г. Краснодар |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А32-32276/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Воловик Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (ИНН 2310099811, ОГРН 1052305684727) - Рачевой Г.В. (доверенность от 28.12.2017), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Глобус" (ИНН 2301048602, ОГРН 1032300010489) - Мубаракшиной Ф.И. (доверенность от 10.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Глобус"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2016 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-32276/2017, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - управление) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Санаторий "Глобус"" (далее - общество, санаторий) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 20.10.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.2017, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, а также отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; наличие оснований, смягчающих административную ответственность в виде своевременного устранения выявленных нарушений, отсутствия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан от совершенного обществом правонарушения. По мнению подателя жалобы, протокол об административном правонарушении подписан неуполномоченным должностным лицом.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело плановую выездную проверку общества, в ходе которой выявило нарушения лицензионных требований и условий:
- подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291): в санатории отсутствует 14 из 79 наименований медицинских изделий, утвержденных приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Порядок организации санаторно-курортного лечения), то есть санаторий оснащен оборудованием по заявленным видам работ (услуг) на 82%;
- подпункта "в" пункта 4 Положение N 291: у руководителя структурного подразделения санатория, ответственного за осуществление медицинской деятельности, при наличии высшего медицинского образования, отсутствует послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- подпункта "г" пункта 4 Положение N 291: у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление медицинской деятельности, отсутствуют документы, подтверждающие наличие стажа работы по специальности (педиатрия) не менее 5 лет;
- подпункта "д" пункта 4 Положение N 291: у врача-педиатра Плющ Ю.А. (трудовой договор от 01.06.2017) отсутствует профессиональное образование по специальности "педиатрия", повышение квалификации и сертификат специалиста по специальности "Педиатрия". Вместо указанных документов Плющ Ю.А. имеет подготовку по специальности "скорая медицинская помощь" и сертификат специалиста по указанной специальности;
- подпункта "е" пункта 4 Положение N 291: при наличии договора от 16.11.2016 N 400 с ООО "Медтехника-Сервис" (г. Краснодар) (имеет лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий), установлена недостоверность сведений между представленным актом обследования медицинской техники от 16.11.2017 с приложением и оборотно-сальдовой ведомости санатория. В приложении к договору перечислены медицинские изделия, которые отсутствуют в оборотно-сальдовой ведомости санатория за 1 квартал 2017 года. При осмотре помещений для осуществления медицинской деятельности в процессе проверки отсутствовали медицинские изделия (комплект массажный складной МК-4С, подвес реабилитационный для вертикализации пациента "Орторент" Модель "Орторент С+стационарный с беговой дорожкой", эргометр для аэробного тестирования в комплектации. Модель 828Е, и др.). Кроме того, в ходе осмотра помещений установлено наличие 3 ванн: гидромассажная ванна "BellRado" - 2 штуки и ванны немедицинского назначения - 1 штука. При этом, представленная оборотно-сальдовая ведомость содержит информацию о наличии оборудования водолечебного (ванн): ванна Лагуна 06, ванна полимерная для лечебного подводного душа-массажа ВПДМ-"ЛечМР" и др. Указанное оборудование перечислено в договоре N 400, а также в приложении к акту обследования от 16.11.2016;
- подпункта "и" пункта 4 Положение N 291: в санатории отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности; в нарушение приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" не принято положение о врачебной комиссии, регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии; не определен порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности; состав врачебной комиссии;
- требований, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения": у старшей медицинской сестры Гостева И.А. (трудовой договор от 01.06.2017 б/н) профессиональная подготовка не соответствует занимаемой ею должности;
- не представлены документы, подтверждающие осуществление врачом-педиатром Москвиной Т.В. (трудовой договор от 01.06.2017б/н) трудовых функций ответственного за медицинскую деятельность в санатории; подтверждающие наличие у врача-педиатра Москвиной Т.В. дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- сотрудники санатория Куликова Т.Н. (врач-педиатр), Гридина Е.В. (медицинская сестра), Апполонина М.Н. (массажист), Селезнева М.Ю. (медицинская сестра), Мальцева В.А. (медсестра) осуществляют медицинскую деятельность на основании договоров возмездного оказания услуг (гражданско-правовые отношения), т. е. в отсутствие трудовых договоров. Кроме того, профессиональная подготовка указанных специалистов не соответствует установленным требованиям: ни один из специалистов - средних медицинских работников не имеет подготовку по сестринскому делу в педиатрии и Апполонина М.Н.; Гридина Е.В.; Селезнев М.Ю., Паршин Р.П. не имеют сертификат специалиста по указанной специальности;
- в нарушение требований постановления Правительства от 07.02.1995 N 119 у массажиста Лихалетова Д.В. отсутствует допуск к осуществлению медицинской деятельности;
