г. Краснодар |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А63-11962/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истцов: общества с ограниченной ответственностью "Курортное управление" (холдинг) (ИНН 2628046378, ОГРН 1052600188794) - Вакина Р.В. (доверенность от 12.01.2018), третьих лиц: санаторно-курортного учреждения "Санаторий Нарзан" (ИНН 2628037768, ОГРН 1022601318849) - Вакина Р.В. (доверенность от 15.01.2018), Территориального объединения Федерации профсоюзов Ставропольского края - Вакина Р.В. (доверенность от 10.01.2018), в отсутствие представителей истца - Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, третьих лиц: Федерации независимых профсоюзов России, администрации города Кисловодска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (судьи Казакова Г.В., Сулейманов З.М., Марченко О.В.) по делу N А63-11962/2016, установил следующее.
ООО "Курортное управление" (холдинг) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 12 080 кв. м с кадастровым номером 26:34:020308:51 и площадью 9160 кв. м с кадастровым номером 26:34:020308:50, расположенные по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25.
Заявленные требования мотивированы тем, что отнесение спорных земельных участков к федеральной собственности повлекло значительное повышение арендных платежей за пользование земельными участками под принадлежащими обществу объектами недвижимости на основании договоров уступки прав и обязанностей от 11.03.2013 по договорам аренды от 23.05.2012 N 2567 и 2568.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Кисловодска (далее - администрация), Территориальное объединение Федерации профсоюзов Ставропольского края (далее - объединение), Федерация независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - регистрационная служба), санаторно-курортное учреждение "Нарзан" (далее - санаторий).
Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к территориальному управлению о признании права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, находящиеся по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25.
Требования обоснованы тем, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает права и законные интересы муниципального образования город-курорт Кисловодск. Поскольку объекты федеральной собственности на данных земельных участках отсутствуют, они в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) являются муниципальной собственностью, регистрация права собственности Российской Федерации на них осуществлена в отсутствие законных оснований.
Определением от 02.03.2017 дела по двум искам объединены в одно производство как связанные между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам; объединенному делу присвоен номер А63-11962/2016 (т. 5, л. д. 133, 134).
Решением от 19.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2017, в удовлетворении требований общества отказано в виду избрания ненадлежащего способа защиты. Требования комитета удовлетворены в полном объеме: за муниципальным образованием город-курорт Кисловодск признано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 12 080 кв. м с кадастровым номером 26:34:020308:51 и площадью 9160 кв. м с кадастровым номером 26:34:020308:50; указано, что судебный акт является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о праве собственности муниципального образования город-курорт Кисловодск на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, а также прекращении права собственности Российской Федерации на данные земельные участки, сведения о которых внесены в ЕГРН 11.04.2014 записями N 26-26-15/005/2014-315, N 26-26-15/005/2014-316. Суды исходили из того, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:50 и 26:34:020308:51 расположены в городе Кисловодске, территория которого относится к территории курорта федерального значения Кисловодск, поставлены на государственный кадастровый после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ. Доказательства, подтверждающие факт нахождения на спорных земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, факт предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, или иных оснований, позволяющих осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на земельные участки после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, не представлены. Факт включения недвижимого имущества в реестр федеральной собственности сам по себе не является доказательством возникновения права собственности или основанием для регистрации права на имущество. Документы, послужившие основанием для включения спорных участков в реестр федеральной собственности, отсутствуют. На данных земельных участках располагаются здания, под которые они сформированы, что соответствует видам их разрешенного использования. Оснований для отнесения названных объектов к собственности Российской Федерации, в том числе памятникам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, суды не усмотрели. Доказательств того, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорных земельных участках, приобретены (созданы) при отсутствии законных оснований, не представлено.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение от 19.04.2017 и постановление апелляционного суда от 11.09.2017 в части удовлетворения исковых требований комитета отменить. В отмененной части принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований данного лица. Податель жалобы указывает, что доводам территориального управления об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности в силу закона и, как следствие, проведении законной государственной регистрации права, не дана надлежащая судебная оценка. Объекты недвижимого имущества - земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, расположенные по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, учтены в реестре федерального имущества. Территория города-курорта Кисловодска расположена в границах второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны курорта Кисловодска, центральная часть города - в первой зоне. Участки расположены в одной из зон санитарной охраны курорта федерального значения, земли которого находятся исключительно в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель общества, объединения и санатория просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав процессуального представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судами, земельный участок площадью 9160 кв. м, с кадастровым номером 16:34:020308:50, расположенный по адресу:
г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, поставлен на государственный кадастровый учет 23.11.2011 с видом разрешенного использования "для использования в целях под спальный корпус (литеры К-К1), нежилое здание - пищеблок (литера К2) санаторно- курортного учреждения" (т. 1, л. д. 147 - 150).
