Вопросы и ответы
Как быть с исполнением налоговой обязанности, если человек признан безвестно отсутствующим или недееспособным?
В статье 51 НК РФ предусмотрен специальный порядок исполнения налоговой обязанности для двух категорий физических лиц: признанных судом безвестно отсутствующими и признанных судом недееспособными.
Лицо может быть признано безвестно отсутствующим или недееспособным по основаниям, предусмотренным ст.29 и 42 Гражданского кодекса РФ. При этом в отношении лиц, признанных судом ограниченно дееспособными, сохраняется общий порядок по уплате налогов и сборов.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.
Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано без начисления процентов уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанности по уплате причитающихся с них пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения обозначенных обязанностей. Если в установленном порядке будет принято решение об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным, то с этого дня возобновляется приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Уполномоченные лица или опекуны, допустившие налоговые правонарушения при исполнении возложенных на них обязанностей, в случае привлечения их к ответственности, уплачивают соответствующие штрафы только за счет собственных средств. Указанная особенность отличает уполномоченного и опекуна от иных законных представителей налогоплательщика. Кроме того, привлеченные к ответственности за собственные налоговые правонарушения, не связанные с исполнением налоговых обязанностей безвестно отсутствующего или недееспособного лица, уполномоченные лица или опекуны не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные Налоговым кодексом, за счет имущества лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным.
С какими обстоятельствами налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности?
На основании положения п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора;
со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ.
Среди перечисленных юридических фактов уплата налогов (сборов) наиболее распространенный способ прекращения налогового обязательства.
Следует обратить внимание, что к особым случаям уплаты налогов (сборов) относятся зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст.78 НК РФ, и возврат излишне взысканного налога, установленный ст.79 НК РФ.
Предусмотрено ли налоговым законодательством освобождение от уплаты налога на строения, помещения и сооружения сотрудников Федеральной службы налоговой полиции?
Согласно п.1 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. от 24 июля 2002 г.) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются, в частности, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
В соответствии со ст.12 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудниками налоговой полиции являются лица, занимающие должности в федеральных органах налоговой полиции. Однако к лицам, имеющим статус военнослужащих на основании ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", сотрудники органов налоговой полиции не относятся, поэтому льгота по уплате налога на строения, помещения и сооружения на них не распространяется.
В каком порядке осуществляется постановка на учет налогоплательщиков в налоговых органах?
Налоговый учет - одна из основных форм налогового контроля. Как указано в ст.83 части первой Налогового кодекса, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. При этом налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), единый для всех видов налогов и сборов на всей территории Российской Федерации. Согласно ст.102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением некоторых сведений, в том числе об идентификационном номере налогоплательщика, составляют налоговую тайну.
На основании ст.54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. В свою очередь, п.2 ст.8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и устанавливать особенности учета иностранных организаций.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства физического лица в целях налогового учета признается место, где это лицо постоянно или преимущественно проживает.
Порядок постановки на налоговый учет определяется в зависимости от категории налогоплательщиков.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и охранников осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В дальнейшем указанные лица согласно ст.84 НК РФ обязаны уведомлять налоговый орган об изменениях в уставных и других учредительных документах организации, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности в 10-дневный срок с момента регистрации этих изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента такого изменения.
В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи соответствующего заявления.
Статьей 85 НК РФ предусмотрено, что заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту ее нахождения в течение 10 дней по месту государственной регистрации. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими деятельность по регистрации места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учету и регистрации имущества и сделок с ним в соответствии с положениями ст.85 НК РФ.
Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставленной вышеуказанными органами. Однако при этом налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на налоговый учет. Переучет физических лиц производится налоговыми органами на основании положений ст.84 НК РФ, однако возможность снятия данных лиц с налогового учета законодательством не предусмотрена.
Важно отметить, что на основании ст.83 НК РФ местом нахождения имущества признается:
для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;
для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
В каких случаях обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом?
Основанием применения залога как способа обеспечения исполнения налоговых обязательств является изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Статьей 73 НК РФ предусмотрено, что юридическим основанием залога является соответствующий договор между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, если иное не установлено приведенным положением Налогового кодекса. Вместе с тем предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством.
Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
В чем заключаются особенности правового статуса свидетеля в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации?
Опрос свидетеля как форма налогового контроля установлен ст.90 НК РФ.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Поскольку ст.51 Конституции РФ предусмотрено, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, то п.2 ст.90 определен круг лиц, которые не могут вызываться в качестве свидетелей, и этот перечень может быть расширен по основаниям, предусмотренным законодательством. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Правовое положение свидетеля, закрепленное ст.90 НК РФ, имеет некоторые отличия от статуса свидетеля, установленного нормами УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Во-первых, физическое лицо может быть вызвано в качестве свидетеля на стадии проведения налоговых проверок, т.е. до возбуждения производства о налоговом правонарушении, поэтому на практике возникает вопрос о правомерности привлечения данного лица к ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Во-вторых, указанной нормой Налогового кодекса не предусмотрен порядок принудительного привода свидетеля для дачи показаний налоговым органам.
Н.В.Герасименко,
кандидат юридических наук,
научный сотрудник Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2003, N 3