г. Краснодар |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А53-15041/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (ИНН 6161060065, ОГРН 1106165007013) - Головановой А.М. (доверенность от 05.07.2017), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление о вручении телеграмм), рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2017 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-15041/2017, установил следующее.
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - учреждение, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - отделение, страховщик) о признании недействительным решения от 03.05.2017 N 2 в части начисления 689 428 рублей 14 копеек страховых взносов по дополнительному тарифу на доходы работников воинских частей, состоящих в трудовых отношения на должностях инженерно-технического состава (авиационный техник), а также 898 739 рублей 26 копеек пеней.
Решением суда от 17.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.12.2017, учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы тем, что в целях соблюдения гражданских и пенсионных прав застрахованных лиц на льготное назначение пенсии и включение в стаж работы периодов занятости в должностях авиационных техников инженерно-технического состава государственной авиации в соответствии с российским законодательством, суммы выплат и иных вознаграждений в пользу данных работников подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации категории "авиационный техник" авиационных воинских частей, обслуживаемых управлением, не отнесен законодателем к категории лиц, в отношении которых осуществляется уплата страховых взносов в пенсионный фонд по дополнительным тарифам на все выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу указанной категории работников. Ссылается на пункт 9 статьи 25 и статью 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя учреждения, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление Пенсионного фонда в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону провела плановую выездную проверку правильности начисления, полноты уплаты и своевременности перечисления учреждением страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой нарушения не выявлены.
В порядке контроля отделение в период с 07.12.2016 по 02.02.2017 провело повторную выездную проверку учреждения, по результатам которой составило акт от 31.03.2017 N 2 и приняло решение от 03.05.2017 N 2 о начислении 2 518 742 рублей 28 копеек страховых взносов по дополнительному тарифу и 898 739 рублей 26 копеек пеней.
Учреждение обжаловало решение отделения в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт "а" части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является, в том числе, выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ определено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2013 году равные 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%.
Согласно статье 58.3 Закона N 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на видах работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
Основным фактором, определяющим обязанность плательщика по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам, является соответствие выполняемых работниками видов работ, тем видам работ, которые поименованы в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
Суд обоснованно указал, что в рассматриваемом случае у учреждения имелась обязанность в проверяемом периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занимающим должности, перечисленные в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (авиационным техникам) пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.
Из статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ следует, что условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию. Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 N 310-КГ16-11033.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за тяжелый труд и особые условия труда работникам летного состава гражданской авиации предоставлено право на досрочную страховую пенсию по старости. При этом страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Согласно постановлению Правительства России от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяются соответственно Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 (далее - постановление N 459).
В частности, к летному составу гражданской авиации для назначения досрочной страховой пенсии по старости относятся: члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Постановлением N 459 установлен список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции справкам, гражданский персонал, состоящий в трудовых отношениях на должностях инженерно-технического состава ("авиационный техник по планеру и двигателям", "авиационный техник по приборам и электрооборудованию", "авиационный техник по радиооборудованию"), выполняет должностные обязанности по проведению регламента и ремонта оборудования военной техники и вооружения в структурном подразделении воинской части - технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) авиационных полков (эскадрилий), во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях (ангарах, мастерских и лабораториях ТЭЧ), находящихся на удалении от открытых стоянок авиационной техники.
Суд обоснованно сослался на статью 21 Воздушного кодекса Российской Федерации, в силу которой государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации, указав, что в случае неуплаты страховых взносов по дополнительным тарифам страхователь лишает рассматриваемую категорию граждан возможности включения соответствующих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
В статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие виды авиации: гражданская, государственная, экспериментальная.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения задач в области обороны Российской Федерации, в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации.
Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации экипаж воздушного пилотируемого судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от того, в какой должности они работают.
Право на установление трудовой пенсии по старости досрочно имеют лица, работающие на должностях инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, которые предусмотрены Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением N 459.
В указанный Список включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера и инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Работы в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации осуществляются авиационными техниками (механиками, мотористами) всех наименований; мастерами и инженерами всех наименований; начальниками цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право у лиц данной категории на установление страховой пенсии по старости досрочно возникает при наличии следующих условий:
- мужчины, имеющие стаж на указанных работах не менее 20 лет и страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;
- женщины, имеющие стаж на указанных работах не менее 15 лет и страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.
В Положении о системе оплаты труда гражданского персонала также приведен Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, который разделен на три раздела.
