г. Краснодар |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А61-3828/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, помощником судьи Керелюк А.Л. и участии от ответчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Ольгинское" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511011276, ОГРН 1021500946455) - Бурцевой Д.Т. (доверенность от 03.02.2018), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.05.2017 (судья Дзугкоева Э.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А61-3828/2016, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Ольгинское" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - учреждение) о взыскании 523 700 рублей 72 копеек задолженности с 01.11.2015 по 31.12.2015 за поставленный газ по муниципальному контракту от 20.11.2014 N 39-6-15256/15 и 31 216 рублей 68 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.12.2015 по 15.10.2016.
Решением от 25.05.2017, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017, иск удовлетворен частично.
С учреждения в пользу компании взыскано 163 020 рублей 93 копейки задолженности с 01.11.2015 по 31.12.2015, 9650 рублей 34 копейки пеней с 11.12.2015 по 15.10.2016 и 4387 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что условия контракта о необходимости заключения дополнительного соглашения при отсутствии увеличения бюджетных средств никак не могут исключить или изменить условие пункта 4.1 контракта о расчете объема по производительности газопотребляющего оборудования при неисправности прибора учета и сами по себе не могут служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Материалами дела подтверждается и не оспорен учреждением факт отсутствия в спорный период (ноябрь, декабрь 2015 года) действующего поверительного клейма узла учета газа. Данное обстоятельство влечет определение количества поданного газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
В отзыве на жалобу учреждение указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, стороны заключили муниципальный контракт на поставку газа, по условиям которого общество (поставщик) обязалось поставлять, а учреждение (покупатель) - получать (выбирать) и оплачивать газ.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта он заключен на срок с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В пункте 2.1 контракта согласован объем и стоимость поставляемого газа в 2015 году с разбивкой по кварталам в объеме 81 тыс. куб. м на сумму 489 062 рубля 79 копеек (в первом квартале 42 тыс. куб. м на сумму 253 588 рублей 11 копеек, во втором квартале 6 тыс. куб. м - 36 226 рублей 87 копеек, в четвертом квартале 33 тыс. куб. м - 199 247 рублей 80 копеек). В соответствии с пунктом 2.2 контракта при получении покупателем уведомления о лимитах бюджетных обязательств местного бюджета на 2015 год, утверждаемых уполномоченными органами местного самоуправления, о чем покупатель уведомляет поставщика, будет произведена корректировка поставки необходимого объема газа в соответствии с дополнительным соглашением в пределах выделенных бюджетом средств. Потребление газа свыше согласованных объемов при отсутствии дополнительных соглашений не допускается. В соответствии с пунктом 2.8 контракта поставка покупателю дополнительного объема газа сверх объема, зафиксированного в пункте 2.1 контракта и финансируемого из внебюджетных источников, осуществляется по отдельному контракту на поставку газа, заключаемому между сторонами. Порядок учета газа согласован сторонами в разделе 4 контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленному у покупателя.
При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя. При отсутствии узлов учета у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа, несоответствии требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т. д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности. В силу пунктов 5.2 и 5.3 контракта покупатель осуществляет оплату поставленного газа за счет средств соответствующего бюджета.
При отсутствии увеличения бюджетных средств и потреблении газа покупателем сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств поставка и оплата газа осуществляется на основании отдельного контракта. Покупатель не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, производит 100% оплату поставленного газа (пункт 5.7 контракта).
30 ноября 2015 года обществом составлен акт проверки N АП014640, согласно которому при проверке узла учета газа ответчика выявлено, что он не соответствует ГОСТу Р.8.740-2011. В связи с этим расчет потребления за ноябрь и декабрь 2015 года произведен обществом по проектной мощности газопотребляющего оборудования исходя из 24 часов работы их в сутки. Согласно актам от 30.11.2015 N 157493/11 и от 31.12.2015 N 170593/12 объем принятого учреждением газа составил 40,68 тыс. куб. м за ноябрь 2015 года и 42,036 тыс. куб. м за декабрь 2015 года.
Общество выставило учреждению счета-фактуры от 30.11.2015 N 39-37984 на 272 996 рублей 40 копеек, от 31.12.2015 N 39-42952 на 250 704 рубля 32 копейки, всего на 523 700 рублей 72 копейки.
Претензия от 28.09.2016 N 39-19/4718-МК с требованием оплатить задолженность оставлена учреждением без удовлетворения, поэтому общество обратилось в суд.
