Решение Приморского краевого суда от 22 июня 2023 г. по делу N 3а-122/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Никифоровой Е.В.
с участием прокурора Куприяновой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геомар" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация Находкинского городского округа Приморского края, Краевое государственное казённое учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 года (далее - Перечень).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30 декабря 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Геомар" (далее - ООО "Геомар") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости площадью 1096,50 кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный объект недвижимости включён в вышеназванный Перечень под пунктом ....
Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности здания в указанный Перечень объектов недвижимого имущества не согласен, поскольку оно не является административно-деловым центром и торговым центром, так как здание используется под размещение служебных кабинетов работников, обеспечивающих осуществление основного вида общества - погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах. В нем расположены служебные кабинеты, вспомогательные помещения и места общего пользования: холлы, коридоры, сантехнические узлы, лестничные клетки, архивы, складские помещения, помещения с инженерным оборудованием и т.д.
Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного, административного назначения, используется в целях осуществления хозяйственной деятельности общества, техническая документация данного здания не предусматривает размещение офисных помещений.
В соответствии с экспликацией технического паспорта здание имеет назначение - нежилое, состоит из помещений "кабинет", "коридор", "касса", "холл", "лестничная клетка", "щитовая", "туалет".
Наименование "здание-административный корпус" не свидетельствует о правомерности отнесения здания в Перечень на 2023 год как объект, указанный в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении объекта недвижимости в оспариваемый Перечень процедура определения его фактического использования не проводилась.
Включение объекта в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Просит признать недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 года, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, со дня его принятия.
В судебное заседание представители министерства экономического развития Приморского края, администрации Находкинского городского округа Приморского края, Краевого государственного казённого учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представили письменные отзывы и ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Каменецкая О.В. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям административного иска.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Правительства Приморского края Хан Е.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что здание с кадастровым N включено в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N: "под здание офиса", на котором располагается здание. Административный истец не воспользовался правом на обращение в министерство с заявлением об исключении принадлежащего ему здания из оспариваемого Перечня.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Геомар" является собственником объекта недвижимости площадью 1096,50 кв. м с кадастровым N___, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Нежилое здание с кадастровым N включено в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30 декабря 2022 года.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введению в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 5 декабря 2022 года) Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных критериев.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащий ООО "Геомар" объект недвижимости с кадастровым N имеет наименование "здание - административный корпус". Данные о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым N площадью 969,12 кв. м, имеющим вид разрешенного использования "под здание офиса".
Между тем такой вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о безусловном размещении в здании объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту объект недвижимости имеет помещения: кабинеты, тамбур, коридоры, щитовые, сан. узел, буфет, кладовую, лестничные клетки.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Само по себе наименование здания "административный корпус" не свидетельствует о размещении в нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
Согласно технической документации в составе принадлежащих административному истцу объектов недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Также отсутствие предусмотренных законом оснований включения указанного здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы установлена вступившими в законную силу судебными актами.
При указанных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное здание не подлежало включению в оспариваемый Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Согласно пункту 1.4 Порядка, решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учетом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Между тем соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
При указанных выше обстоятельствах непроведение мероприятий по определению вида фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов, на 2023 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу ООО "Геомар" с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, оплата которой подтверждается имеющимся в материалах дела платежным документом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Геомар" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Геомар" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 июня 2023 г. по делу N 3а-122/2023
Опубликование:
-