Земельный участок площадью 12 080 кв. м, с кадастровым номером 16:34:020308:51, расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, поставлен на государственный кадастровый учет 29.11.2011, с видом разрешенного использования "для использования в целях под спальный корпус "Дача" (литера З), нежилое здание - сауну (литера Ц) санаторно-курортного учреждения" (т. 1, л. д. 80 - 82).
Постановлениями администрации от 23.05.2012 N 574 и 573 земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:50 и 26:34:020308:51 предоставлены Федерации профсоюзов Ставропольского края (ФПСК) в аренду на 10 лет. Основанием для принятия указанных постановлений послужили следующие документы: договор о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992; договор о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Ставропольского края между Советом ФНПР и Ставропольским крайсовпрофом от 22.12.1992; договор об утверждении новой редакции договора о разграничении профсоюзной собственности на территории Ставропольского края между ФНПР и Ставропольской краевой организацией профсоюзов от 10.12.1996 и дополнительное соглашение к нему от 16.10.2002; постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2002 N 112 "О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод"; соглашение между Правительством Российской Федерации и ФНПР о разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод от 11.03.2002 N 01-160; свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 25.10.2002, 05.01.2003, 28.11.2006 (т. 1, л. д. 63 - 65; 130, 132).
Во исполнение указанных ненормативных актов администрация в лице комитета, ФНПР и ФПСК заключили договоры аренды сроком на 10 лет: от 23.05.2012 N 2568 земельного участка с кадастровым номером 26:34:020308:50, находящегося во второй зоне округа горно-санитарной охраны по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, для использования в целях под спальный корпус (литеры К-К1), нежилое здание (литера К2), санаторно-курортное учреждение "Санаторий Нарзан", площадью 9160 кв. м;
от 23.05.2012 N 2567 земельного участка с кадастровым номером 26:34:020308:51, находящегося во второй зоне округа горно-санитарной охраны по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, для использования в целях под спальный корпус "Дача" (литера З), нежилое здание - сауна (литера Ц) санаторно-курортного учреждения "Санаторий Нарзан", площадью 12 080 кв. м. Сделки зарегистрированы в установленном законом порядке (т. 1, л. д. 58 - 62; 125 - 129).
По договору передачи недвижимого имущества в уставный капитал от 11.07.2013 N 45 общество приобрело в собственность спальный корпус "Дача" (литера З), нежилое здание - сауна (литера Ц), спальный корпус (литеры К-К1), нежилое здание (литера К2).
На основании договора уступки прав и обязанностей от 11.07.2013 по договорам аренды от 23.05.2012 N 2567 и 2568 на срок по 24.05.2022 арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 является общество (т. 1, л. д. 55, 56). Право аренды общества на участки зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается записями о регистрации от 27.07.2013.
11 апреля 2014 года на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП внесены записи N 26-26-15/005/2014-315, N 26-26-15/005/2014-316. В качестве документа-основания указано постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2002 N 112 "О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод", которым определен перечень объектов санаторно-курортного назначения в регионе Кавказских Минеральных Вод, относимых к собственности Российской Федерации.
В связи с осуществлением государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки территориальное управление подготовило дополнительное соглашение от 18.12.2014 N 525 к договору аренды N 2567 и дополнительное соглашение от 18.12.2014 N 524 к договору аренды N 2568, которые до настоящего времени не подписаны.
Общество направило в территориальное управление письмо от 28.07.2016 N 01-12/580 с предложением обратиться в регистрационную службу с заявлением о прекращении права Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, расположенные по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25 (т. 1, л. д. 49 - 51).
Аналогичные предложения приведены в письме комитета от 15.12.2016 N 01-15/4071, адресованном территориальному управлению (т. 5, л. д. 28, 29).
В ответах от 30.08.2016 N 6168/07 и 13.01.2017 N 89/02 на данные обращения территориальное управление сообщило об отсутствии законных оснований для подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, указав, что зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.
Полагая, что регистрация права федеральной собственности на земельные участки осуществлена при отсутствии законных оснований, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации. Считая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает права и законные интересы муниципального образования город-курорт Кисловодск, комитет также подал иск о признании права муниципальной собственности на данные земельные участки.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Кодекса).
Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества не обжалуются, судом кассационной инстанции в данной части не проверяются.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
В качестве одного из способов защиты нарушенного права в статье 12 Гражданского кодекса названо признание права.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснили возможность оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется владеющим собственником в отсутствие у него возможности защиты прав посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти. С момента вступления названной нормы в силу (01.07.2006) право государственной собственности считается разграниченным в силу закона в пользу Российской Федерации независимо от государственной регистрации соответствующего права. При таком разграничении законодатель не предусмотрел необходимость оценки площади и конфигурации земельного участка на предмет их соответствия расположенным на участке объектам недвижимости и обеспечения эксплуатации последних.
В абзаце первом пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу данного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 указанной статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункт 1, 2 части 8 Закона N 244-ФЗ).
