г. Краснодар |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А18-293/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735) - Алмазова А.М. (доверенность от 22.01.2018), в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 7710914971, ОГРН 1127746460885), ответчика -Правительства Республики Ингушетия (ИНН 0602000696, ОГРН 1020600985932), третьих лиц - Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия (ИНН 0608019735, ОГРН 11120608001216), Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (ИНН 0606001813, ОГРН 1020600984876), Министерства экономического развития Республики Ингушетия (ИНН 0608018202, ОГРН 1110608001646), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.07.2017 (судья Аушев М.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.) по делу N А18-293/2017, установил следующее.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) обратилось в арбитражный суд с иском к Правительству Республики Ингушетия (далее - Правительство РИ) и к Министерству финансов Республики Ингушетия (далее - Минфин РИ), о взыскании денежных средств (субсидий) в размере 5 178 096 рублей, предоставленных в 2015 году из федерального бюджета, бюджету Республики Ингушетия по соглашению от 14.07.2015 N 15-С-20-117.
Определениями суда от 02.05.2017 и от 05.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия (далее - Минтруд РИ), Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее - управление) и Министерство экономического развития Республики Ингушетия (далее - Минэкономразвития РИ).
Решением суда от 26.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду отсутствия основания, свидетельствующего об ухудшении значений, показателей результативности использования субсидий в рамках программы по объекту "Реконструкция и расширение оздоровительного лагеря "Эрзи" в с. Лейми Джейрахского района", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2009 N 1087 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" (далее - постановление N 1087). Неполное финансирования бюджетом Республики Ингушетия указанной программы в 2015 году осуществлено в пределах постановления Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 792 "О внесении изменений в Федеральную Целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" (далее - постановление N 792), предусматривающего сокращение предельных объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета.
В кассационной жалобе Минтруд России просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, наличие оснований для взыскания субсидии в заявленном размере, предусмотренном соглашением от 14.07.2015 N 15-С-20-117 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджету Республики Ингушетия на софинансирование мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"", заключенного Минтруда России и Правительством РИ.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему Минфин РИ просит в удовлетворении жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения. В отзыве на кассационную жалобу Правительство РИ просит оставить жалобу без удовлетворения как неосновательную.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, проверив законность судебных актов, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением N 1087 утверждена Целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" (далее - целевая программа), направленная на стабилизацию социально-экономического положения Республики Ингушетия, развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, образования, системы здравоохранения и обеспечения социальной защиты. Минтруд России являлось одним из государственных заказчиков целевой программы и главным распорядителем бюджетных средств, направляемых из федерального бюджета в бюджет республики на выполнение соответствующих мероприятий. На Минтруд России возложены мероприятия в виде капитальных вложений в реконструкцию и расширение детского оздоровительного лагеря "Эрзи" в селе Лейми Джейрахского района Республики Ингушетия (далее - объект целевой программы) в общей в сумме 107 200 тыс. рублей, в том числе в 2015 году в размере 47 600 тыс. рублей.
В рамках выполнения задач целевой программы Минтруд России и Правительство РИ заключили соглашение от 14.07.2015 N 15-С-20-117 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджету Республики Ингушетия на софинансирование мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"" (далее - соглашение). По условиям соглашения Минтруд России обязалось предоставить в 2015 году из федерального бюджета субсидию в размере 47 601 200 рублей бюджету Республики Ингушетия на софинансирование мероприятий целевой программы, направленных на реализацию задачи развития системы обеспечения социальной защиты, в целях стабилизации социально-экономического положения Республики Ингушетия, включающих строительство (реконструкцию) объектов социальной защиты, предусмотренных приложением N 1 к соглашению. Правительство РИ обязалось в свою очередь обеспечить софинансирование за счет средств Республики Ингушетия в размере 13 736 600 рублей. Пунктом 8.9 соглашения на Правительство РИ возложена обязанность по обеспечению возврата в доход федерального бюджета неиспользованной субсидии в установленном Минфином России порядке. В соответствии с пунктом 8.13 соглашения Правительство РИ обязалось обеспечить соответствие значений показателей, устанавливаемых региональной целевой программой, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленных приложением N 3 к соглашению.
Пунктом 20 соглашения предусмотрено, что внесение в него и приложения к нему изменений в связи с изменениями законодательства Российской Федерации, а также актов Правительства Российской Федерации осуществляется Минтрудом России в одностороннем порядке путем направления Правительству РИ соответствующего письменного уведомления в месячный срок со дня вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации. Внесенные изменения в соглашение вступают в силу для сторон со дня вступления в силу соответствующих изменений законодательства Российской Федерации. Иные изменения вносятся в соглашение по согласованию сторон путем оформления дополнительного соглашения, подписанного уполномоченными представителями сторон.
Во исполнение соглашения в 2015 году Минтруда России перечислило в бюджет Республики Ингушетия денежные средства (субсидию) в сумме 47 601 200 рублей. Софинансирование за счет средств Республики Ингушетия в 2015 году составило 2 505 300 рублей.
Минтруд России установил, что размер софинансирования Республики Ингушетия на 11 224 700 рублей меньше, предусмотренного целевой программой и соглашением. Минтруда России, полагая, что уменьшение объема софинансирования привело к ухудшению значений, показателей результативности использования субсидий, обратилось в суд с иском о взыскании с Минфина РИ за счет средств казны Республики Ингушетия денежные средства в размере 5 178 096 рублей.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 5 Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц участвующих в деле, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что постановлением N 792 внесены изменения в целевую программу путем сокращения финансирования мероприятий по реконструкции и расширению объекта целевой программы (раздел 2 "Капитальное строительство", "Минтруд России") из федерального бюджета на 10 %, что составило 47 601 200 рублей - из федерального бюджета, и 2 505 300 рублей - из бюджета Республики Ингушетия, что на 5 % меньше изначально предполагаемой суммы финансирования из регионального бюджета. Однако, в нарушение пункта 20 соглашения указанные изменения Минтрудом России в соглашение не вносились.
Суды установили исполнение Республикой Ингушетии своих обязательств по финансированию целевой программы с учетом сокращения доли финансирования мероприятий данной программы за счет средств республиканского бюджета с 10% до 5 %. В суммарном эквиваленте средства республиканского бюджета составили 2 505 300 рублей. Кроме того, изменения размеров финансирования закреплены Законом Республики Ингушетия от 26.12.2014 N 70-РЗ "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", согласно которому средства бюджета Республики Ингушетия на вышеуказанные цели предусмотрены в размере 2 505 300 рублей.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание приоритетность постановления N 792 над соглашением от 14.07.2015, суды пришли к обоснованному выводу о том, что уменьшение объемов софинансирования со стороны Правительства РИ не повлекло произвольное изменение значений показателей результативности использования субсидий, поскольку софинансирование мероприятий целевой программы осуществлено в пределах изменений внесенных постановлением N 792, предусматривающих сокращение предельных объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета. Невнесение Правительством Российской Федерации изменений в раздел расчета результативности использования субсидий постановления N 1087 при указанных обстоятельствах не влечет для получателя субсидии обязанности по ее частичному возврату.
Ссылка подателя жалобы на пункт 8.9 соглашения, предусматривающий обязанность Правительства РИ произвести возврат субсидии в случае не достижения показателей результативности, отклоняется, поскольку у Правительства РИ отсутствовали основания для софинансирования в большем объеме, чем предусмотрено постановлением N 792.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном порядке.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.07.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 по делу N А18-293/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.