г. Краснодар |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А32-12536/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании в заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Горбаня Е.Ю. (доверенность от 08.12.2016), в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "НТТраст" (ИНН 2315153452, ОГРН 1092315003043), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТТраст" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2017 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А32-12536/2016, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "НТТраст" в доход краевого бюджета 686 413 рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, с общества взыскана в пользу департамента субсидия в размере 686 413 рублей. Судебные акты мотивированы тем, что общество нарушило условия предоставления субсидии, влекущие за собой обязанность возвратить сумму полученной субсидии.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, условия предоставления субсидии соблюдены. Податель жалобы ссылается на то, что при условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению в департамент отчетности не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 год" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Краевая целевая программа).
Общество обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства".
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение о признании общества прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Министерство и общество заключили договор от 23.12.2014 N 124/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования), предметом которого является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат "Субъекта предпринимательства" на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга):
- от 22.11.2013 N Р13-31827-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 2 750 885 рублей 06 копеек;
- от 14.02.2014 N Р14-03852-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 13 951 851 рубль 05 копеек;
- от 24.09.2013 N Р13-24374-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 17 862 890 рублей 46 копеек;
- от 14.01.2014 N Р14-00266-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 4 587 190 рублей 34 копейки;
- от 14.02.2014 N Р14-03853-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 696 652 рубля 70 копеек;
- от 15.11.2013 N Р13-31017-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 3 164 273 рубля 52 копейки;
- от 24.09.2013 N Р13-24368-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 3 691 652 рубля 22 копейки;
- от 24.09.2013 N Р13-24370-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 3 164 273 рубля 52 копейки;
- от 13.12.2013 N Р13-34895-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 3 633 054 рубля 66 копеек;
- от 14.02.2014 N Р14-03854-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 250 012 рублей 18 копеек;
- от 24.09.2013 N Р13-24367-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 5 215 191 рубль 42 копейки;
- от 30.01.2014 N Р14-02031-ДЛ, заключенному обществом с ОАО "ВЭБ-лизинг" на сумму 4 846 793 рубля 86 копеек.
В соответствии с пунктом 2.2 договора субсидирования субсидия предоставляется в размере не более 70 процентов от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), с соблюдением пункта 1.10, подпункта 2.3.2.1 пункта 2.3 Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 год" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Порядок предоставления субсидий) в сумме 4 588 138 рублей с учетом условий раздела 3 договора, в том числе 4 588 138 рублей за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4.2 договора субсидирования при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора аренды (лизинга), "Субъект предпринимательства" в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в договоре, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного "Субъектом малого и среднего предпринимательства" (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и "Субъектом предпринимательства" (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между продавцом и лизингодателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке.
В силу пункта 4.3 договора субсидирования "Субъект предпринимательства" по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договоров финансовой аренды (лизинга), указанных в пункте 2.1 договора, получатель субсидии обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), указанного в пункте 2.1 договора субсидирования, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора - финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования; срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту предпринимательства по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Субъект предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в министерство (пункт 4.4 договора субсидирования).
Отчетность, указанная в пунктах 4.3 и 4.4 договора субсидирования, предоставляется в министерство субъектом предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 4.6 договора субсидирования). Если информация, указанная в пунктах 4.3 и 4.4 указанного договора, не представляется "Субъектом предпринимательства" в министерство в срок, установленный в пункте 4.6 договора субсидирования, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления министерством "Субъекта предпринимательства" подлежат возврату в краевой бюджет (пункт 6.1 договора субсидирования).
Согласно пункту 6.3 договора субсидирования в случае выявления фактов нарушения условий, установленных порядком предоставления субсидии, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления министерством "Субъекта предпринимательства" подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Платежным поручением от 29.12.2014 N 390658 департамент перечислил обществу денежные средства в размере 4 588 138 рублей.
Установив, что срок договоров финансовой аренды (лизинга) от 15.11.2013 N Р13-31017-ДЛ истек 01.11.2015; от 22.11.2013 N Р13-31827-ДЛ истек 08.11.2015; от 13.12.2013 N Р13-34895-ДЛ истек 29.11.2015, при этом в нарушение пункта 4.2 договора субсидирования общество в установленный договором срок не представило отчетность по договору финансовой аренды (лизинга), департамент направил обществу письмо от 24.12.2015 N 333-3134/15-01-07 о необходимости возврата субсидии, полученной в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
В связи с отказом общества возвратить денежные средства в добровольном порядке департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исполнителем мероприятий региональной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" является министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края"" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства", получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 год" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Приказ N 167).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 Приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 Приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 Приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1 настоящего приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Как установили суды, 15.11.2013 общество (лизингодатель) и ОАО "ВЭБ-лизинг" (лизингополучатель) заключили договор финансовой аренды (лизинга) N Р13-31017-ДЛ (договор лизинга) по условиям которого лизингодатель приобретает в собственность предмет лизинга (автобетоносмеситель 69361Н шасси КАМАЗ 65115-62, 2013 года выпуска) и предоставляет его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на условиях договора лизинга и общих правил финансовой аренды (лизинга). Общая сумма договора лизинга 3 164 273 рубля 52 копейки, включая НДС в размере 482 685 рублей 80 копеек.