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 539 и 544 Кодекса, пунктами 21 - 23 и 25 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162). Суды установили, что у поставщика отсутствует узел учета газа; объем поставляемого учреждению газа определялся по его узлу учета, в отношении которого истек срок поверки. Суды сослались на то, что при разрешении спора необходимо учитывать правовое положение учреждения и условия заключенного контракта, а также особенности, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Согласованный сторонами объем поставляемого в 2015 году газа составляет 81 тыс. куб. м, который разбит по кварталам (пункт 2.1 контракта). Этим же пунктом предусмотрено, что годовой объем газа не должен превышать объем, указанный в согласовании на использование газа. Покупатель обязан представить поставщику утвержденный лимит бюджетных обязательств на 2015 год. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что финансовые обязательства республиканского бюджета по оплате контракта от 20.11.2014 автоматически выходят за установленные Законом N 44-ФЗ пределы возможного превышения цены контракта и, соответственно, объема поставляемого газа. Это фактически означает поставку части энергоресурса (товара) без контракта и в отсутствие гарантии оплаты, предусмотренной в качестве условия поставки дополнительных объемов.
Выводы суда об отсутствии обязанности учреждения оплатить газ, поставленный после обнаружения несоответствия узла учета установленным требованиям, соответствует закону.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд" (далее - Правила N 667).
Если в течение года у государственного (муниципального) заказчика возникает потребность в изменении согласованных квартальных объемов потребления газа, указанные объемы могут быть изменены с учетом законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд по согласованию с главным распорядителем средств федерального бюджета, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с организацией - собственником Единой системы газоснабжения или газораспределительными организациями либо с органами местного самоуправления и газораспределительной организацией соответственно (пункт 7 Правил N 667).
Согласно названным пунктам контракта поставщик обязуется поставить, а покупатель - принять и оплатить газ в согласованных в контракте размерах. Корректировка объема газа в пределах выделенных бюджетных средств возможна в соответствии с дополнительным соглашением. Поставка покупателю дополнительного объема газа сверх согласованного объема осуществляется по отдельному контракту поставки газа. В силу условий контракта потребление газа свыше согласованных объемов при отсутствии дополнительных соглашений не допускается. Следовательно, стороны в договоре предусмотрели возможность ограничения или прекращения поставки газа в случае превышения покупателем объемов и отсутствия соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Вместе с тем общество, установив использование учреждением прибора учета с истекшим сроком проверки, условие договора об ограничении поставки газа не исполнило, что неизбежно повлекло увеличение периода времени, за который истец определил объем газа расчетным путем.
Учитывая фактические обстоятельства дела, императивные условия контракта о непревышении годового объема газа и поставки дополнительного объема только по отдельному контракту, права общества ограничивать объем поставляемого газа, истец не вправе взыскивать объем газа, превышающий условия контракта, после обнаружения истечения срока поверки прибора учета.
Вместе с тем суды не учли, что общество взыскивает задолженность и за ноябрь 2015 года, когда несоответствие прибора учета нормативным требованиям не было обнаружено обществом. Суды не установили, что обществу ранее было известно об истечении срока поверки прибора, необходимости определения объема потребленного газа расчетным путем и поэтому праве на ограничение (прекращение) подачи газа после превышения объема, установленного контрактом.
Согласно пункту 23 Правил N 162 при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В силу пункта 25 Правил N 162 ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил N 162).
Пунктом 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, установлено, что при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Владельцем узла учета является учреждение, истечение срока поверки узла учета им не оспаривалось.
Осуществление обществом расчета объема газа по мощности газоиспользующего оборудования до составления акта соответствует перечисленным нормативным актам и условиям контракта. Суды не учли, что определение объема поставки газа с учетом указанного обстоятельства не тождественно дополнительному объему поставки газа, на который необходимо заключение дополнительного соглашения. То обстоятельство, что объем поставленного газа, рассчитанный по мощности газоиспользующего оборудования, превышает установленные контрактом лимиты, не может служить основанием для освобождения учреждения от оплаты газа в случае неисправности узла учета.
При изложенных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо исследовать, было ли обществу известно ранее составления спорного акта об истечении срока поверки прибора учета и каков объем газа, поставленного ответчику в ноябре до составления акта.
Руководствуясь статьями 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А61-3828/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.