г. Краснодар |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А63-15845/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца - муниципального унитарного предприятия города Буденновска "Электросетевая компания" (ИНН 2624033120, ОГРН 1102646000577) - Шамоян Э.В. (доверенность от 12.05.2017), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Буденновская энергосбытовая компания" (ИНН 2624801220, ОГРН 1122651031777), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Буденновска "Электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2017 (судья Тарчин И.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 (судьи Казакова Г.В., Сулейманов З.М., Марченко О.В.) по делу N А63-15845/2016, установил следующее.
МУП г. Буденновска "Электросетевая компания" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Буденновскэнергосбыт" (далее - общество) о взыскании 12 614 рублей 11 копеек основного долга за услуги по передаче электроэнергии с 01.09.2016 по 30.09.2016 и 310 рублей 81 копейки пеней с 15.10.2016 по 15.11.2016.
Решением от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что истец является сетевой организацией и не оказывает коммунальную услугу, предоставляемую на общедомовые нужды, поэтому объем оказанной услуги по передаче электроэнергии определяется по показаниям общедомовых приборов учета.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отызва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.09.2010 муниципальное унитарное предприятие г. Буденновска "Горэлектросеть" (правопредшественник общества; заказчик) и МУП г. Буденновска "Электросетевая компания" (исполнитель) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 18/10, предметом которого является оказание услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или иных установленных действующим законодательством основаниях.
Исполнитель передает электрическую энергию в точки поставки потребителей заказчика, в интересах которых заказчик заключает договор, в согласованных объемах, а заказчик оплачивает услуги исполнителя в порядки и сроки, установленные договором (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.3 договора в редакции протокола разногласий заказчик производит оплату за услуги по передаче электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение условий договора истец оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии с 01.09.2016 по 30.09.2016 на общую сумму 20 540 301 рубль 05 копеек.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг в полном объеме и отказом оплатить долг в сумме 12 614 рублей 11 копеек для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 31.10.2016 N 1529 с требованием погасить имеющуюся задолженность, которая ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд.
Суды, отказывая в иске, указали следующее.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу пункта 15.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 (далее - Правила N 861), оплата услуг по передаче электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон, должна осуществляться в следующие сроки: гарантирующие поставщики оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах обслуживаемых ими потребителей, до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Как следует из акта приема-передачи электроэнергии от 30.09.2016 N 341, обществом акт принят с разногласиями по объемам переданной электроэнергии населению. При этом ответчик осуществил расчет объема потребления электрической энергии за сентябрь 2016 года в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), за вычетов сверхнормативных потерь в МКД. Истец считает, что общество обязано оплатить услуги исходя из объема электроэнергии, рассчитанного по показаниям общедомовых счетчиков, установленных в многоквартирных домах, в которых нет управляющих организаций.
Согласно пункту 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, полностью распределить между собственниками помещений объем потребления на ОДН, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Суды указали, что, исходя из изложенных положений Правил N 354, плательщиками сверхнормативного потребления электроэнергии могут быть либо исполнители, либо собственники квартир при принятии ими соответствующего решения. В данном случае общество является поставщиком электроэнергии, осуществляющим энергоснабжение жилых домов посредством оказываемых услуг предприятием по передаче электроэнергии, но не исполнителем.
Суды пришли к выводу о том, что, обращаясь в суд с иском, предприятие не представило суду правовых оснований отнесения поставщика электроэнергии к исполнителям, которыми могут выступать управляющие организации, и возложения на ответчика обязанности возмещения сверхнормативного потребления.
По смыслу пункта 12 Правил N 861 в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
В силу пункта 4 Правил N 861 гарантирующий поставщик является потребителем услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии.
При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).
В соответствии с первым абзацем пункта 15 Правил N 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с названным пунктом. Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями указанного пункта в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей), соответствующих энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств), исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности), определенного в порядке, предусмотренном настоящим пунктом (одиннадцатый абзац пункта 15 Правил N 861).
Суды указали, что общество, заключив с предприятием договор оказания услуг по передаче электрической энергии, действовало в интересах конечных потребителей розничного рынка для оплаты им услуг по передаче электрической энергии. Объем услуг по передаче электроэнергии и объем потребления электроэнергии (полезный отпуск) являются равными величинами. Таким образом, предприятие вправе предъявлять требования по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии, которые могли бы быть предъявлены конечному потребителю.
Истец при определении объема оказанных услуг рассчитал объем полезного отпуска электроэнергии в МКД исходя из показаний общедомовых приборов учета, в объеме, превышающем объем, рассчитанный по нормативам потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, оплачивает за счет собственных средств управляющая организация. Однако при отсутствии управляющей организации такая обязанность не может быть возложена на ресурсоснабжающую организацию.
Следовательно, ресурсоснабжающие организации и организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных в МКД с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, однако размер обязательств собственников по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Суды указали, что поскольку истец не вправе предъявлять ответчику обязательства, отличные от тех, какие были бы предъявлены потребителям, отсутствуют правовые основания для взыскания с общества 12 614 рублей 11 копеек задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, рассчитанной исходя из показаний общедомовых приборов учета в превышающем нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды объеме.
Однако суды не учли следующее.
Акт приема передаче электроэнергии за сентябрь от 30.09.2016 N 341 принят ответчиком с разногласиями, что подтверждается протоколом согласования разногласий к протоколу разногласий к акту оказания услуг по передаче электрической энергии за сентябрь 2016 года (входящий о принятии обществом разногласий от 21.10.2016 N 2036). Предметом разногласий явился объем переданной электроэнергии в МКД, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета. Суды необоснованно распространили нормы, регулирующие отношения между ресурсоснабжающей организациями и исполнителями коммунальных услуг, на отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" политика в области электроэнергетики активно направлена на создание отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, главной целью этого закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Принципом правового регулирования в области энергосбережения является эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. Производимые, передаваемые, потребителям энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 Правил N 861 точкой поставки электрической энергии является место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей. Между истцом и ответчиком по спорным объектам имеются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, где местом определения объема поставленной электрической энергии определено в ВРУ многоквартирного жилого дома. Пунктом 15.1 Правил N 861 предусмотрено, что обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии определяется в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей.
Согласно пункту 2 Правил N 861 "точка поставки" - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Таким образом, объем услуг в отношениях между сетевой организацией и энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком) определяется по прибору учета в точке поставки; отношения между последним и потребителями, в том числе исполнителями коммунальных услуг, не влияют на права и обязанности сетевой организации, исполнившей надлежащим образом обязательство по передаче энергии в точку поставки. Суды не учли, что объем оказанных сетевой организацией услуг по передаче электроэнергии в МКД не может зависеть от того, кто является исполнителем коммунальных услуг и имеется ли в соответствующем доме управляющая организация.
Следовательно, ссылка ответчика в разногласиях к акту оказания услуг по передаче электрической энергии на пункт 44 Правил N 354 не состоятельна, так как истец является сетевой организацией и не оказывает коммунальную услугу, предоставляемую на общедомовые нужды.
Поскольку выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для устранения названных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 по делу N А63-15845/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.