г. Краснодар |
|
20 сентября 2017 г. |
Дело N А01-311/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) - Божковой Ю.В. (доверенность от 09.01.2017 N 3-д), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (ИНН 0105019721, ОГРН 1020100709694), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.05.2017 (судья Мусифулина Н.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 (судьи Пономарева И.В., Еремина О.А., Новик В.Л.) по делу N А01-311/2015, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее - казначейство) о взыскании 1 588 131 рубля 28 копеек убытков.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.07.2015, заявленные администрацией требования удовлетворены. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскан 1 588 131 рубль 28 копеек убытков в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 29.10.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции 02.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2017, с Министерства финансов Республики Адыгея за счет средств казны Республики Адыгея в пользу администрации взыскан 1 588 131 рубль 28 копеек убытков. В удовлетворении заявленных администрацией требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея отказано.
В кассационной жалобе Министерства финансов Республики Адыгея (далее - министерство) просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Галдин В.В., являющийся инвалидом первой группы по общему заболеванию, протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации от 17.07.2013 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для улучшения жилищных условий с 11.07.2013.
Решением Майкопского городского суда от 26.11.2013 по делу N 2-3295/2013, вступившим в законную силу 31.12.2014, на администрацию возложена обязанность по предоставлению указанному лицу жилого помещения в пределах социальной нормы путем заключения с ним договора социального найма.
Во исполнение указанного судебного акта суда общей юрисдикции администрацией приобретена квартира общей площадью 49,9 м2, расположенная по адресу: г. Майкоп, пер. Путейский 23, кв. 1 (далее - квартира). Указанное обстоятельство подтверждается соответствующим пакетом документов. В дальнейшем, 29.08.2014 администрация (наймодатель) и Галдин В.В. (наниматель) заключили договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование для проживания изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков, связанных с приобретением квартиры, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Суды указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5 части 1 статьи 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, учитывая положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Кроме того, суды указали, что согласно представленным в материалы дела документам, в 2016 - 2017 годах администрация информировала органы власти субъекта о необходимости предоставления денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретения жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам) на общую сумму 65 408 899 рублей 94 копеек.
Вместе с тем министерство на данные обращения сообщило, что правовые основания предоставления указанных денежных средств отсутствуют.
Таким образом, администрация, предоставив во исполнение судебного акта общей юрисдикции жилое помещение из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, тогда как орган государственной власти субъекта обязанность по компенсации понесенных администрацией расходов не исполнил.
Таким образом, учитывая тот факт, что имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований за счет средств казны соответствующего субъекта.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 по делу N А01-311/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.