В раздел I включены работы с тяжелыми и вредными условиями труда. В группе работ по обслуживанию, ремонту и хранению вооружения, военной техники и военного имущества перечислены такие виды работ, как обслуживание, ремонт и хранение авиационной техники (пункт 1, утратил силу в соответствии с Приказом Министра обороны России от 29.04.2011 N 611); испытание авиационных и турбовинтовых двигателей и двигателей внутреннего сгорания (дизельных, карбюраторных) в помещениях (пункт 5); испытание агрегатов реактивных самолетов и газотурбинных двигателей в помещениях (пункт 6); мойка самолетов и вертолетов с применением химических реагентов и растворителей, содержащих вредные химические вещества 2 - 4 классов опасности (пункт 7); обработка деталей авиационных двигателей с применением материалов, содержащих толуол, ацетон и другие вредные химические вещества 2 - 4 классов опасности (пункт 9); обработка материалов полетной информации на электрохимической импульсной бумаге вручную (пункт 10); обслуживание и ремонт в войсках реактивной (кроме сверхзвуковой) и турбовинтовой авиационной техники и вертолетов (пункт 11); разборка и сборка арматуры внутри мягких топливных баков самолетов при их ремонте (пункт 14); ремонт агрегатов, оборудования, сельхозаппаратуры и авиадвигателей самолетов и вертолетов после авиационно-химических работ с применением химических средств, а также авиадвигателей, работающих на этилированном бензине (пункт 15); техническое обслуживание самолетов и вертолетов с газотурбинными двигателями (кроме вертолетов 4 класса) и на авиационно-химических работах с применением ядохимикатов (пункт 16). Выполнение указанных работ в том числе входит в функциональные обязанности авиатехников.
Следовательно, суд обоснованно указал, что в приложениях к трудовым договорам сотрудников указаны их должностные обязанности, которые соответствуют видам работ, поименованным в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ. Согласно трудовым договорам установлена полная занятость работников, занимающих указанную должность (8-ми часовой рабочий день).
В целях соблюдения гражданских и пенсионных прав застрахованных лиц на льготное назначение пенсии и включение в стаж работы периодов занятости в должностях авиационных техников инженерно-технического состава государственной авиации в соответствии с российским законодательством, суммы выплат и иных вознаграждений в пользу данных работников подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии у учреждения в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ обязанности в спорном периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу работников, занятых на вредных, тяжелых и (или) опасных видах работ, и занимающих должности (профессии), установленные списками, независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.
Судебные инстанции рассмотрели и обоснованно отклонили ссылки учреждения на пункт 9 статьи 25 Закона N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты пеней за нарушение сроков уплаты спорных дополнительных платежей, правильно отметив, что письменные разъяснения отделения и Управления Пенсионного фонда в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону не содержат информации, свидетельствующей об отсутствии обязанности по начислению и уплате страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Статья 25 Закона N 212-ФЗ предусматривает уплату пеней на сумму не уплаченных страховых взносов. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (части 1, 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ). Пеня не является мерой ответственности и на ее начисление не распространяются нормы об исковой давности.
Поскольку в указанных письмах не содержится информация об отсутствии у учреждения обязанности по начислению и уплате дополнительных страховых тарифов в отношении авиатехников, судебные инстанции обоснованно отклонили его доводы о наличии оснований для освобождения от уплаты пеней.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Проверяя довод об отсутствии обязанности по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, кассационная инстанция учитывает следующее.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, установлены статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (пункт 1 статьи 333.37 Кодекса).
В пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано, что судам необходимо учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Следовательно, для возникновения права на льготу требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса в целях защиты публичных интересов, закрепленное законодательством, и выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Учреждение не подтвердило наличие у него этих условий для возникновения права на льготу по государственной пошлине - участие учреждения в арбитражном процессе не обусловлено защитой публичных интересов либо осуществлением функций государственного органа.
Как видно из материалов дела, рассмотренный спор возник из отношений, связанных с уплатой страховых взносов по дополнительному тарифу, участие учреждения в настоящем деле обусловлено его обязанностью по соблюдению страхового законодательства Российской Федерации как страхователя.
В материалы дела не представлены доказательства того, что настоящее дело связано с действиями и решениями учреждения как государственного учреждения, участвующего в настоящем деле в связи с выполнением функций, направленных на защиту государственных, общественных интересов.
В силу статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса с учреждения подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы. Об уплате государственной пошлины учреждение свидетельствует представленное учреждением платежное поручение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А53-15041/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.