г. Краснодар |
|
10 ноября 2017 г. |
Дело N А53-4939/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), ответчика - закрытого акционерного общества "Гуковпогрузтранс" (ИНН 6144010040, ОГРН 1046144003025), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Гуковпогрузтранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2017 (судья Бутенко З.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2017 (судьи Маштакова Е.А., Нарышкина Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-4939/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО "Гуковпогрузтранс" (далее - общество) о взыскании 4 063 129 рублей 40 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций с 19.01.2016 по 27.02.2016
Решением от 01.06.2017 иск удовлетворен в полном объеме. Суд счел доказанным простой спорных вагонов по причинам, зависящим от ответчика.
Постановлением апелляционного суда решение от 01.06.2017 в связи с отказом железной дороги от требований в части взыскания задолженности в размере 10 727 рублей 03 копеек отменено, производство по делу в указанной части прекращено, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель считает ошибочными выводы судов о том, что стороны прибегали к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке, поэтому течение срока исковой приостанавливалось на шесть месяцев. В действительности истец лишь исполнил требование закона о досудебном направлении ответчику претензии. Общество в переговоры не вступало, процесс переговоров не затягивало. Поскольку плата за простой вагонов взыскивается за период по 27.02.2016, а иск подан 28.02.2017, специальный годичный срок на подачу иска пропущен. Первоначальные сроки доставки были увеличены и не нарушены. Простой на промежуточных станциях по причинам, зависящим от общества, в документах не отражен. По железнодорожным ведомостям ЭЛ 632019, 649167, 666532, 457793, 457719, 457924, 457682, 412518, 344099, 359127, 300764, 298283, 566584, 554223, 547661, 409036, 493336, 493653, 592533, 499624, 37792 груз задержан не в пути следования, а на станции назначения, что не имеет отношения к предмету иска. Вина ответчика по этим вагонам документально не подтверждена. Поскольку в накладных содержатся сведения об увеличении сроков доставки, а они являются подтверждением заключения договора перевозки, следовательно, стороны согласовали новые сроки доставки, которые не нарушены.
В отзыве на жалобу истец указал на законность и обоснованность постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 01.07.2012 N 115/9 (в редакции протокола урегулирования разногласий от 17.07.2012) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, по которому владелец осуществляет эксплуатацию принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. На подъездном пути принимают и отправляют грузы также ряд организаций (контрагентов ответчика), указанных в пункте 16 договора.
Согласно пунктам 5, 6, 7 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, передаваемому перевозчиком владельцу. Вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных железнодорожных путей N 3, 4, 5, 6, 7, 8 железнодорожной станции Гуково Северо-Кавказской железной дороги. Дальнейшее продвижение вагонов осуществляется локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки-выгрузки.
Пунктом 13 договора стороны согласовали технологический срок оборота вагонов - 9,62 часа.
В соответствии с пунктом 20.5 договора за время ожидания подачи и приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 20.6 договора за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В период с января по февраль 2016 года вагоны, направленные грузоотправителями в адрес предприятий, обслуживаемых на пути необщего пользования общества, были задержаны на промежуточных станциях Замчалово, Репная, Васильевский, Белая Калитва, Жирнов, Грачи СКЖД в составе 11 "брошенных" поездов по причине, как утверждает железная дорога, невыполнения обществом предусмотренного договором срока оборота вагонов.
Истец на основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) начислил ответчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 4 052 402 рублей 37 копеек (с учетом отказа от части исковых требований).
Железная дорога направила обществу претензию от 19.01.2017 N П/44 с требованием оплатить задолженность до 20.02.2017.
Поскольку претензия не удовлетворена, железная дорога предъявила иск в суд.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьи 25 Устава по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
По смыслу статьи 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику, вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В пункте 3.5 названных Правил указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно статье 39 Устава, пункту 4.7 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Суды правильно указали, что для начисления платы за время нахождения вагонов на пути общего пользования в составах поездов, остановленных в пути следования на промежуточных станциях, необходимо наличие одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
Железная дорога представила ведомости подачи и уборки вагонов, а также дорожные ведомости, которые подтверждают время подачи вагонов, перечисленных в актах общей формы, на пути необщего пользования. Время окончания простоя предшествует времени подачи вагонов на пути необщего пользования, что подтверждает доводы железной дороги (т. 2, л. д. 24 - 180).
Истец представил также таблицу невыполнения ответчиком технологических норм и нарушения сроков доставки (т. 2, л. д. 21 - 22).
