г. Краснодар |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А32-25872/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании заявителя - Фищука Александра Алексеевича (паспорт), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Домнич К.О. (доверенность 29.08.2017), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Московский центр дентальной имплантологии Симпладент", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Фищука Александра Алексеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2017 (судья Крылова М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-25872/2017, установил следующее.
Фищук А.А. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения МИ ФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 16.03.2017 N 7509586А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в отношении ООО "Московский центр дентальной имплантологии Симпладент" (далее - общество). В порядке устранения допущенного нарушения просит обязать налоговый орган внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, а именно: исключить запись за ГРН 8167749228947 о Фищуке А.А. как генеральном директоре общества. Кроме того, просит обязать регистрирующий орган ликвидировать общество, возложить ответственность за ликвидацию на Фищука А.А. Впоследствии от требований об обязании ликвидировать общество заявитель отказался.
Решением суда от 27.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт которым заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что сведения в ЕГРЮЛ носят недостоверный характер, поскольку в соответствии со статьей 280 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения с Фищуком А.А. прекращены с 27.02.2017.
У Фищука А.А. отсутствует возможность подать заявление формы N Р14001 с приложением листа "К". Выводы судов противоречат материалам дела и сложившейся судебной практике.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Фищук А.А. поддержал доводы кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав Фищука А.А. и представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и из материалов дела следует, что Фищук А.А. назначен на должность директора общества приказом от 30.09.2016 в соответствии решением оформленным протоколом внеочередного общего собрания участников общества от 30.09.2016 N 4, запись за ГРН 8167749228947 внесена в ЕГРЮЛ 10.10.2016.
В связи с увольнением по собственному желанию с занимаемой должности (заявление от 24.01.2017), Фищук А.А. обратился в инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ о нем, как о директоре общества.
Регистрирующим органом решением от 09.03.2017 N 7509586А отказано в государственной регистрации изменений по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации изменений послужил основаниям для обращения Фищука А.А. в вышестоящий налоговой орган (решение от 22.06.2017 N 22-14-883), а затем в суд.
При принятии судебных актов суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) определено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 40 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 33 Закона N 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
В абзацах 1 и 3 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ указано, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о юридических лицах.
В силу подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, если иное не установлено Законом N 129-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р" обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Статьей 17 Закона N 129-ФЗ предусмотрены документы, в том числе представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" предоставляется заявление по форме N Р14001.
На основании пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, связанной с внесением изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Учитывая изложенное, при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица. Правовых оснований для обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 физического лица, полномочия которого исполнять функции единоличного исполнительного органа общества прекращаются или прекращены, не имеется.
В силу пункта 7.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), данные относительно физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отражаются в листе "К" ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица") заявления по форме N Р14001. В отношении каждого такого физического лица заполняется отдельный лист "К" заявления по указанной форме.
В случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора.
Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2016 N 305-КГ15-18162 по делу N А40-6513/2015).
Юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без директора.
Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство оперативной деятельностью кооператива, принимает решения, связанные с деятельностью юридического лица и заключает договоры. Кроме того, единоличный исполнительный орган создает, изменяет и прекращает трудовые правоотношения, он представляет интересы организации, несет ответственность за деятельность юридического лица.
Как правомерно указали суды, у лица, занимающего должность директора, отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений только о прекращении своих полномочий. Сведения об указанном лице как о единоличном исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации, в частности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной статьи в государственной регистрации должно быть отказано в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
При таких обстоятельствах суды верно указали, что основания к удовлетворению заявленных требований отсутствуют.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Обжалуя судебные акты Фищук А.А. приводит доводы о невозможности представления сведений о назначении нового единоличного исполнительного органа общества, поскольку участник общества такой орган не избирает.
Вместе с тем указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом действующего законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусматривающим, что в случае изменения сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, в регистрирующий орган подается соответствующее заявление, содержащее сведения как в отношении прежнего, так и нового генерального директора. Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. Юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без единоличного исполнительного органа (директора).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А32-25872/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.