г. Краснодар |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А15-5949/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Ахмедханова Ш.А. (доверенность от 17.11.2017), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо"" (ИНН 0570003067, ОГРН 1100570002741), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.05.2017 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Макарова Н.В.) по делу N А15-5949/2016, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ООО "Республиканский торгово-выставочный комплекс "Каспий-Экспо"" (далее - выставочный комплекс) о взыскании 465 830 рублей 97 копеек задолженности за газ, поставленный в мае 2016 года по договору поставки газа от 08.11.2013 N 12-01/01-0038/14 в редакции дополнительного соглашения от 09.11.2015 N 1/16 и протокола разногласий от 28.12.2015.
Решением от 25.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.08.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе выставочный комплекс просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов (КИП) физическим лицом, не аттестованным в качестве поверителя, не может влечь таких последствий, как признание КИП неисправным, тогда как прибор своевременно прошел очередную поверку и имеет действующее поверительное клеймо. Акт от 17.05.2016 N К16/0184 не является доказательством неисправности прибора учета. На период заключения сторонами договора поставки газа нормативные акты не определяли обязательный перечень КИП, входящих в комплект узла учета газа (УУГ). Истец признал узел учета ответчика не соответствующим ГОСТ 8.586-2005, 8.740.-2011. Однако в данном случае неполная укомплектованность измерительного комплекса узла не могла служить основанием для определения объема газа исходя из мощности газопотребляющего оборудования (ГПО). ГОСТ 8.740-2011 утвержден для добровольного применения и введен в действие с 01.01.2013. Определение количества потребленного газа с применением приборов автоматической коррекции по температуре и давлению должно проводиться по согласованию поставщика и потребителя газа. В соответствии с пунктом 3.1.8 указанного ГОСТа средства измерения перепада давления газа на фильтрах относятся к дополнительным средствам измерения, не являются обязательными. Датчик перепада давления не влияет на определение фактического объема потребленного газа, а нужен лишь для определения технического состояния счетчика газа. Подписав контракт на поставку газа и приложение к нему, общество не указало состав узла учета ответчика, а также не сделало никаких замечаний по нему, следовательно, считало его исправным. Сторонами согласовано, что поставка газа с мая по октябрь 2016 года не осуществлялась. Обстоятельства, установленные в рамках дела N А15-2277/2015, имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, изложившего возражения на жалобу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и выставочный комплекс (покупатель) заключили договор поставки газа от 08.11.2013 N 12-01/01-0038/14, по условиям которого поставщик обязался с 01.01.2014 по 31.12.2014 поставлять газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный в объеме 32,1 тыс. куб. м, а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать поставщику стоимость потребления газа, которая складывается из стоимости газа по регулируемой оптовой цене. Стороны в договоре определили стоимость потребления газа, месячные объемы поставки. В соответствии с пунктом 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета поставщика, установленному у покупателя. При отсутствии узла учета у поставщика, его неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма, количество поданного газа определяется по показаниям узла учета покупателя. При отсутствии узла учета у покупателя, неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узле или задвижках байпасов узла учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т. д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и узлу учета определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности. Под неисправностью узла учета стороны договорились понимать такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требования о наличии действующего поверительного клейма. В силу пункта 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по КИП УУГ, указанного в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение N 4) в соответствии с установленными требованиями и правилами. В соответствии с Правилами учета газа под термином узел учета следует понимать комплект средств измерений и технических устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров. На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа. Измерение расхода и объема потребляемого газа должно производиться только по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке. В пункте 4.4 договора предусмотрено, что период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается: в случае отсутствия у покупателя узла учета - с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования - с момента последней проверки; в случае несоответствия узла учета покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) - с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа; в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета; в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика - с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности - с даты начала текущего расчетного периода; в случае недопущения представителей поставщика к проверке узла учета, отсутствия регистрационной отметки поставщика на диаграммах - с даты начала текущего расчетного периода; при не предоставлении покупателем данных о ежесуточном расходе газа поставщику на бумажном носителе (заверенные подписью и печатью покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца - с даты начала текущего расчетного периода. В силу пункта 4.5 договора на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количества газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа. Согласно пункту 4.7 договора покупатель не имеет права без официального разрешения поставщика вводить в эксплуатацию дополнительное газоиспользующее оборудование, в том числе и бытовые приборы, не предусмотренные проектом. Поставка газа осуществляется только на оборудование, указанное в техническом соглашении (приложение N 4 к договору), по точкам подключения. Любые изменения, вносимые в состав газопотребляющего оборудования, в том числе и бытовые приборы и/или в состав узла учета газа, производятся только на основании проекта (внесения изменения в проект) и последующего согласования (пересогласования) с поставщиком газа. При разногласиях в оценке качества и количества газа стороны договорились, что их представители совместно проверяют соответствие метрологических характеристик контрольно-измерительных приборов. Сторона, не согласная с результатами проверки, отражает в акте свое особое мнение, а в случае неразрешения возникшей спорной ситуации обращается в территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его головные институты в области расходометрии - ВНИИР г. Казань, а в области определения физико-химических показателей (качества газа) - ВНИИМ г. Санкт-Петербург для получения экспертного заключения (пункт 4.10 договора). В соответствии с пунктом 4.12 договора объемы газа, выбранные (поставленные) за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждому месту передачи газа (по каждой точке подключения), подписываемых сторонами, в которых также отражаются ежесуточные сведения. Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком в расчетном периоде.