- в нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья), подпункта "а" пункта 5 Постановления N 291, в санатории не соблюдается порядок оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения": при поступлении на санаторно-курортное лечение врачом санатория в течение 1 дня с даты прибытия не проводится оценка функциональных резервов организма и выявление наличие (отсутствие) факторов риска и ограничений для выполнения отдельных медицинских вмешательств при санаторно-курортном лечении; не составляется индивидуальная программа санаторно-курортного лечения; в санатории при оказании медицинской помощи (санаторно-курортной) в соответствии с лицензией оформляется и ведется медицинская документация неутвержденного образца ("Амбулаторная карта"). Записи лечащих врачей санатория в представленных медицинских картах формальные, небрежные и малоинформативные. В дневниковых записях, на титульных листах отсутствуют диагнозы, подписи лечащего врача. Стандарты санаторно-курортной помощи не выполняются: сведения о полученном лечении и обследовании (в т. ч. физиотерапевтических процедурах и т. п.) в медицинской документации отсутствуют; в ходе анализа штатного расписания санатория на период с 01.04.2017 по 31.12.2017 выявлено, что по состоянию на 28.06.2017 в санатории предусмотрено 8 ставок медицинского персонала, из них врачей: врач-педиатр - 3 штатные единицы; среднего медицинского персонала: старшая медицинская сестра - 1 штатная единица, медицинская сестра медицинского поста - 4 штатные единицы; а штатным расписанием санатория на период с 01.04.2017 по 31.12.2017 по состоянию на 28.06.2017 не предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала, в представленных документах санатория отсутствуют сведения о медицинских работниках-физических лицах, которые в соответствии с действующей лицензией N ЛО-23-01-010914 от 25.01.2017 должны выполнять работы (оказать услуги) при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении: по диетологии; организации здравоохранения и общественному здоровью; оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации); профпатологии; психотерапии; пульмонологии; рефлексотерапии; астроэнтерологии; кардиологии; терапии; травматологии и ортопедии; ультразвуковой диагностике; урологии; физиотерапии; функциональной диагностике; эндокринологии; дерматовенерологии; детской кардиологии; лечебной физкультуре; лечебной физкультуре и спортивной медицине; мануальной терапии; медицинской реабилитации; медицинскому массажу; неврологии; нефрологии; при осмотре помещений, изучении документов установлено, что в санатории отсутствует оснащение (медицинские изделия, указанные в оборотно-сальдовой ведомости).
- в нарушение подпункта "б" пункта 5 Постановления N 291 в санатории не соблюдается установленный приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: отсутствуют сведения о заседаниях врачебной комиссии не реже одного раза в неделю; отсутствуют планы-графики, утвержденные руководителем медицинской организации; решения врачебной комиссии; протоколы; журналы регистрации решений врачебной комиссии, отметки в медицинской документации пациентов о решениях врачебной комиссии; письменные отчеты.
По данному факту управление составило акт от 21.07.2017 N 163/17, протокол об административном правонарушении от 24.07.2017 и в порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 Кодекса, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования включают требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 4 Постановления N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие: у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы"; у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием); у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" пункта 4, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В пункте 5 Постановления N 291 перечислены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, то есть требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт "б").
Пунктом 6 Постановления N 291 предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения N 291, повлекшее последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила N 1006).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Согласно пункту 8 Порядка организации санаторно-курортного лечения санаторно-курортное лечение осуществляется при взаимодействии: а) врачей-специалистов, врача-диетолога, врача-физиотерапевта, врача по лечебной физкультуре и иных врачей; б) среднего медицинского персонала; в) специалистов с высшим и средним немедицинским образованием (инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, иных специалистов).
В соответствии с пунктом 14 Порядка организации санаторно-курортного лечения при поступлении на санаторно-курортное лечение врач медицинской организации в течение 1 дня с даты прибытия: а) проводит осмотр пациента; б) по результатам проведенного осмотра, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, и на основании сведений, указанных в пунктах 15 - 17 санаторно-курортной карты или пунктах 20 - 22 санаторно-курортной карты для детей, проводит оценку функциональных резервов организма и выявляет наличие (отсутствие) факторов риска и ограничений для выполнения отдельных медицинских вмешательств при санаторно-курортном лечении; в)составляет индивидуальную программу санаторно-курортного лечения; г) оформляет медицинскую карту пациента. Организация лечебного питания входит в число основных лечебных мероприятий при осуществлении санаторно-курортного лечения в санаториях, санаториях для детей, в том числе для детей с родителями, санаториях-профилакториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия. Лечебное питание осуществляется с соблюдением установленных норм (пункт 18 Порядка).
Указанную в акте проверки от 21.07.2017 N 163/17 совокупность обстоятельств, не опровергнутых обществом документально, суды оценили как грубое нарушение лицензионных требований, влекущее причинение или угрозу причинения вреда здоровью граждан, и сделали вывод о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Факты нарушений общество в кассационной жалобе не оспаривает, ссылается лишь на отсутствие причинения вреда жизни, здоровью людей, своевременное устранение нарушений, наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства.
В свою очередь, в материалах дела отсутствуют доказательства опровергающие вывод судебных инстанций о том, что допущенные обществом нарушения лицензионных условий создают угрозу жизни и здоровью граждан (в том числе детей), обратившихся в общество за оказанием медицинской помощи.
Суды правильно указали, что вина общества состоит в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего законодательства,
Права общества при составлении протокола об административном правонарушении не нарушены, процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении не допущены.
Основания для признания малозначительным совершенного обществом правонарушения суды не установили. Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В ходе судебного разбирательства общество ходатайствовало о замене административного штрафа предупреждением, основания для которой суды не установили ввиду наличия в действиях общества угрозы причинения вреда людей, что недопустимо для применения части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 Кодекса. В кассационной жалобе не указано, какая конкретно индивидуальность административного дела не учтена судами при назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах суды обоснованно привлекли общество к ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде минимального размера санкции, предусмотренной данной нормой, - 100 тыс. рублей штрафа.
Доводы кассационной жалобы заявлены формально, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А32-32276/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.