г. Краснодар |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А32-41628/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Валетова Р.Р. (доверенность от 19.01.2018), от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кольциной Татьяны Вячеславовны (ИНН 234603401950, ОГРНИП 313236233600022) - Лотниковой Н.П. (доверенность от 10.12.2015), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края (ИНН 2346003785, ОГРН 1022304478261), третьих лиц: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ермака Николая Карповича, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Литвинова Александра Андреевича, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коваля Сергея Викторовича, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Литвиненко Федора Николаевича, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Попюка Тараса Васильевича, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Храмова Сергея Николаевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу N А32-41628/2015 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.), установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края (далее - администрация) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кольциной Т.В. (далее - глава хозяйства) со следующими требованиями:
- признать недействительными (ничтожными) заключенные администрацией и главой хозяйства договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:24:0601007:35 (договор от 12.09.2014 N 8824000460), 23:24:0601007:34 (договор от 12.09.2014 N 8824000480), 23:24:0601007:32 (договор от 12.09.2014 N 882400481), 23:24:0601007:31 (договор от 12.09.2014 N 8824000482), 23:24:0601007:33 (договор от 12.09.2014 N 8824000483), 23:24:0601007:
15 (договор от 12.09.2014 N 8824000484), 23:24:0601007:14 (договор от 12.09.2014 N 8824000485), 23:24:0601002:6 (договор от 25.09.2014 N 8824000487), 23:24:0101001:19 (договор от 06.10.2014 N 8824000489), 23:24:0101001:20 (договор от 06.10.2014 N 8824000490), 23:24:0601002:7 (договор от 20.10.2014 N 8824000502), 23:24:0601001:13 (договор от 20.10.2014 N 8824000503), 23:24:0601004:30 (договор от 20.10.2014 N 8824000504), 23:24:0601002:27 (договор от 20.10.2014 N 8824000505) и 23:24:0601004:29 (договор от 20.10.2014 N 8824000506);
- в порядке применения последствий недействительности договоров возложить на главу хозяйства обязанность возвратить администрации указанные земельные участки;
- указать в решении, что оно является основанием для погашения управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права аренды главы хозяйства по указанным договорам аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Коваль С.В., глава крестьянского (фермерского) хозяйства Литвиненко Ф.Н., глава крестьянского (фермерского) хозяйства Попюк Т.В., глава крестьянского (фермерского) хозяйства Храмов С.Н. и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ермак Н.К.
Решением от 25.03.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 23.07.2016, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что при предоставлении спорных земельных участков в аренду главе хозяйства не соблюдена процедура распоряжения земельными участками, находящимися в публичной собственности, что влечет признание заключенных договоров аренды недействительными (ничтожными) сделками.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2016 решение от 25.03.2016 и апелляционное постановление от 23.07.2016 в части удовлетворения исковых требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0601007:35, 23:24:0601007:31 отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением от 19.04.2017 признаны недействительными (ничтожными) сделками заключенные администрацией и главой хозяйства договоры в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:24:0601007:35 (договор от 12.09.2014 N 8824000460) и 23:24:0601007:31 (договор от 12.09.2014 N 8824000482). На главу хозяйства возложена обязанность возвратить администрации по акту приема-передачи в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу указанные участки. Суд применил последствия недействительности ничтожных сделок путем аннулирования в ЕГРП записей о регистрации права аренды главы хозяйства по указанным договорам. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суд пришел к выводу о том, что на момент обращения главы хозяйства с заявлением о предоставлении спорных участков в аренду имелись не погашенные записи о праве аренды в пользу главы хозяйства Литвинова А.А., который обращался с заявлениями о предоставления в аренду указанных земельных участков. Наличие данного обстоятельства требовало соблюдения уполномоченным органом публичных процедур (информирование населения о предстоящей передаче участков).
Апелляционным постановлением от 21.09.2017 решение от 19.04.2017 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что глава хозяйства обратился с заявление о предоставлении спорных участков в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в применимой к спорным отношениям редакции; далее - Закон N 74-ФЗ). С заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0601007:31 и 23:24:0601007:35 в аренду глава хозяйства обратился тогда, когда не имелось иных заявок и притязаний на спорные земельные участки. На дату обращения главы хозяйства с заявлением договоры аренды с предыдущим арендатором (главой хозяйства Литвиновым А.А.) расторгнуты, о чем 05.09.2014 внесена запись в ЕГРП. Вывод суда первой инстанции о наличии по двум земельным участкам зарегистрированного права аренды, опровергается материалами дела.
