер 01210170; воздушные ЛЭП г. Ростов-на-Дону, в/г 135 в/ч 48514; оборудование ТП, расположенной по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 31 - ТМ-250/6-0,4 Кв, приняты к бухгалтерскому учету 31.08.2011, присвоены инвентарные номера 864030813, 865165660, 864016305.
31 августа 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - ОАО "28 Электрическая сеть" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Приказом от 15.10.2013 N 948 Министерство обороны Российской Федерации передало в собственность муниципального образования "город Ростов-на-Дону" кабельную ЛЭП, г. Ростов-на-Дону, в/г 135 в/ч 48514; кабельную ЛЭП 0,4 кВ, г. Ростов-на-Дону в/г 135 ДУ 8, пр. Нагибина, 31; воздушные ЛЭП г. Ростов-на-Дону, в/г 135 в/ч 48514, а также здание трансформаторной подстанции по адресу:
г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 31 и земельный участок, на котором данные объекты располагаются (передаточный акт от 15.12.2013).
Указанный приказ является предметом оспаривания со стороны истца, который, полагая себя собственником спорного имущества, считает нарушенным свое право и квалифицирует этот приказ как гражданско-правовую сделку по отчуждению имущества.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", принадлежность объектов государственной собственности вне зависимости от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной принадлежности - определяется соответствующими приложениями 1, 2, 3 к названному постановлению.
Согласно пункту 4 части 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент издания приказа N 1332, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив, что спорное имущество представляет собой находящиеся на территории муниципального образования города Ростова-на-Дону линии электропередач, обеспечивающие энергоснабжение жилого фонда и иных объектов города, руководствуясь положениями постановления N 3020-1 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Надлежащих доказательств того, что спорные объекты предназначены именно и исключительно для снабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Суды верно отметили, что на момент издания первого распорядительного акта Министерства обороны Российской Федерации (приказа N 1332) спорное имущество (ЛЭП) в силу нормативного правового акта было отнесено к уровню муниципальной собственности и распоряжение им со стороны Министерства обороны Российской Федерации не имело законного основания.
В отношении трансформаторной подстанции, расположенной по адресу:
г. Ростов-на-Дону, просп. Нагибина, 31, суды установили, что заявленный в иске объект является новым, созданным истцом, а не тем, который первоначально передавался приказом N 1332. Суды обоснованно не установили оснований для судебной защиты в виде признания права на него в отсутствие спора о праве (данный объект не включен в реестр муниципальной собственности).
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу N А53-22129/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.