г. Краснодар |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А32-24586/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заявителя - Прокуратуры Краснодарского края - Фроловой Е.В. (удостоверение), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Тимофеенко О.И. (доверенность от 09.10.2017), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края - Ворожцовой Е.С. (доверенность от 14.03.2018), Администрации Черноерковского сельского поселения Славянского района - Ворожцовой Е.С. (доверенность от 24.11.2017), Администрации муниципального образования Славянское городское поселение Славянского района - Ворожцовой Е.С. (доверенность от 24.11.2017), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрации муниципального образования Забойское сельское поселение Славянского района, Администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района, Администрации Коржевского сельского поселения Славянского района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу заместителя прокурора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2017 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-24586/2017, установил следующее.
Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 10.03.2017 о прекращении рассмотрения дела N 429/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Славянский район Краснодарского края, Администрация муниципального образования Забойское сельское поселение Славянского района, Администрация муниципального образования Славянское городское поселение Славянского района, Администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района, Администрация Коржевского сельского поселения Славянского района, Администрация Черноерковского сельского поселения Славянского района.
Решением суда от 16.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным. Решениями органов местного самоуправления об отмене торгов не нарушены права и интересы заинтересованных лиц, в интересах которых проводил проверку прокурор.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить решение суда первой инстанции от 16.10.2017 и постановление апелляционного суда от 20.12.2017, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, в решениях об отмене аукционов отсутствуют сведения о причинах их отмены, что ограничивает доступ заинтересованных лиц к равному доступу прав на муниципальное имущество.
В отзывах на кассационную жалобу управления, Администрация муниципального образования Забойское сельское поселение Славянского района, Администрация Коржевского сельского поселения Славянского района просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы жалобы, представители управления, Администрации МО Славянский район и Администрации Черноерковского сельского поселения Славянского района просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление рассмотрело материалы проверки Славянской межрайонной прокуратуры в связи с решением вопроса о наличии в действиях должностных органов местного самоуправления Славянского района признаков нарушения организаторами торгов статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Управление рассмотрело 13 случаев отказа органов местного самоуправления Славянского района от проведения аукционов по реализации земельных участков.
Приказом руководителя управления возбуждено дело N 429/2016 по признакам нарушения Администрацией Славянского района части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Решением от 10.03.2017 прекращено рассмотрение дела N 429/2016 в связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях органов местного самоуправления Славянского района.
Прокуратура, не согласившись с решением управления, обжаловала его в суде.
Рассматривая заявление прокурора, суды правомерно руководствовались следующим.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Частью 24 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
В соответствии с частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее, чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Суды установили, что постановление главы администрации муниципального образования Славянский район от 23.10.2015 N 1842 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Славянский район от 16.09.2015 1639 О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, Черноерковское сельское поселение, охотбаза Лозовская", постановление главы администрации муниципального образования Славянский район от 25.05.2015 N 973 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Славянский район от 10.06.2014 N 1361 О проведении торгов (в форме аукциона) по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск - на - Кубани, ул. Рыночная, 64" отменены в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федераций" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), поскольку полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения.
Таким образом, администрация муниципального образования Славянского района на момент отмены указанных выше постановлений не могла распоряжаться земельными участками, расположенными по адресу: Краснодарский край, Славянский район, Черноерковское сельское поселение, охотбаза Лозовская и Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Рыночная, 64 в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суды установили, что решение об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка постановлением от 11.01.2016 N 1 и постановление от 26.06.2015 N 147 принято в отношении одного и того же земельного участка с кадастровым номером 23:27:0401000:10720, так как по мнению заказчика администрации Забойского сельского поселения размер ежегодной арендной платы был существенно занижен в сравнении с аналогичными земельными участками, также указанный земельный участок выставлен без учета предельного срока предоставления.
Впоследствии, после устранения указанных выше причин земельный участок являлся предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, что подтверждается протоколом от 12.08.2016 N 2.1.
Решение об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка было принято постановлением от 26.06.2015 N 146 принято, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:27:0401000:10717, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, Забойское сельское поселение в 100 м Юго-Западнее х. Деревянковка, являлся предметом судебного разбирательства, в связи с чем не мог являться предметом аукциона.