В приложении N 4 технического соглашения к договору поставки газа определен состав узла учета газа ответчика, газопотребляющее оборудование и максимальный проектный расход газа на установку. В пункте 3 технического соглашения отражен перечень газопотребляющего оборудования и узла учета газа: узел учета - RVG G65+ТС220; обрудование - АОГВ-96 (6 шт.; максимальный проектный расход газа на установку 10,4х6=62,6 нм3/час) и Beretta-152 (2 шт.; максимальный проектный расход газа на установку 16х2=32,2 нм3/час).
09 ноября 2015 года стороны подписали дополнительное соглашение N 1/16 к договору поставки газа, которым срок действия договора продлен по 31.12.2016 включительно, определены годовой и месячные объемы поставки газа на 2016 год.
Из искового заявления следует, что в мае 2016 года общество поставило ответчику газ в объеме 63,597 тыс. куб. м на сумму 465 830 рублей 97 копеек, в подтверждение чего представлены не подписанный со стороны ответчика акт поданного-принятого газа от 31.05.2016 N 12-123 007/5 и счет-фактура от 31.05.2016 N 12-39551.
В обоснование задолженности истец указывает на то, что при проверке состояния узла учета ответчика (акт проверки от 17.05.2016) узел признан не пригодным для учета газа, в связи с чем расчет расхода газа за май 2016 года произведен по мощности газопотребляющего оборудования в соответствии с положениями Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), и раздела 4 договора поставки газа.
Неисполнение ответчиком договорных обязательств по оплате поставленного газа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Возражая против иска, выставочный центр заявил об исправности узла учета и несогласии с определением объема газа, исходя из мощности установленного газопотребляющего оборудования.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правил поставки газа), а также Правилами учета газа.
В пунктах 22 и 23 Правил поставки газа определено, что учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации. При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа.).
Правила учета газа определяют узел учета как комплект технических систем измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Паспорт узла учета газа представляет собой комплект технической документации на индивидуальный узел, отражающий требования действующей нормативно-технической документации в согласованной сторонами форме.
Узел учета газа (узел измерений) - совокупность средств измерений и обработки результатов измерений, измерительных трубопроводов, вспомогательных и дополнительных устройств, которые предназначены для измерения, регистрации результатов измерений и расчетов объема газа, приведенного к стандартным условиям (пункт 3.6. ГОСТ Р 8.740-2011).
Пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
На основании пункта 4.8 договора поставки газа ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа. В пункте 4.4 договора указано, что в период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета.
В акте проверки от 17.05.2016 указано, что нижний предел измерения счетчика газа не соответствует минимальному расходу установленного газопотребляющего оборудования, отсутствует датчик перепада давления на счетчике газа, условия эксплуатации средств измерений не соответствуют технической документации, не соблюдаются требования методики выполнения измерений, проект узла не представлен.
Ответчик не оспаривает тот факт, что на узле учета отсутствуют датчик перепада давления.
Судебные инстанции, оценив обстоятельства спора и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что несоответствия узла учета ответчика предъявляемым требованиям является доказанным, в связи с чем общество правомерно рассчитало объем потребленного в спорный период газа по мощности газоиспользующего оборудования. Правильность расчета ответчик не опроверг доказательствами.
Ответчик не представил ни подписанного сторонами паспорта узла учета, ни акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, выданного государственной метрологической службой.
Утверждая о том, что спорный датчик не влияет на определение количества полученного газа, ответчик не обосновал данный довод технической документацией на указанный счетчик, заключением лица, обладающего специальными знаниями в соответствующей области. Выставочный комплекс не опроверг также отмеченное в акте проверки несоответствие нижнего предела измерений счетчика газа минимальному расходу установленного газопотребляющего оборудования.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судами. Вместе с тем переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 по делу N А15-5949/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.