15 ноября 2013 года ОАО "ВЭБ-лизинг" на основании договора лизинга передало обществу по акту приема-передачи N Р13-31017-ДЛ автобетоносмеситель 69361Н шасси КАМАЗ 65115-62, 2013 года выпуска.
22 ноября 2013 года общество (лизингодатель) и ОАО "ВЭБ-лизинг" (лизингополучатель) заключили договор финансовой аренды (лизинга) N Р13-31827-ДЛ (договор лизинга), по условиям которого лизингодатель приобретает в собственность предмет лизинга (погрузчик фронтальный SDLGLG953) и предоставляет его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на условиях договора лизинга и общих правил финансовой аренды (лизинга). Общая сумма договора лизинга 2 750 885 рублей 06 копеек, включая НДС в размере 419 626 рублей 55 копеек.
22 ноября 2013 года ОАО "ВЭБ-лизинг" на основании договора лизинга передало обществу по акту приема-передачи N Р13-31827-ДЛ погрузчик фронтальный SDLGLG953.
13 декабря 2013 года общество (лизингодатель) и ОАО "ВЭБ-лизинг" (лизингополучатель) заключили договор финансовой аренды (лизинга) N Р13-34895-ДЛ (договор лизинга), по условиям которого лизингодатель приобретает в собственность предмет лизинга (автобетоносмеситель 69361U шасси КАМАЗ 6520-61, 2013 года выпуска) и предоставляет его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на условиях договора лизинга и общих правил финансовой аренды (лизинга). Общая сумма договора лизинга (в валюте договора лизинга) 3 633 054 рубля 66 копеек, включая НДС в размере 554 194 рублей 70 копеек.
13 декабря 2013 года ОАО "ВЭБ-лизинг" на основании договора лизинга передало обществу по акту приема-передачи N Р13-34895-ДЛ автобетоносмеситель 69361U шасси КАМАЗ 6520-61, 2013 года выпуска.
Таким образом, как установлено судами, общество выполнило необходимые условия для предоставления субсидии, им достигнута цель, на которую субсидия предоставлена. При этом указанные договоры финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми предоставлена субсидия, не признаны недействительными, условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4. Порядка субсидирования не изменялись, в договорах лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившего субсидию.
После окончания сроков действия договоров лизинга и получения письма департамента от 24.12.2015 общество 13.10.2016 направило в департамент информацию о том, что по указанным договорам лизинга произошел переход права собственности предметов лизинга к обществу. Общество представило копии передаточных актов и договоров купли-продажи лизинга (заверенных обществом, а не лизингодатетелм), копии паспортов и свидетельств регистрации транспортных средств, однако не в полном объеме. Как установили суды, недостающие документы общество направило департаменту значительно позже установленного договором субсидирования срока.
Суды, удовлетворяя требования департамента, исходили из того, что требование о своевременном предоставлении отчетности является условием предоставлении субсидии.
Между тем, требования департамента о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий, а относятся к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 Порядка субсидирования.
При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии.
Суды не учли, что полученные обществом денежные средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства.
Непредставление обществом отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии. Такие обстоятельства судами не установлены.
Кроме того, нужно исходить из общих принципов справедливости, которые означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении обществом условий предоставления субсидии, влекущих за собой обязанность возвратить сумму полученной субсидии в соответствии со статьей 78 Кодекса, в данном случае приведет к нарушению баланса интересов субъекта малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований департамента у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение и апелляционное постановление отменить, принять новый судебный акт, об отказе департаменту в удовлетворений заявленных требований.
При подаче апелляционной жалобы обществу уплатило в федеральный бюджет 1500 рублей государственной пошлины платежным поручением от 29.03.2017. При подаче кассационной жалобы общество уплатило 3 тыс. рублей государственной пошлины согласно кассовому чеку N 39276, квитанции N Прод 0321337 от 29.06.2017.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче кассационной жалобы на судебные акты арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 3 000 рублей.
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату как излишне уплаченная.
Учитывая положения статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции распределяет расходы общества по уплаченной государственной пошлине в суд апелляционной и кассационной инстанций и относит их на департамент в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А32-12536/2016 отменить.
В удовлетворении требований Департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края отказать.
Взыскать с Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины в пользу общества с ограниченной ответственностью "НТТраст" (ИНН 2315153452, ОГРН 1092315003043).
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НТТраст" (ИНН 2315153452, ОГРН 1092315003043) из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.