г. Краснодар |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А32-27147/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственность "Смарт Вэй" (ИНН 7714888345, ОГРН 1127747095740), заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смарт Вэй" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-27147/2016, установил следующее.
ООО "Смарт Вэй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) содержащим следующие требования:
- признать недействительным и отменить требование об уплате таможенных платежей от 29.06.2016 N 291;
- обязать таможню возвратить 12 434 120 рублей 39 копеек излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины и НДС (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2017, суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы невыполнением обществом условий предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара - "морской грузопассажирский паром "MARIA"", помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.09.2017 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что поскольку на момент ввоза парома условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе соблюдены, то является незаконным решение таможни об отказе в применении полного условного освобождения в отношении парома. Заявитель ссылается на подпункт 7.1.6 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", которым установлен перечень товаров, при ввозе которых предоставляется освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, в число которых включены плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников Таможенного союза.
В отзыве на кассационную жалобу таможня считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 03.06.2015 компания "TOURINVEST SERVICES LIMITED" (судовладелец) и общество (фрахтователь) заключили договор тайм-чартера (фрахтование судна с экипажем на время), согласно которому владелец судов - иностранная компания "TOURINVEST SERVICES LIMITED" (Гонконг); фрахтователь - общество.
В соответствии с договором тайм-чартера судовладелец сдает, а фрахтователь арендует паром "MARIA" (ИМО 9617923) на 11 календарных месяцев в опционе фрахтователя, считая с момента, когда паром сдан в тайм-чартер и предоставлен в распоряжение фрахтователя в порту Кавказ или другом российском порту, при этом паром должно быть подготовленным к эксплуатации в обычных грузовых перевозках RoRo/Pax. Паром должен быть сдан в тайм-чартер в течение десяти (15) дней после подписания данного чартера. Целевое использование парома - для перевозки пассажиров и транспортных средств между российскими портами.
Дополнением к чартер-партии от 03.06.2015 оговорено, что арендная плата перечисляется на банковский счет судовладельца в евро, каждые 30 дней, другие платежи по фрахту и/или любые другие платежи всегда должны производиться в течение первой недели каждого месяца на банковский счет судовладельца.
В соответствии с вышеуказанным договором общество ввезло вышеуказанный паром, код по ТН ВЭД 8901 10 100 9.
Таможенным представителем ООО "РОСТЭК-Кубань" от имени и по поручению общества подана декларация на товары N 10309140/020715/0000230.
Таможенное декларирование парома осуществлялось на таможенном посту Морской порт Кавказ таможни с применением электронной формы декларирования в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 17.09.2013 N 1761 "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля".
При декларировании парома декларант представил свидетельство на право плавания под флагом Белиза CONTROL N 02 - N 007542, выданное международным торгово-морским регистром Белиза "IMMARBE" 11.06.2015. Согласно свидетельству CONTROL N 02 - N 007542 владелец парома - "TOURINVEST SERVICES LIMITED". Срок действия данного свидетельства до 30.11.2015.
Между "TOURINVEST SERVICES LIMITED" и ООО "Страховой центр "СПУТНИК"" заключен договор страхования, на основании которого на паром 02.06.2015 выдан страховой полис N 22-МНМ-1906/15.
Паром помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании пункта 36 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Перечень товаров), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение N 331).
24 июля 2015 года "TOURINVEST SERVICES LIMITED" и ООО "Оборонлогистика" заключили соглашение о купле-продаже парома "Мария" с датой поставки (диапазон) 1 - 15 августа 2015 года.
30 июля 2015 года ООО "Оборонлогистика" и общество заключили договор бербоут-чартера, согласно которому паром сдан обществу в бербоут-чартер с 10.08.2015 его новым собственником - ООО "Оборонлогистика".
03 августа 2015 года паром включен в Российский международный реестр судов (далее - РМРС), о чем выдано свидетельство от 03.08.2015 МС-VII N 000338.
