г. Краснодар |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А61-1423/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Зориным А.Л. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от истца - акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) - Наумовой О.С. и Чернусской Е.В. (доверенности от 01.01.2018 и 10.01.2018), от ответчика - администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511006879, ОГРН 1021500003634) - Кануковой И.С. (доверенность от 16.10.2016), от третьего лица - публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Северного Кавказа" - Наумовой О.С. (доверенность от 10.01.2018), в отсутствие третьих лиц: Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.07.2017 (судья Ясиновская Т.Д.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.) по делу N А61-1423/2017, установил следующее.
АО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) о взыскании 1 346 015 рублей 15 копеек убытков и 241 871 рубля 01 копейки законной неустойки с 19.01.2016 по 28.02.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, ПАО "МРСК Северного Кавказа".
Решением от 03.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2017, в иске отказано со ссылкой на то, что администрация не является сетевой организацией и законным владельцем сетевого хозяйства, соответственно, на нее не может быть возложена обязанность по оплате потерь в спорных сетях; действующее законодательство предоставляет муниципальному образованию правовую возможность приобретения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, а не устанавливают обязанность принять данное имущество в собственность.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии необходимых мер по передаче бесхозных электросетей лицу, которое обеспечивало бы их эксплуатацию и производило оплату возникающих потерь, причинило обществу убытки, которые должен компенсировать ответчик. Спорные сети на учет в качестве бесхозяйных не поставлены, доказательств обратного не представлено.
С декабря 2005 года фактическим владельцем сетей является администрация, которая как орган муниципальной власти обязана принимать меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности электрических сетей.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество и администрация заключили договор энергоснабжения от 01.11.2005 N 3619, по условиям которого общество обязалось поставлять администрации электроэнергию, а администрация - принимать ее и оплачивать. Границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определены подстанции ТП-6-1, ТП-6-2 через Ф-6 10 Кв пс. Цалык.
С 01.11.2015 по 30.11.2016 общество являлось единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии в поселок беженцев Цалык Правобережного района РСО-Алания.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А61-4006/2015 о взыскании долга за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.11.2005 N 3619 за период с 01.01.2015 по 31.10.2015 названный договор признан прекратившим свое действие с 31.12.2005 с указанием на то, что спорные электрические сети, по которым осуществлялась поставка электроэнергии физическим лицам, проживающим в селе Цалык, являются бесхозяйными.
Полагая, что администрация проявляет бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и решению вопросов о балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства, в связи с чем оно несет убытки при передаче электрической энергии в виде потерь, возникающих в данных сетях, расположенных на территории муниципального образования Правобережного района РСО-Алания, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 1 346 015 рублей 15 копеек убытков в виде стоимости потерь в электрических сетях за период с 01.09.2015 по 31.01.2017.
Суды, отказывая обществу в иске, исходили из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
Субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях, определены в части 3 пункта 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике.
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, а также в пункте 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию.
К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики.
На основании пункта 2 статьи 21, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике утверждение методики определения и порядка компенсации потерь электроэнергии в электросетях отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь устанавливаются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пунктам 50 и 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска (то есть объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации).
Из смысла пунктов 185, 186, 189 и 190 Основных положений N 442 следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли. При этом действующим законодательством предусмотрен механизм, позволяющий энергосбытовым организациям перераспределить между сетевыми организациями неучтенный объем потерь таким образом, что в итоге поставщики должны получить плату за весь поставленный ими на розничный рынок объем электроэнергии.
В пункте 2 Правил N 861 определено, что сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации. Правовое регулирование, установленное Законом об электроэнергетике и постановлениями Правительства Российской Федерации, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно влечь причинения для них убытков.
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь приведенными нормами права, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию обязанности по компенсации потерь электроэнергии в бесхозяйных сетях и отказали в иске.
Отклоняя ссылку общества на бездействия администрации, выразившиеся в непринятии мер к постановке бесхозяйных электрических сетей на учет, апелляционный суд обоснованно указал, что статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает возможность муниципального образования принять на учет бесхозяйное недвижимое имущество, а затем обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности.
Однако буквальное толкование приведенной нормы права позволяет прийти к выводу об отсутствии прямого указания законодателя на обязанность муниципального образования принять бесхозяйное имущество и признать на него права муниципальной собственности. Норма статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подлежит применению в совокупности с нормой пункта 3 статьи 218 ГК РФ, согласно которой в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, приведенные нормы предоставляют муниципальному образованию правовую возможность приобретения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, а не устанавливают юридическую обязанность принять указанное имущество в собственность.
Выводы судов заявителем не опровергнуты, а приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном понимании норм материального права.
Основания для отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.07.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу N А61-1423/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.