г. Краснодар |
|
17 ноября 2017 г. |
Дело N А32-41416/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Рязановой И.А. (доверенность от 27.02.2017), Сурма Н.А. (доверенность от 19.12.2016), от ответчика - акционерного общества "Транснефть-Сервис" (ИНН 2315140196, ОГРН 1072315011042) - Горлова Р.Ю. (доверенность от 04.04.2016), от третьего лица - акционерного общества "РЖД Логистика" (ИНН 7708730092, ОГРН 1107746946340) - Байкова С.Е. (доверенность от 01.12.2015), в отсутствие других третьих лиц: акционерного общества "РН-Транс" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092), общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ИНН 7816228080, ОГРН 1037835069986), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу N А32-41416/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Транснефть-Сервис" (далее - общество) о взыскании 1 411 357 рублей 88 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены АО "РЖД Логистика", АО "РН-Транс", ООО "Трансойл".
Решением от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2017, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены материалами дела.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что суды не исследовали наличие оснований для освобождения ответчика от внесения платы в порядке статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), которые возникли вследствие введения железной дорогой конвенционных ограничений, связанных с погодными условиями в порту перевалки. В актах общей формы не указаны причины простоя. Общество не является стороной договора от 01.11.2013 N 5/56/3 и не может влиять на продвижение вагонов локомотивом, арендованным АО "РЖД Логистика". Вагоны прибыли на станцию назначения ранее даты истечения срока доставки, в связи с чем не могли быть использованы под погрузку грузополучателем. Дата истечения срока доставки, указанная перевозчиком в железнодорожных накладных, привязана к согласованным графикам отгрузки (формы ГУ-12). До истечения срока доставки вагонов, определенного в накладной, истец не вправе начислять плату получателю. В спорный период истец направлял в адрес ответчика избыточное количество вагонов, значительно превышающее потребность в порожнем подвижном составе для погрузки на конкретные сутки, сверх количества вагонов, согласованного ответчиком в заявках ГУ-12.
Железная дорога и АО "РЖД Логистика" в отзывах отклонили доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и ОАО "РЖД Логистика" (в настоящее время АО "РЖД Логистика"; пользователь) заключили договор от 01.11.2013 N 5/56/3 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "РЖД Логистика", примыкающий к станции Никольское Юго-Восточной железной дороги, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация арендуемого пользователем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего на продолжении железнодорожного пути N 25 станции Никольское Юго-Восточной железной дороги через стрелку N 55, локомотивами АО "РЖД Логистика". Согласно пункту 4 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации, Инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению круглосуточно. Уведомление о подаче вагонов передается перевозчиком в лице приемосдатчика станции Никольское пользователю в лице представителя пользователя по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов. В пункте 14 договора указано, что на условиях договора вагоны подаются следующим контрагентам: ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" и ООО "Транснефть-Сервис" (в редакции дополнительного соглашения). Согласно пункту 15 договора пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 2 к договору, с оформлением акта общей формы ГУ-23 за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от пользователя и контрагентов, в том числе за время нахождения таких вагонов на железнодорожных путях N 12, 13, 14 станции Никольское свыше 5,5 часов с момента сдачи их пользователю, за время нахождения свыше двух часов после возврата вагонов пользователем на железнодорожные пути N 12, 13, 14 станции Никольское до приема их перевозчиком, а также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема станцией назначения.
В ноябре и декабре 2015 года на железнодорожных путях общего пользования станции Никольское в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования простаивали вагоны общества, а также вагоны на его ответственности в качестве грузополучателя, что подтверждается актами общей формы.
Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на железнодорожных путях станции Никольское в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования. В актах общей формы в качестве причины простоя вагонов указано непродвижение их арендованным локомотивом на путь необщего пользования. Акты подписаны обществом с возражениями.
За время задержки вагонов железная дорога начислила грузополучателю 1 411 357 рублей 88 копеек платы за ноябрь, декабрь 2015 года.
В связи с неисполнением обществом обязательств по уплате указанной суммы железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Суды, исходя из того, что представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами N 45 и являются надлежащими доказательствами факта простоя спорных вагонов, не принадлежащих железной дороге, которые находились на пути общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с общества 1 411 357 рублей 88 копеек платы.
Ссылка ответчика на то, что он не является стороной договора от 01.11.2013 N 5/56/3, в связи с чем обязательства по внесению платы у него отсутствуют, правильно не принята судами, поскольку данная обязанность грузополучателя установлена в статье 39 Устава независимо от наличия договора между сторонами.
Довод о сроках доставки грузов также обоснованно отклонен судами, так как доставка груза в срок, установленный железнодорожной накладной или ранее установленного срока, считается исполнением железной дорогой обязательств по перевозке. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза грузополучатель устанавливает самостоятельно со своими контрагентами по договорам поставки. Кроме того, от принятия грузов в порядке статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации общество не отказывалось.
Отклоняя довод общества о введении железной дорогой конвенционных ограничений, суд апелляционной инстанции указал, что истец в соответствии с телеграммами от 18.11.2015 и 21.11.2015 на основании части 4 статьи 29 Устава ввел ограничение погрузки грузов. В телеграмме от 18.11.2015 указано на то, что в связи с необеспечением выгрузки вагонов, штормовым ветром и невозможностью швартовки судов, наличием отставленных от движения поездов, на основании указанной нормы Устава "вводится 50% ограничение погрузки всех грузов назначением на станции Туапсе-сорт. и Туапсе-сорт.-эксп. в адрес всех грузополучателей сроком на 3 суток с 19.11.2015 по 21.11.2015 включительно". Телеграммой от 21.11.2015 истец уведомил о продлении 50% ограничения погрузки всех грузов в адрес всех грузополучателей сроком на 3 суток с 22.11.2015 по 24.11.2015 включительно по причине необеспечения выгрузки вагонов, неблагоприятных погодных условий и наличия отставленных от движения поездов. В рассматриваемом случае общество является грузополучателем груза, следовательно, вагоны, вышедшие от грузоотправителя, должны были быть приняты ответчиком.
Вместе с тем в нарушение требований статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не оценили довод общества (и не исследовали соответствующие обстоятельства) о том, что ряд вагонов простаивали в связи с погодными условиями и введением железной дорогой конвенционных ограничений погрузки грузов, то есть по причинам, не зависящим от грузополучателя.
Суды, фактически не опровергнув данные доводы общества, ошибочно посчитали их не имеющими значения для разрешения спора.
Железная дорога не обосновала, что при отсутствии сопутствующих погодным условиям обстоятельств, указанных в телеграммах и зависящих, по ее мнению, от ответчика, конвенционные ограничения только в связи с погодными условиями не были бы введены. Истец не обосновал также, что начавшееся по погодным условиям ограничение не повлекло за собой необеспечение своевременной выгрузки последующих партий вагонов и наличие отставленных от движения поездов, о которых железная дорога указала в названных телеграммах.
Поскольку выводы судов обеих инстанций не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, решение и постановление надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение. Суду следует установить, наступили ли основания для взимания с общества платы в отношении вагонов, простаивавших в связи с конвенционными ограничениями, при необходимости определить размер платы без учета указанных вагонов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 по делу N А32-41416/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.