28 августа 2015 года общество обратилось в таможенный пост Морской порт Кавказ таможни с письмом N SW/ИСХ-52 (получено таможней 31.08.2015) с сообщением о регистрации парома в РМРС с приложением копии свидетельства о регистрации и просьбой о внесении изменений в декларацию на товары в связи со сменой собственника судна и его регистрацией в РМРС.
Письмом от 07.09.2015 N 48-04/00455 таможня информировала общество о необходимости завершения процедуры временного ввоза (допуска) в связи с прекращением действия договоров тайм-чартера.
23 октября 2015 года ООО "Оборонлогистика" подало ДТ N 10309140/231015/0000658 с заявлением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.
Таможня в период с 01.06.2015 по 23.10.2015 провела камеральную проверку, по результатам которой составила акт от 09.06.2016 N 10309000/400/090616/А0143 по факту невыполнения обществом условий предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По результатам таможенной проверки таможня приняла решение от 09.06.2016 N 10309000/400/090616/Т0143/01 об отказе в предоставлении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) парома и необходимости уплаты таможенных платежей в связи с невыполнением обществом условия для полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленного пунктом 36 Перечня товаров, утвержденного Решением N 331.
09 июня 2016 года таможня вынесла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
07 июля 2016 года таможенный пост Морской порт Кавказ таможни в адрес общества направил письмо N 46-10/00299 с сообщением о проведенной корректировке ДТ N 10309140/020715/0000230 и приложением экземпляра КДТ.
29 июня 2016 года письмом N 214-28/13284 таможня направила в адрес общества требование об уплате таможенных платежей от 29.06.2016 N 291 (получено обществом 05.07.2016), согласно которому за обществом числится 12 434 112 рублей 39 копеек задолженности по уплате таможенных платежей.
18 июля 2016 года общество уплатило 2 330 581 рубль 68 копеек ввозной таможенной пошлины и 8 809 598 рублей 76 копеек НДС.
Полагая, что требование об уплате таможенных платежей является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по данному делу конкретным обстоятельствам правильно применили норму материального права и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 36 Перечня товаров морские паромы, классифицируемые кодом 8901 10 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС, находящиеся в собственности иностранных лиц, зафрахтованные лицами государств - членов Евразийского экономического союза по договору тайм-чартера или бербоут-чартера в целях осуществления перевозок грузов и пассажиров на линиях порт Кавказ - порт Керчь, порт Новороссийск - порт Феодосия, порт Геленджик - порт Керчь, порт Темрюк - порт Керчь, порт Новороссийск - порт Керчь, порт Новороссийск - порт Севастополь, помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по 31.12.2017 включительно, на срок их временного ввоза.
Системный анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что одним из условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временного ввоза парома, является нахождение его в собственности иностранного лица, а также соблюдение срока временного ввоза.
Суды установили, что 24.07.2015 между компанией "TOURINVEST SERVICES LIMITED" (продавец) и ООО "Оборонлогистика" (покупатель), заключено соглашение, в соответствии с которым продавец согласился продать, а покупатель согласился купить паром за покупную цену 6 370 тыс. евро.
На основании подписанного в двустороннем порядке протокола сдачи-приемки парома от 29.07.2015 к соглашению от 24.07.2015, компания "TOURINVEST SERVICES LIMITED" доставила и передала, а ООО "Оборонлогистика" приняло паром в порту Кавказ, Темрюкский район, Краснодарский край, Российской Федерации 29.07.2015 в 15 часов 00 минут.
На основании банковского ордера от 16.10.2015 N 2371532 ООО "Оборонлогистика" произвело оплату на счет "TOURINVEST SERVICES LIMITED" за паром в сумме 6 370 тыс. евро.
30 июля 2015 года ООО "Оборонлогистика" (судовладелец) и общество (фрахтователь) заключили договор бербоут-чартера (фрахтование судна без экипажа).
