г. Краснодар |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А53-21767/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Проконсмет" (ИНН 6147038300, ОГРН 1156191000019) - Дормидонтовой В.В. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьего лица - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проконсмет" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.11.2017 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-21767/2017, установил следующее.
ООО "Проконсмет" (далее - общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 14.06.2017; обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём принятия нового решения; выдать предписание в отношении Министерства транспорта Ростовской области (далее - министерство), которым обязать министерство устранить допущенные нарушения положений частей 9, 11 статьи 31, части 3.1 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Решением суда от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что суды необоснованно не приняли во внимание отсутствие у Аксенова Р.А. права на подписание заявки на участие в открытом конкурсе в связи с тем, что был назначен новый руководитель общества, о чем общество после проведения конкурса уведомляло заказчика; суды неправильно применили Закон N 44-ФЗ и не применили письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2017 N Д28и-1675; апелляционный суд необоснованно не отложил рассмотрение апелляционной жалобы по ходатайству общества.
В отзыве управление просил судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 27.04.2017 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по корректировке проектной документации на реконструкцию автомобильных дорог; срок подачи заявок - до 10 часов 19.05.2017.
19 мая 2017 года общество направило заявку на участие в конкурсе по лоту N 2, датированную 18.05.2017. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкуре от 23.05.2017 общество признано победителем конкурса по лоту N 2.
После получения проекта контракта 26.05.2017 общество направило министерству письмо, в котором указало о смене руководителя общества с 17.05.2017.
Общество обратилось в управление с жалобой на действия министерства, указав, что общество признано победителем конкурса; после получения проекта контракта оно выявило ошибку в заявке на участие в конкуре: в заявке от 18.05.2017 общество указало в качестве руководителя общества Аксенова Р.А., в представленной обществом выписке из ЕГРЮЛ от 17.05.2017 руководителем также указан Аксенов Р.А., а с 17.05.2017 руководителем общества являлась Аксенова Е.А.; заказчик обязан был отстранить общество от участия в конкурсе и отказаться от заключения контракта.
Решением от 14.06.2017 управление признало жалобу общества необоснованной.
Общество обратилось с заявлением о признании решения управления недействительным.
Суды отказали в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона; выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности. В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица. В силу части 4 названной статьи все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день. В силу части 2 названной статьи заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Согласно части 3 статьи 52 Закона N 44-ФЗ непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.
Согласно части 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. В силу части 3 названной статьи конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. В соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона N 44-ФЗ по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. В силу части 3 названной статьи в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, общество обращаясь с жалобой на действия заказчика, ссылалось на наличие решения от 17.05.2017, принятого единственным участником общества Аксеновым Р.А., согласно которому он освобожден от должности директора общества и на должность директора назначена Аксенова Е.А. При этом заявка от 18.05.2017, в которой в качестве руководителя указан Аксенов Р.А., подана обществом 19.05.2017; к заявке приложено решение от 22.12.2014 о назначении руководителя и выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 17.05.2017. Аксенов Р.А. присутствовал при вскрытии конвертов с заявками 19.05.2017, однако до вскрытия конвертов не уведомил заказчика об изменении сведений, указанных им в заявке.
О том, что у общества с 17.05.2017 назначен иной руководитель, общество уведомило министерство 26.05.2017 после подведения итогов конкурса и получения от заказчика проекта контракта.
Суды установили, что с заявлением в налоговый орган о внесении сведений о руководителе в ЕГРЮЛ общество обратилось 30.05.2017; сведения об изменении директора общества внесены в ЕГРЮЛ 06.06.2017, после подведения итогов конкурса и истечения срока заключения контракта.
Антимонопольный орган также установил, что в соответствии с доверенностью от 17.05.2017 Аксенов Р.А. обладал полномочиями на заключение от имени общества контракта, подписание им контракта на основании доверенности не являлось бы изменением условий контракта, однако контракт в установленный срок не подписан, обеспечение исполнения контракта также отсутствовало; согласно протоколу от 05.06.2017 министерство признал общество уклонившимся от заключения контракта. Суды исследовали представленную в материалы дела доверенность, выданную Аксенову Р.А. 17.05.2017, и установил наличие полномочий на представление интересов общества в качестве участника закупки при осуществлении закупок государственными и муниципальными заказчиками, в том числе в порядке Федерального закона N 44-ФЗ, подписание от имени общества договоров по итогам процедур определения поставщика (подрядчика), подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика) в процедурах закупки.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к выводу о том, что действия общества не свидетельствуют о добросовестном поведении общества, как победителя конкурса.
Согласно части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что у комиссии министерства отсутствовали основания для признания недостоверными представленных обществом сведений и отстранения общества от участия в конкурсе. При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие в действиях министерства нарушений Закона N 44-ФЗ, признали правильными выводы антимонопольного органа, отклонившего жалобу общества, и правомерно отказали обществу в удовлетворении заявления.
Довод о неприменении судами письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2017 N Д28и-1675 не является основанием для отмены судебных актов, поскольку в самом письме указано, что Минэкономразвития России действующим законодательством Российской Федерации не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Довод о том апелляционный суд необоснованно не отложил рассмотрение апелляционной жалобы по ходатайству общества в связи с невозможностью явки его представителя, отклоняется: позиция общества изложена в апелляционной жалобе; общество извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, неявка в судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, подавшего апелляционную жалобу, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А53-21767/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что у комиссии министерства отсутствовали основания для признания недостоверными представленных обществом сведений и отстранения общества от участия в конкурсе. При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие в действиях министерства нарушений Закона N 44-ФЗ, признали правильными выводы антимонопольного органа, отклонившего жалобу общества, и правомерно отказали обществу в удовлетворении заявления.
Довод о неприменении судами письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2017 N Д28и-1675 не является основанием для отмены судебных актов, поскольку в самом письме указано, что Минэкономразвития России действующим законодательством Российской Федерации не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2018 г. N Ф08-2459/18 по делу N А53-21767/2017