В кассационной жалобе департамент просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что для целей соблюдения порядка предоставления главе хозяйства спорных земельных участков администрация была обязана обеспечить предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. Доказательства соблюдения публичной процедуры в материалы дела не представлены. На момент обращения главы хозяйства с заявлением о предоставлении спорных участков имелась непогашенная запись о праве аренды главы хозяйства Литвинова А.А.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель главы хозяйства возражал против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 11.09.2014 N 1343 "О предоставлении земельных участков в аренду главе хозяйства" администрация (арендодатель) и глава хозяйства заключили договор от 12.09.2014 N 8824000460 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0601007:35 и договор от 12.09.2014 N 8824000482 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0601007:31.
Департамент, полагая, что указанные земельные участки предоставлены главе хозяйства с нарушением закона, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд исходил из того, что необходимость в публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем предоставлении в аренду спорных земельных участков отсутствовала, поскольку земельные участки предоставлены главе хозяйство в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ. На дату обращения главы хозяйства с заявлением о предоставлении земельных участков, иных лиц, претендующих на их получение, не было. Договоры аренды с предыдущим арендатором расторгнуты, о чем в реестр внесена соответствующая запись.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса (в редакции, подлежащей применению к спорным отношениям) определено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (пункты 3, 4 статьи 166 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции до 01.03.2015;
далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче таких участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Статья 11 Закона N 74-ФЗ определяет, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
В определении от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения подлежат предоставлению в соответствии с правилами, установленными пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, содержащим норму об обязательном публичном информировании о наличии свободных земельных участков.
Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения с использованием публичных процедур соответствует установленным Земельным кодексом принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Таким образом, передача заинтересованному лицу в аренду находящегося в публичной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется только после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в средствах массовой информации. Решение о передаче земельного участка в аренду принимается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили заявления от иных заинтересованных лиц.
Суд первой инстанции установил, что договоры от 12.09.2014 N 8824000460 и от 12.09.2014 N 8824000482 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:24:0601007:35 и 23:24:0601007:31 заключены главой хозяйства и администрацией в отсутствии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии такой передачи в средствах массовой информации. Нарушение установленного порядка предоставления земель данной категории свидетельствует о ничтожности договоров аренды и отсутствии у главы хозяйства права на получение спорных участков в аренду без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные договоры аренды являются ничтожными сделками.
Ссылка апелляционного суда, что земельные участки предоставлены главе хозяйства в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ, не основана на представленных в дело доказательствах.
Анализ положений названной статьи позволяет сделать вывод о том, что предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков сельскохозяйственного назначения на льготных условиях (без проведения торгов) возможно при соблюдении следующих условий: земельный участок не состоит на кадастровом учете; заявитель должен обосновать цель использования земельного участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности), размеры предоставляемого земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельного участка, испрашиваемое право на предоставляемый земельный участок и срок аренды. Только при совокупности соблюдения указанных условий возможно предоставление земельных участков данной категории на льготных условиях крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В тоже время суд апелляционной инстанции не учел, что предполагаемые к передаче земельные участки на дату обращения главы хозяйства с заявлением в администрацию были сформированы и поставлены на кадастровый учет, что исключало наличие условий для порядка их предоставления.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований являются правильным, поэтому постановление от 21.09.2017 следует отменить и оставить в силе решение от 19.04.2017 (пункт 5 части 1 статьи 287 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу N А32-41628/2015 отменить, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2017 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ положений названной статьи позволяет сделать вывод о том, что предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков сельскохозяйственного назначения на льготных условиях (без проведения торгов) возможно при соблюдении следующих условий: земельный участок не состоит на кадастровом учете; заявитель должен обосновать цель использования земельного участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности), размеры предоставляемого земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельного участка, испрашиваемое право на предоставляемый земельный участок и срок аренды. Только при совокупности соблюдения указанных условий возможно предоставление земельных участков данной категории на льготных условиях крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В тоже время суд апелляционной инстанции не учел, что предполагаемые к передаче земельные участки на дату обращения главы хозяйства с заявлением в администрацию были сформированы и поставлены на кадастровый учет, что исключало наличие условий для порядка их предоставления.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований являются правильным, поэтому постановление от 21.09.2017 следует отменить и оставить в силе решение от 19.04.2017 (пункт 5 части 1 статьи 287 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2018 г. N Ф08-10590/17 по делу N А32-41628/2015
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41628/15
05.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10590/17
12.12.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20956/17
30.10.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41628/15
27.10.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18183/17
21.09.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9348/17
10.07.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41628/15
19.04.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41628/15
31.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7665/16
23.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8299/16
25.03.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41628/15