В ответ на запрос таможни от 20.01.2016 N 09.1-13/01022 от капитана морского порта Новороссийск получено свидетельство о снятии с предыдущего учета CONTROL N 15-N 003076, выданное на паром 24.07.2015, в связи с исключением его из торгово-морского регистра Белиза "IMMARBE" и переходом к реестру Российской Федерации.
Свидетельством о регистрации парома (подтверждении регистрации парома) в РМРС от 03.08.2015 MC-VII N 000338, от 05.02.2016 MC-VII N 000348, выданным капитаном морского порта Новороссийск на основании данных, внесенных в РМРС от 03.08.2015 N М-36-82-3576, подтверждена регистрация парома в РМРС на собственника (судовладельца) ООО "Оборонлогистика", действительно до 31.03.2017.
Свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации: от 03.08.2015 МС-П N 005842, от 05.02.2016 МС-П N 005865, выданным капитаном морского порта Новороссийск на основании данных, внесенных в Российский международный реестр судов 03.08.2015 под N М-36-82-3576, удостоверяется, что парому разрешается плавать под государственным флагом Российской Федерации.
Свидетельством о праве собственности на паром от 03.08.2015 MC-IV N 004906, от 10.09.2015 MC-IV N 004911, от 05.02.2016 MC-IV N 004922, выданным капитаном морского порта Новороссийск на основании данных, внесенных в РМРС 03.08.2015 под N М-36-82-3576, удостоверяется, что паром принадлежит ООО "Оборонлогистика".
Суды также установили, что согласно договору бербоут-чартера от 30.07.2015, заключенному обществом с ООО "Оборонлогистика", паром зафрахтован обществом на 3 года 10 месяцев у ООО "Оборонлогистика", порт сдачи аренды - порт Кавказ, время сдачи - 10.08.2015.
Таким образом, установив, что собственником парома в результате произведенных действий стало зарегистрированное в Российской Федерации юридическое лицо - ООО "Оборонлогистика", то есть, находясь под таможенной процедурой временного ввоза (допуска), паром сменил своего владельца с иностранного на российского до истечения срока процедуры временного ввоза, следовательно, суды сделали правильный вывод о нарушении обществом условий, при которых паром помещался под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
При этом суды обоснованно указали, что действуя добросовестно, как субъект внешнеэкономической деятельности, обязанный знать и соблюдать нормы действующего таможенного законодательства, общество должно было предвидеть связанные с этим последствия - возникновение в последующем обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, и ему следовало обратиться в таможню с заявлением о досрочном прекращении таможенной процедуры временного ввоза, однако общество 30.07.2015 заключило договор бербоут-чартера с будущим собственником - российской организацией ООО "Оборонлогистика" до включения судна в РМРС, что свидетельствует о недобросовестном исполнении обществом требований действующего таможенного законодательства. Согласно сведениям, заявленным в графе 14 "Декларант" ДТ N 10309140/020715/0000230, декларантом парома является общество, в связи с чем именно у него возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении парома, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ N 10309140/020715/0000230.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о законности действий таможни по взысканию таможенных платежей, поскольку переход права собственности в период нахождения под процедурой временного ввоза на паром от иностранного владельца "TOURINVEST SERVICES LIMITED" к российскому судовладельцу ООО "Оборонлогистика", нахождение парома в собственности иностранного лица в период действующей процедуры временного ввоза, а также завершение срока процедуры временного ввоза свидетельствуют о невыполнении обществом условий предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара - "морской грузопассажирский паром "MARIA"", помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2017 N 308-КГ17-16740 по делу с участием тех же лиц. Фактические обстоятельства, получившие судебную оценку в рамках названного судебного спора, полностью идентичны обстоятельствам в рассматриваемом деле.
Суды исследовали довод общества о применении к данным правоотношениям положений Решения N 130 и дали ему надлежащую правовую оценку с учетом установленных по данному делу обстоятельств.
Суды проверили расчет начисленных обществу таможенных платежей, порядок выставления обществу требования для их оплаты и признали его соблюденным. Доказательства обратного общество не представило.
Таким образом, доводы общества исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 по делу N А32-27147/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.