Решение об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск на Кубани, проезд Артиллерийский, 11/2, принято постановлением главы администрации Славянского городского поселения Славянского района от 08.07.2015 N 761 после осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с законом Краснодарского края от 05.11.2002 г N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в отношении указанного выше земельного участка.
По результатам контроля выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером 23:27:1306000:10693 снят с государственного кадастрового учета и не может являться предметом аукциона.
Решение об отмене постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от 12.08.2015 N 988 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Отдельская, д. 257 "г" участок 4" принято постановлением главы администрации Славянского городского поселения Славянского района от 16.09.2015 N 1181 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района, разрешенное использование земельного участка: под общественное питание, что не соответствует Правилам землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района, в соответствии с которыми земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск - на -Кубани, ул. Отдельская, д. 257 "г" участок 4 с кадастровым номером 23:48:0102012:1274, общей площадью 81 кв. м, относится к землям населенных пунктов, может иметь разрешенное использование: под размещение сквера. Согласно положениям частей 2, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, постановление главы администрации Славянского городского поселения Славянского района от 16.09.2015 N 1181 "Об отмене постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от 12.08.2015 988 О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск - на - Кубани, ул. Отдельская, д. 257 "г" участок 4" принято в связи с приведением правовых актов по земельным вопросам в соответствие с действующим законодательством.
Постановление главы администрации Славянского городского поселения Славянского района от 19.02.2016 N 238 "Об отмене правовых актов администрации Славянского городского поселения Славянского района" принято, в связи с тем, что при изготовлении постановления администрации Славянского городского поседения Славянского района от 24.12.2015 N 1832 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск на Кубани, по ул. Дзержинского между ул. Красной и ул. Ковтюха" и постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от 24.12.2015 года N 1833 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск на Кубани, по ул. Дзержинского между ул. Красной и ул. Ковтюха" допущены технические ошибки при указании срока действия договора аренды земельного участка, в частности, указано 5 лет вместо 10 лет.
Впоследствии постановлениями от 12.02.2016 N 187 "О внесении изменений в постановление администрации Славянского городского поселения Славянского района от 24.12.2015 года 1832 О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск на Кубани, по ул. Дзержинского между ул. Красной и ул. Ковтюха" и постановлением 188 "О внесении изменений в постановление администрации Славянского городского поселения Славянского района от 24.12.2015 года N 1833 О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск на Кубани, по ул. Дзержинского между ул. Красной и ул. Ковтюха" внесены изменения по сроку действия договоров аренды земельных участков. В связи с действующими нормами земельного законодательства срок договора является существенным условием при заключении договора аренды, информация о сроке аренды указывается в извещении о проведении аукциона, поэтому принято решение об отмене указанных выше постановлений и утверждении новых, с указанием срока действия договоров аренды земельных участков - 10 лет.
Решения об отказе в проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков постановлениями главы администрации Черноерковского сельского поселения Славянского района от 01.10.2015 N 372 "Об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 23:27:0205000:10130, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, Черноерковского сельского поселения, 2200 м. Юго-Западнее станицы Черноерковской" и от 28.09.2015 N 370 "Об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 23:27:0207000:10158, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, Черноерковского сельского поселения, х. Верхний, ул. Рабочая, 49" приняты на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Решение об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:27:1002002:233, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, Коржевское сельское поселение, в 50 метрах западнее х. Коржевского, принято на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Постановлением от 08.07.2015 N 422 принято решение об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, так как, по мнению заказчика, администрации Анастасиевского сельского поселения, размер ежегодной арендной платы существенно занижен в сравнении с размером арендной платы земельных участков, обладающих аналогичными характеристиками и качествами. На основании постановления от 04.12.2015 "О проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, станица Анастасиевская, ул. Юных Коммунаров, 83" земельный участок являлся предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело документы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств несоответствиям законодательству действий администрации по отмене аукционов.
Суды правомерно указали, что отсутствие в решениях об отмене аукционов сведений и правовых обоснований о причинах их отмены не исключает возможности обжалования решений в судебном порядке.
Кроме того, прокурором не опровергнуты выявленные органами местного самоуправления нарушения, исключающие проведение торгов по продаже права аренды соответствующих земельных участков.
На основании изложенного, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения управления от 10.03.2017 о прекращении рассмотрения дела N 429/2016.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса отсутствуют основания для переоценки установленных по делу обстоятельств.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А32-24586/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.