г. Краснодар |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А25-332/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением видеоконференц-связи с Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики (судья Дышекова А.С., секретарь судебного заседания Гербекова А.М.), от заявителя - акционерного общества "Недра" (ИНН 0909000199, ОГРН 1020900729552) - Карпова А.В. (доверенность от 25.01.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000194, ОГРН 1040900961386) - Манугевича К.И. (доверенность от 10.01.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - Урчукова В.М. (доверенность от 31.01.2018) и Айбазова О.Н. (доверенность от 20.03.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и заявившего о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Недра" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2017 (судья Биджиева Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Афанасьева Л.В.) по делу N А25-332/2017, установил следующее.
АО "Недра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 N 035/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Усть-Джегутинский межрайонный прокурор и Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Решением от 27.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2017, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что материалы дела не содержат доказательства наличия в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения; соответствие плана развития горных работ на 2016 год техническому проекту и законодательству о недрах следует из факта его согласования Кавказским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике; общество исполнило условия плана развития горных работ на 2016 год.
В соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Управление и Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в отзывах на кассационную жалобу просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности общества является добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня (ОКВЭД 08.11.2). Общество осуществляет разработку Джегутинского месторождения на основании двух лицензий ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ.
На основании письма заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2016 N 7-19-16 старшим помощником Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В. и начальником отдела недропользования Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики Айбазовым О.М-У. 30.12.2016 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом законодательства о недрах в соответствии с лицензиями ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ по добыче известняка и глины на Джегутинском месторождении цементного сырья в границах земель, расположенных на территории Усть-Джегутинского муниципального района за 2013 - 2016 годы.
В ходе проверки установлено, что общество систематически на протяжении 2013 - 2016 годов не выполняет объемы добычи известняка и глины, предусмотренные Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годы" (далее - проект работ) и годовыми планами развития горных работ, тем самым нарушая пункты 4.1 и 4.2 лицензионного соглашения от 01.09.2008; пункты 4.1 дополнения N 1, зарегистрированного 16.12.2011 под N 196; пункты 4.3, 7 условий пользования недрами изменений от 29.09.2016 N 240 к лицензии от 08.09.2008 ЧЕР 00283 ТЭ; пункты 4.1 дополнения N 1 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного 16.12.2011 под N 197 (Приложение N 10); пункты 4.3, 7 условий пользования недрами изменений от 29.09.2016 N 241 к лицензии от 08.09.2008 ЧЕР 00285 ТЭ.
Общество систематически на протяжении 2013 - 2016 годов производит несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых, тем самым нарушая пункт 4.17 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами при добыче известняков и глин от 01.09.2008 (Приложение N 2), главы 6 дополнения N 1, зарегистрированного 16.12.2011 под N 196; пункта 6.3 Приложение к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ; Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00283 ТЭ, зарегистрированного 29.09.2016 под N 240; Условия пользования недрами и пункта 4 лицензионного соглашения от 01.09.2008 (Приложение N 2), главы 6 дополнения N1, зарегистрированного под N197 от 16.12.2011; пункта 6.3 Условий пользования недрами Изменения к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного 29.09.2016 под N 241.
Годовые планы развития горных работ за период 2013 - 2016 годов в части объемов добычи не соответствуют проекту "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годы". Обществом в 2015 и 2016 годах несвоевременно подготовлены и согласованы планы развития горных работ. В 2016 году по проекту разработки АО "Недра" должно было добыть 818,4 тыс. тонн глины и 3 321,6 тыс. тонн известняка.
Из формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" видно, что обществом добыто 430.1 тыс. тонн глины (в том числе потери 6 тыс. тонн) и 1 903 тыс. тонн известняка (в том числе потери 7 тыс. тонн). По годовому плану развития горных работ за 2016 год обществом должно было быть добыто 578,0 тыс. тонн глины и 2 699,0 тыс. тонн известняка.
По результатам проверки 30.12.2016 старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и начальник отдела недропользования Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики составили справку о выявленных нарушениях обществом законодательства о недрах при осуществлении добычи известняка и глины на Джегутинском месторождении цементного сырья в границах земель, расположенных на территории Усть-Джегутинского муниципального района за период 2013 - 2016 годы.
И.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в присутствии законного представителя общества (Карпова А.В.) вынес постановление от 22.02.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, и направил административный материал в управление для рассмотрения.