Суды правильно отклонили довод общества о том, что по железнодорожным ведомостям N ЭЛ 483637, ЭЛ 431280, ЭЛ 426836, ЭЛ 632019, ЭЛ 648167, ЭЛ 666532, ЭЛ 457793, ЭЛ 457719, ЭЛ 457765, ЭЛ 457824, ЭЛ 457682, ЭЛ 457737, ЭЛ 412518, ЭЛ 428343, ЭЛ 359312, ЭЛ 743198, ЭЛ 723426, ЭЛ 711730, ЭЛ 344099, ЭЛ 300764, ЭЛ 298283, ЭЛ 395976, ЭЛ 442870, ЭЛ 429882, ЭЛ 441417, ЭЛ 430390, ЭЛ 483637, ЭЛ 566584, ЭЛ 554223, ЭЛ 547661, ЭЛ 614668, ЭЛ 507564, ЭЛ 523804, ЭЛ 157362, ЭЛ 156155, ЭЛ 409036, ЭЛ 493336, ЭЛ 493653, ЭЛ 592533, ЭЛ 377924 отсутствуют основания для начисления платы в связи с увеличением сроков доставки.
В соответствии со статьей 792 Кодекса и статьей 33 Устава перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков), нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Сроки доставки грузов определяются исходя из установленных в пункте 2.1 названных Правил норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
Пунктом 6.6 Правил исчисления сроков определено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления сроков, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
Как указано выше, статья 39 Устава предусматривает внесение платы грузополучателем при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Для исчисления платы в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Отметка в железнодорожной накладной о составлении такого акта не предусмотрена и правового значения для исчисления платы не имеет.
Довод общества о том, что стороны добровольно согласовали продление сроков доставки груза, противоречит материалам дела, из которых следует, что сроки доставки грузов увеличены (нарушены) по причинам, зависящим от общества.
Как было указано выше, в материалы дела представлены дорожные ведомости, подтверждающие прибытие спорных вагонов на станцию назначения с нарушением срока доставки, указанного в железнодорожной накладной.
Ответчик не опроверг доказательствами, в том числе подписанными сторонами приемо-сдаточными актами, представленные истцом в обоснование исковых требований акты общей формы (т. 1, л. д. 19 - 60), ведомости подачи-уборки вагонов и дорожные ведомости (т. 2, л. д. 24 - 180).
Суды отклонили заявление общества о применении исковой давности исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 200 Кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 3 статьи 797 Кодекса и статьей 125 Устава установлен срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Статья 39 Устава предоставляет перевозчику право на получение спорной платы, если задержка на промежуточных станциях привела к нарушению сроков доставки грузов. Таким образом, моментом начала исчисления срока исковой давности по требованию о взыскании данной платы является дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Вагоны прибывали на станцию назначения по актам общей формы: N 735 - 23.01.16, N 740 - 25.01.16, N 835 - 29.01.16, N 977- 06.02.16, N 1255 - 27.02.16, N 1256 - 27.02.16, N 1166 - 25.02.16, N 1261 - 27.02.16, N 1220 - 26.02.16, N 1227 -26.02.16, N 1290 - 27.02.16.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 202 Кодекса, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т. п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.
Истец направлял ответчику претензию от 19.01.2017 N П/44, т. е. до истечения срока исковой давности.
Таким образом, в силу пунктов 3, 4 статьи 202 Кодекса течение срока исковой давности приостановлено 19.01.2017 и возобновлено 19.02.2017, срок исковой давности увеличен на шесть месяцев.
Иск подан в суд 28.02.2017, то есть в пределах срока исковой давности.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации по делу N А43-25051/2014.
Однако судами при отказе в применении исковой давности не учтено следующее.
Статьями 120, 121 Устава предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения споров по искам к перевозчику. Аналогичное требование об обязательном претензионном порядке по искам перевозчика к грузоотправителям, грузополучателям и т. п. Уставом и Кодексом не предусмотрено. Согласно статье 126 Устава иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
Суды в связи с ошибочным применением норм материального права вопросы течения срока исковой давности по каждому случаю задержки вагонов в пути следования не выяснили, соответствующие обстоятельства не исследовали.
Поскольку выводы судов о течении срока исковой давности не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а выяснение данного вопроса влияет на правильность разрешения спора по существу, решение и постановление надлежит отменить, дело -направить на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2017 по делу N А53-4939/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.