К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 указанной статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Регистрация права федеральной собственности на участки, сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, проводится только при предоставлении доказательств возникновения права собственности до вступления названного закона в силу и наличия оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и частью 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:50 и 26:34:020308:51 расположены в городе Кисловодске, территория которого относится к территории курорта федерального значения Кисловодск в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 и постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае", и поставлены на кадастровый учет после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ. На основании договора о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992 имущество по пр. Ленина, 25 в г. Кисловодске, бывшее в собственности Всеобщей Конфедерации Профсоюзов, закреплено за ФНПР и передано ему по акту приема-передачи. По договору от 22.12.1992 (с учетом новой редакции от 10.12.1996 и дополнительного соглашения от 16.10.2002) право владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Ставропольского края разграничено между Советом ФНПР и Ставропольским крайсовпрофом. Договором от 30.09.1999 N 9 (с учетом соглашения о внесении изменений от 20.11.2002, дополнительного соглашения от 01.03.2007) имущество ФНПР и ФПСК, расположенное по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, закреплено на праве оперативного управления за санаторно-курортным учреждением профсоюзов "Санаторий Нарзан", 21.05.2008 выдано свидетельство серии 26-АС N 335944. В соответствии с распоряжением ФНПР от 17.02.2009 N 45 и распоряжением ФПСК от 26.11.2009 N 7 недвижимое имущество, принадлежащее ФНПР и ФПСК на праве общей долевой собственности, изъято из оперативного управления санаторно-курортного учреждения "Санаторий Нарзан". Основанием для регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 явилось постановление N 112, в приложении N 1 к которому определен перечень объектов, относимых к собственности Российской Федерации, в числе которых объекты по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, отсутствуют. Согласно приложению N 2 к постановлению N 112 объектами санаторно-курортного назначения курортного региона Кавказских Минеральных Вод, являющимися памятниками исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, относимыми к собственности Российской Федерации, являются здания санатория имени Г.К. Орджоникидзе: административный корпус, лечебный корпус, спальные корпусы N 1, N 2, корпус N 3 (литеры А, А1, Б, В, Е) по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25 (пункт 14). На земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, располагаются здания: спальный корпус (литеры К-К1), пищеблок (литера К2), спальный корпус "Дача" (литера З), сауна (литера Ц), под которыми формировались спорные участки, что соответствует видам их разрешенного использования. В приложениях N 1 и N 2 к постановлению N 112 указанные здания не значатся. Следовательно, оснований для отнесения названных объектов к собственности Российской Федерации, в том числе памятникам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, не имеется. По договору передачи недвижимого имущества в уставный капитал от 11.07.2013 N 45 общество приобрело спальный корпус "Дача" (литера З), нежилое здание - сауна (литера Ц), спальный корпус (литеры К-К), нежилое здание (литера К) и в настоящее время является собственником указанных объектов. Права собственности на указанные здания зарегистрированы в ЕГРП 29.07.2013 (записи о регистрации права N 26-26-15/009/2013-556, 550, 553, 545, 750, 751, 754). Указанные строения располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, арендуемых обществом на основании договора уступки прав и обязанностей от 11.07.2013 по договорам аренды от 23.05.2012 N 2567 и 2568.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что доказательств, подтверждающих факт нахождения на спорных земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, факт предоставления их федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, или иных оснований, позволяющих осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на данные участки после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, не имеется. Муниципальное образование город-курорт Кисловодск в силу заключенных договоров аренды от 23.05.2012 N 2568 и 2567 опосредованно владеет спорными участками и считает себя их собственником. Доказательства того, что объекты недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках, приобретены (созданы) при отсутствии законных оснований, не представлены. Участки расположены на территории курорта федерального значения одной из категорий особо охраняемых природных территорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ). Нахождение земельных участков в границах курорта федерального значения и округа санитарной (горно-санитарной) охраны не означает расположение земельного участка одновременно в двух особо охраняемых природных территориях федерального значения. Факт расположения спорных участков в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения не установлен. Основания, исключающие возможность применения пункта 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в отношении участков с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, отсутствуют.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, характера возникших между сторонами правоотношений и результата оценки представленных доказательств, выводы судов о правомерности требований комитета являются правильным.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А63-11962/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что доказательств, подтверждающих факт нахождения на спорных земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, факт предоставления их федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, или иных оснований, позволяющих осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на данные участки после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, не имеется. Муниципальное образование город-курорт Кисловодск в силу заключенных договоров аренды от 23.05.2012 N 2568 и 2567 опосредованно владеет спорными участками и считает себя их собственником. Доказательства того, что объекты недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках, приобретены (созданы) при отсутствии законных оснований, не представлены. Участки расположены на территории курорта федерального значения одной из категорий особо охраняемых природных территорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ). Нахождение земельных участков в границах курорта федерального значения и округа санитарной (горно-санитарной) охраны не означает расположение земельного участка одновременно в двух особо охраняемых природных территориях федерального значения. Факт расположения спорных участков в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения не установлен. Основания, исключающие возможность применения пункта 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в отношении участков с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2018 г. N Ф08-9865/17 по делу N А63-11962/2016