28 февраля 2017 года управление в присутствии законного представителя общества (Карпова А.В.) вынесло постановление N 035/2017, которым привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что указанное постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды, руководствуясь положениями статей 11, 22, 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьями 50, 51, 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71, пунктами 5, 8, 14 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 N 85, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Судебные инстанции установили, что неотъемлемыми составными частями лицензий ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ являются: Приложение N 1 - Сведения об участке недр и недропользователе; Приложение N 2 - Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи известняков и глин с целью получения грубомолотого шлама для производства цемента на Джегутинском месторождении цементного сырья. Руководитель управления взамен ранее действующего Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами при добыче известняков и глин с целью получения грубомолотого шлама для производства цемента на Джегутинском месторождении цементного сырья включил в состав лицензий ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ в качестве неотъемлемой составной части: Условия пользования недрами Усть-Джегутинского месторождения цементного сырья (Приложение N 9 - Дополнение N 1, зарегистрированное Управлением 16.12.2011 под N 196; Приложение N 10 - Изменение N 2, зарегистрированное Управлением 03.03.2014 под N 231; Изменения к лицензии, зарегистрированное Управлением 29.09.2016 под N 240) в новой редакции. Условия пользования недрами Усть-Джегутинского месторождения цементного сырья (Приложение N 10 - Дополнение N 1, зарегистрированное Управлением 16.12.2011 под N 197; Приложение N 11 - Изменение N 2, зарегистрированное Управлением 03.03.2014 под N 232; Изменения N 2 к лицензии, зарегистрированное Управлением 03.03.2014 под N 232, Изменение к лицензии, зарегистрированное 29.09.2016 под N 241) в новой редакции.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Лицензионного соглашения от 01.09.2008 (Приложение N 2 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ), недропользователь обязан обеспечить объем добычи известняка и глины достаточный для производства грубомолотого шлама в количестве, определяемом договором с ЗАО "Кавказцемент", единственного потребителя производимой продукции, но не менее 1 900 тыс. тонн известняка и 400 тыс. тонн глины, что позволит обеспечить производство грубомолотого шлама не менее 2 100 тыс. тонн в год; соблюдать технологию работ, предусмотренную проектом строительства, разработки и рекультивации карьера, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной обработки полезных ископаемых.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Дополнения N 1 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ (Приложение N 9), владелец лицензии обязан обеспечить объем добычи известняка и глины в количестве, достаточном для обеспечения грубомолотым шламом ЗАО "Кавказцемент", но не менее 100 тыс. тонн известняка и 400 тыс. тонн глины в год; соблюдать технологию работ, предусмотренную проектом строительства, разработки и рекультивации карьера, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной обработки полезных ископаемых.
В силу пункта 4.3 Приложения N 1 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00283 ТЭ, зарегистрированного 29.09.2016 под N 240 Условия пользования недрами, сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 7 Приложения N 1 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00283 ТЭ, зарегистрированного 29.09.2016 под N 240 Условия пользования недрами, согласованный уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Согласно положениям абзацев 3, 4 пункта 3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами от 01.09.2008 (Приложение N 2), недропользователь обязан с 01.06.2006 приступить к выполнению вскрышных работ и добыче известняков в объеме 1 000 тыс. тонн в год и глины 200 тыс. тонн в год. Суммарный объем добычи на Джегутинском месторождении цементного сырья должен соответствовать потребности в сырье ЗАО "Кавказцемент" - единственного потребителя производимого ЗАО "Недра" грубомолотого шлама; соблюдать технологию работ, предусмотренную проектом разработки и рекультивации карьера, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых.
В силу пункта 4.1 дополнения N 1 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного 16.12.2011 под N 197, Приложение N 10, владелец лицензии обязан обеспечить объем добычи известняков не менее 2 800 тыс. тонн и глины не менее 200 тыс. тонн в год. Суммарный объем добычи по двум лицензиям на Джегутинском месторождении цементного сырья должен соответствовать потребности в сырье ЗАО "Кавказцемент" - единственного потребителя производимого ЗАО "Недра" грубомолотого шлама.
