г. Краснодар |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А61-2644/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошляковой Г.С., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Банк развития региона"" (ИНН 1500000240, ОГРН 1021500000202) - Пелиевой А.А. (доверенность от 23.01.2018), от ответчиков: Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513057815, ОГРН 1161513050181) - Доева О.В. (доверенность от 19.01.2018), от Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501007545, ОГРН 1021500578770) - Баскаева В.Ю. (доверенность от 26.02.2018), от третьих лиц: Правительства Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515906101, ОГРН 1051500414096) - Галуева А.Д. (доверенность от 12.10.2017), Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) - Дзахоева М.С. (доверенность от 10.07.2017); в отсутствие третьих лиц: государственного автономного учреждения "Профессиональный футбольный клуб "Алания"" (ИНН 1515907916, ОГРН 1061515002559) и Комитета Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи (ИНН 1513057808, ОГРН 1161513050170), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания кассационную жалобу акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Банк развития региона"" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.08.2017 (судья Арчинова В.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 (судьи Егорченко И.Н., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А61-2644/2015, установил следующее.
АО "Акционерный коммерческий банк "Банк развития региона"" (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с иском к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта и Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин) о взыскании в субсидиарном порядке 132 744 411 рублей 55 копеек задолженности.
Определениями от 21.10.2015 и 16.12.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Северная Осетия - Алания (далее - правительство), ГАУ "Профессиональный футбольный клуб "Алания"" в лице ликвидационной комиссии (далее - учреждение), Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, руководитель ликвидационной комиссии учреждения Кесаев Л.В., Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия - Алания, Комитет Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, руководитель ликвидационной комиссии учреждения Будаев К.К.
Определением от 18.01.2017 произведена процессуальная замена Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта на Республику Северная Осетия - Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минспорта).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия - Алания в лице Минспорта за счет средств казны Республики Северная Осетия - Алания в пользу банка взыскано 132 744 411 рублей 55 копеек задолженности и 200 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении иска к Минфину отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Минспорта является правопреемником Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта в части осуществления полномочий собственника имущества учреждения. Для ликвидируемого автономного учреждения существовало самостоятельное регулирование о субсидиарной ответственности. Ликвидация автономного учреждения является специальным основанием привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества такого автономного учреждения - Минспорта.
Правительство обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия -Алания с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 28.03.2017. В обоснование заявления правительство сослалось на решение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года" (далее - решение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017) и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 219-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен"" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 19 и 31 статьи 1, а также частью 3 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"" (далее - определение N 219-О), которыми Конституционный суд Российской Федерации выявил смысл положений пунктов 19 и 31 статьи 1, а также части 3 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Решением от 10.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.11.2017, заявление правительства удовлетворено, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.03.2017 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, назначено судебное заседание.
В кассационной жалобе банк просит отменить судебные акты и отказать правительству в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 28.03.2017. По мнению заявителя, основанием для пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов в связи с принятием акта Конституционным Судом Российской Федерации является не конкретный, принятый им судебный акт (решение, постановление, определение), а выявленный и сформулированный в конкретном судебном акте конституционно-правовой смысл нормы, который ранее в процессе правоприменения ей не придавался. Разрешение вопроса о том, является ли решение Конституционного Суда Российской Федерации новым или вновь открывшимся обстоятельством, невозможно без установления содержания выводов Конституционного Суда Российской Федерации и их относимости и применимости в рамках конкретного дела. Суды пришли к неправильному выводу о том, что нормами процессуального права предусмотрено, что решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть основанием для пересмотра, следовательно, вопрос законности судебных актов о пересмотре по новым обстоятельствам является исключительно процессуальным, а установление содержания материально-правовых норм и их толкования не имеет правового значения. Из решения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 не следует, что судом признаны неконституционными нормы права, примененные судами при вынесении решения от 28.03.2017 и постановления от 04.07.2017. При вынесении названных судебных актов суды применили нормы права, в толковании, не расходящемся с позицией, выраженной в решении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017. Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 не только не содержит указания на расхождение толкования норм права, изложенного в решении от 28.03.2017, с конституционно-правовым смыслом, но и не наполнило те же нормы права новым конституционно-правовым содержанием, отличающимся от того истолкования, на котором основывались суды в решении от 28.03.2017 и постановлении от 04.07.2017. Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации смысл положений пунктов 19 и 31 статьи 1 Закона N 99-ФЗ, которые не подлежали применению в рамках спора, не имеет правового значения, а, значит, не является вновь открывшимся обстоятельством, так как не отвечает критериям статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 и определение N 219-О не содержат вывод о том, что до 01.09.2014 субсидиарная ответственность собственника имущества автономного учреждения была исключена. С учетом изменения с 01.09.2014 редакции статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что автономные учреждения имеют существенные ограничения в части привлечения их к имущественной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу правительство просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
В силу статьи 309 Кодекса арбитражный суд может пересмотреть принятый им вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 названного Кодекса.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - постановление N 52) разъяснено, что обстоятельства, которые согласно части 1 статьи 311 Кодекса являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Согласно пункту 3 постановления N 52 судебный акт не может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, определенные статьей 311 Кодекса, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные статьей 311 Кодекса, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела.
Частью 2 статьи 311 Кодекса предусмотрен перечень вновь открывшихся обстоятельств. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 311 Кодекса одним из вновь открывшихся обстоятельств является существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Удовлетворяя заявление правительства, суды исходили из того, что в решении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 со ссылкой на определение N 219-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений пунктов 19 и 31 статьи 1, а также части 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ. Предметом рассмотрения по делу являлись требования истца о взыскании с ответчика задолженности в порядке субсидиарной ответственности, поскольку, как указано в решении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017, согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.09.2014) при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения, учитывая, что согласно части 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ, которым была изменена редакция пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N ФЗ-99) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона N ФЗ-99. Таким образом, названный Закон не имеет обратной силы и не исключил субсидиарную ответственность, которая возникла ранее, соответственно, к сложившимся правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в прежней редакции, а не в той, на которую ссылаются ответчики и третьи лица в своих отзывах.
Однако суды не учли следующего.
В качестве основания для обращения в суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам заявитель ссылается на наличие предусмотренных частью 2 статьи 311 Кодекса вновь открывшихся обстоятельств, а именно на решение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 со ссылкой на определение N 219-О, полагая, что в нем выявлен смысл положений пунктов 19 и 31 статьи 1, а также части 3 статьи Закона N 99-ФЗ.
Однако изложенные обстоятельства не являются вновь открывшимися по смыслу пункта 1 части 2 статьи 311 Кодекса.
Основаниями пересмотра судебного акта по правилам главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу статьи 311 Кодекса являются: 1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 названной статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу; 2) новые обстоятельства - указанные в части 3 данной статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 311 Кодекса одним из новых обстоятельств является признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
Определением N 219-О в принятии к рассмотрению жалобы запроса АО "Научно-производственная компания "Катрен"" отказано, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
Из определения N 219-О не следует, что Конституционным Судом Российской Федерации признаны неконституционным нормативные положения пунктов 19 и 31 статьи 1, а также части 3 статьи Закона N 99-ФЗ, примененные арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Определение N 219-О в данном случае не может являться основанием для удовлетворения заявления правительства, поскольку довод о неправильном применении положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации является предметом рассмотрения кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 (кассационное производство приостановлено определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2017).
С учетом изложенного суды сделали неправильный вывод о том, что приведенные правительством обстоятельства отвечают признакам вновь открывшимся обстоятельствам, с которыми Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации связывает возможность пересмотра решения от 28.03.2017.
Таким образом, судебные акты следует отменить, в удовлетворении заявления правительства - отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.08.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А61-2644/2015 отменить, в удовлетворении заявления Правительства Республики Северная Осетия - Алания отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.