В июне этого года Правительство обсуждало меры по совершенствованию налогового законодательства, их введение - начало 2003 г. (в частности говорилось об отмене оборотных налогов, в то же время рассматривалась возможность компенсации регионам потерь за счет транспортного налога, увеличения ставок акцизов на бензин, диз. топливо т.д.). В этой связи насколько должны выиграть (или, может быть, что-то потерять) бюджеты регионов, и как эти новшества скажутся на рядовых налогоплательщиках?
Одним из основных направлений налоговой политики, проводимой в Российской Федерации, является снижение налогового бремени на налогоплательщика.
В целях реализации данного направления должны быть отменены неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ, услуг (в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог).
Эта позиция нашла отражение и в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год", в котором указывалось, что не позднее, чем с 2003 года необходимо отменить налоги, уплачиваемые с выручки.
В связи с предстоящей отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, суммы поступлений от которых в настоящее время зачисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, возникла проблема компенсирования выпадающих доходов указанных бюджетов.
Для решения указанной проблемы Правительством Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона, предусматривающий комплекс мер, направленных на недопущение снижения налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" дорожные фонды преобразуются в целевые бюджетные фонды и за ними закрепляются соответствующие целевые источники финансирования в виде:
транспортного налога;
акцизов на нефтепродукты в размере 50процентов доходов;
земельного налога в размере 100процентов доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, направляемых в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанные меры, предусмотренные принятым Федеральным законом, направлены на обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Этим и была обусловлена приоритетность рассмотрения и принятия указанного Федерального закона.
С.В. Разгулин,
советник налоговой службы РФ 2 ранга
12 ноября 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы специалистов МНС РФ на вопросы, заданные в ходе интернет-конференции Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаева "В интересах налогоплательщика"
Сайт Интернет-конференции:
Организаторы Интернет-конференции:
Компания Гарант
Компания "Гарант-Интернет"
компания Rambler Internet Holding
Журнал "Законодательство"