В соответствии пунктами 4.3, 7 Приложения к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного 29.09.2016 под N 241 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ Условия пользования недрами, сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения; согласованный уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Судебные инстанции установили, что разработка месторождения в пределах указанных в лицензии производится на основании Проектной документации - "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годов" и ежегодно составляемых на ее основании Планов развития горных работ. Проектная документация - "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годов" предусматривает на 2016 год объем добычи известняка - 3 321,6 тыс. тонн, глины - 818,4 тыс. тонн.
План развития горных работ общества на планируемый 2016 год первоначально предусматривал объемы добычи: известняка (1 квартал - 568,964 тыс. тонн; 2 квартал - 771,222 тыс. тонн; 3 квартал - 808,914 тыс. тонн; 4 квартал - 510,333 тыс. тонн, всего - 2 659,43 тыс. тонн); глины (1 квартал - 125,06 тыс. тонн; 2 квартал - 166,36 тыс. тонн; 3 квартал - 174,49 тыс. тонн; 4 квартал - 110,73 тыс. тонн, всего - 576,64 тыс. тонн).
Суды исследовали протокол рассмотрения годового плана развития горных работ от 24.12.2015 N 07 и установили, что Кавказское управление Ростехнадзора, согласовало АО "Недра" План развития горных работ на 2016 год с учетом потерь сырья при добыче полезных ископаемых: добыча известняка - 2 699 тыс. тонн; добыча глины - 578 тыс. тонн. В связи с изменением потребности АО "Кавказцемент" в грубомолотом шламе, План развития горных работ на 2016 год корректировался дважды.
Кавказское управление Ростехнадзора протоколом рассмотрения годового Плана развития горных работ на 1 квартал 2016 года от 22.01.2016 N 07/1 скорректировало План развития горных работ и планируемых потерь полезных ископаемых на 1 квартал 2016 года на Джегутинском месторождении цементного сырья и согласовало АО "Недра" следующие объемы добычи известняка - 341,46 тыс. тонн; глины - 66,34 тыс. тонн. Протоколом рассмотрения годового плана развития горных работ на II-полугодие 2016 года от 04.07.2016 N 07/2 Кавказское управление Ростехнадзора скорректировало План развития горных работ и планируемых потерь полезных ископаемых на II-полугодие 2016 года на Джегутинском месторождении цементного сырья, согласовав АО "Недра" следующие объемы добычи известняка - 910,2 тыс. тонн; глины - 193,1 тыс. тонн.
Таким образом, План развития горных работ АО "Недра" на 2016 год после корректировок предусматривал следующие объемы добычи: известняк: 1 квартал - 341,46 тыс. тонн, 2 квартал - 771,222 тыс. тонн, II-полугодие - 910,2 тыс. тонн, всего - 2 022,88 тыс. тонн; глина: 1 квартал - 66,34 тыс. тонн, 2 квартал - 166,36 тыс. тонн, II-полугодие - 193,1 тыс. тонн, всего - 425,800 тыс. тонн.
Судебные инстанции установили, что согласно отчету 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2016 год" обществом добыто 1 896 тыс. тонн известняка и 424,1 тыс. тонн глины. В соответствии с Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годы" общество должно было добыть в 2016 году: известняка 3 321,6 тыс. тонн (16 608/5=3 321,6 тыс. тонн); глины 818,4 тыс. тонн (1 500+2 592=4 092/5=818,4 тыс. тонн). Согласно Плану развития горных работ на 2016 год общество должно было добыть известняка - 2 659,43 тыс. тонн; глины - 576,64 тыс. тонн. Невыполнение обществом объемов добычи полезных ископаемых в 2016 году, предусмотренных Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2015 годы" составило: известняка - 36,8%, глины - 48,2%. Документально данный вывод общество не опровергло.
Установив, что План развития горных работ за 2016 год в части объемов добычи не соответствуют Проекту "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годы"; общество не обеспечило суммарный уровень добычи полезных ископаемых, предусмотренных Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011 - 2050 годы", суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Довод общества о том, что объем добычи полезных ископаемых в спорном периоде произведен в соответствии с установленной потребностью в сырье АО "Кавказцемент" противоречит установленным по делу обстоятельствам и не опровергает допущенное обществом правонарушение.
Суды установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности. Доказательства обратного общество не представило.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Установив, что объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере недропользования у общества имелась, судебные инстанции сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 по делу N А25-332/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.